Результаты по методике К. Г. Юнга на выявление характера.
Тип семьи | Тип характера | ||
Экстраверсия | Амбиверсия | Интроверсия | |
Деформированная | 5 человек | 13 человек | 3 человека |
Полная недеформированная | 8 человек | 12 человек | 2 человека |
По результатам данного исследования мы можем сделать вывод о том, в деформированных и полных семьях преобладающий тип характера амбиверсия (13 и 12 человек). Испытуемым свойственны общительность, и замкнутость; пассивность и активные действия. Все зависит от места и времени действия. У них вполне устойчивая психологическая ориентация на мир внешних объектов (экстраверсия) и на внутренний субъективный мир (интроверсия). У пяти и восьми человек из двух типов семей, имеют экстраверсию как тип характера. Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого, «подобно магниту», притягивают к себе интересы, «жизненную энергию» субъекта, что в известном смысле ведет к отчужденности субъекта от себя самого, к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. Это является не свойственным явлением для подростков из деформированных семей, и мы можем говорить о внутриличностных структурных нарушениях. Три и два человека имеют тип характера интроверсию. Для этого типа характера фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации.
Следующей мы провели «Методику измерения ситуативной и личностной тревожности Спилбергера- Ханина». Данные занесены в таблицу 2.3.
Таблица 2. 3
Выраженность ситуативной и личностной тревожности у испытуемых.
Тип семьи | СТ | ЛТ |
Деформированная | 47,6 | 46, 8 |
Полная недеформированная | 38,8 | 41, 7 |
Наше исследование показало, что у подростков из деформированных семей, высокий уровень ситуативной и личностной тревожности. Это говорит о том, что это подростки плохо адаптируются в окружающем мирре, не сдержаны в высказываниях, суждениях, подвержены паники и непредсказуемым разрешениям событий. В полных семьях, ситуативная и личностная тревожность подростков находится в пределах нормы. Испытуемые реально смотрят на мир, их беспокойство не выходит за рамки, а зависит не от постоянных, а временных факторов. Умеренной ситуативной и личностной тревожностью являются показатели от 31 до 44 баллов. Индивидуальные данные показали, что в деформированных семьях у 9 подростков он находится в этом промежутке баллов, но все равно выше, чем у подростков из полных семей. У остальных испытуемых индивидуальные показатели выше нормы, по анализу обоих групп.
Для выявления уровня агрессивности и его разновидности мы использовали методику выявления уровня агрессивности Басса – Дарки. Для оценки и выявления преобладания одного из вида агрессии. Данные занесены в таблицу 2.4.
Таблица 2.4
Результаты по методике уровня агрессивности Басса – Дарки.
Тип семьи | Физическая агрессия | Косвенная агрессия | Обида | Вербальная агрессия | Чувство вины |
Деформированная | ≈ 6 | - 2 | ≈ 5 | ≈ 5 | - 6,3 |
Полная недеформированная | 6,1 | - 2,4 | 4,3 | 4,7 | -5, 8 |
Проведя данную методику, мы выявили, что преобладают данные по шкалам «чувство вины» и «чувство обиды» у деформированных семей. Это говорит о том, что подростки в таких семьях считают себя плохими, что они приносят только зло и делают все не правильно. Данные по шкале «чувство обиды», говорят нам о зависти и ненависти к окружающим за действительные и вымышленные действия. Так же выше среднего выражены данные по физической агрессии. У полных недеформированных семей, показатели по всем шкалам находятся в среднем диапазоне, кроме физической агрессии. Это можно объяснить возрастными особенностями, теми критическими процессами, которые происходят на физиологическом и психологическом уровне. Данные по этой шкале выше, чем у подростков из деформированных семей.
Для выявления механизмов защиты у подростков, мы использовали методику Плутчика - Келлермана – Конте, данные занесены в таблицу 2.5
Таблица 2.5