ДЕ 6,7: Философия познания. Научное познание

Познание – процесс производства, приобретения и воспроизведения новых знаний человеком.

Наука –сфера деятельности общества, обеспечивающая производство объективного, достоверного знания о реальности.

Объект и субъект познания –понятия гносеологии.Объект – та часть действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект противостоит субъекту как нечто непонятное, непознанное, но в то же время, требующее изучения.Субъект познания– человек, группа, общество в целом, осуществляющие познавательную деятельность. Следует отметить, что хотя познание непосредственно осуществляется отдельным человеком или группой, тем не менее, в конечном итоге действительным субъектом познания является общество в целом. Это обусловлено тем, что в большинстве случаев проблемы познания порождены потребностями общественного развития, а само научное познание может реально осуществляться лишь благодаря общественному производству, обеспечению исследований научными приборами, подготовленными кадрами ученых, изданием научных публикаций, созданием и материальным содержанием научных учреждений и т.п.

Истина и заблуждение.Под И. понимается такое знание, которое соответствует своему объекту. В теории познания различают понятия абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина –полное, всестороннее, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина –неполное, неточное, приблизительное знание, которое уточняется в ходе научного познания. А.и. – это скорее идеал, к которому стремится познание. Большинство же научных истин относительны. Заблуждение –противоположность истины. Под З. понимается искаженное представление об объекте. З., как непреднамеренное искажение, следует отличать от лжи, которая является сознательным, преднамеренным искажением. С точки зрения диалектики И. и З. неразрывно связаны, а роль заблуждений в науке не только отрицательна, но имеет и положительные аспекты. Научное познание невозможно без З. а многие истины добыты в ходе преодоления З. Наличие З. создает в науке противоречия и тем самым стимулирует поиск истины.

Концепции истины: когерентная, корреспондентская, конвенциональная, прагматическая и др. Корреспондентская или классическая концепция трактует истину как соответствие знания своему объекту. КогерентнаяК.и. усматривает критерий истинности нового знания в его логической согласованности с уже известным, надежно доказанным знанием или с более общей, охватывающей системой знания. КонвенциональнаяК.и. предлагает оценивать знание как истинное, если оно разделяется большинством людей или является результатом соглашения (конвенции) ученых. Прагматическая К.и. рассматривает знание как истинное, если оно полезно, выгодно субъекту. ЭкзистенциалистскаяК.и. трактует истину как «правду, которая у каждого своя». Конвенциональная, прагматическая и экзистенциалистская К.и. содержат в себе наряду с рациональными моментами столь значительный момент субъективизма, что их впору рассматривать не как критерии истины, а как индикаторы возможного заблуждения. Наиболее объективным и достоверным критерием истины является общественная практика.

Агностицизм –философская позиция, отрицающая познаваемость мира или же ограничивающая возможность истинного познания. Причинами агностицизма являются как объективные трудности познания мира, так и философские позиции скептицизма (т.е. преувеличение моментов сомнения, недоверия к возможностям познания), релятивизма (абсолютизация изменчивости мира, недооценка его устойчивости, а значит и возможности познания), субъективного идеализма (сводящего действительность к комплексу ощущений субъекта и на этом основании отрицающим возможность объективного, сущностного знания).

Объяснение –раскрытие сущности изучаемого объекта путем установления тех связей, причин, законов, которые определяют существенные характеристики данного объекта.

Дискурс –логично выстроенная мысль. Д. означает также процесс получения знания путем логического рассуждения.

Контекст –относительно законченная часть текста или речи, в рамках которой выявляется смысл отдельных входящих в нее фраз, идей, положений. В разных контекстах одна и та же мысль приобретает различный смысл и значения. Вырывание мысли из характерного для нее контекста приводит к искажению ее смысла, ошибкам в ее трактовке. Вырывание мысли из контекста является одним из наиболее распространенных приемов софистики, применяемых с целью искажения истины.

Интуиция –способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без какого-либо рационального вывода. Творческое мышление невозможно без И. и включает в себя как рационально осмысленные, так и несознаваемые, интуитивные моменты.

Интерпретация –истолкование смысла тех или иных положений, научных теорий, текстов, памятников культуры прошлых эпох и др. Значимость И. в том, что одни и те же теории, события, поступки, тексты могут быть интерпретированы в существенно различных, порой даже противоположных смыслах.

Категории –наиболее общие и фундаментальные понятия науки. Каждая из наук базируется на своих особых категориях. Например, к категориям физики относятся масса, энергия, сила, заряд, потенциал, электромагнитное поле и др. К категориям философии относятся противоречие, связь, развитие, система, сущность, явление, необходимость, случайность и др.

Метод –это система приемов и правил, обеспечивающих достижение определенных результатов в познании и на практике. Научный методдолжен отвечать требованиям обоснованности, целенаправленности, систематичности построения, соответствия природе изучаемого объекта.

Методология –1) учение о методах и других предпосылках познания; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности.

Понятие – форма мысли, отражающая существенные, общие качества предметов, явлений действительности.

Практика – совокупность всех форм предметной деятельности человека и общества. П. является основой познания и наиболее объективным и достоверным критерием его истинности.Основными формами практики являются: производственная (промышленность, сельское хозяйство, сфера быта и другие производственные сферы);общественно-политическая (государственное управление, реформирование общества, войны, революции, классовая борьба и т.п.), инаучно-экспериментальная.

Теория –система обобщенного, достоверного знания, описывающая и объясняющая определенную область действительности.

ДЕ 6,7: Философия познания. Научное познание - student2.ru ДЕ 6,7: Философия познания. Научное познание - student2.ru ДЕ 6,7: Философия познания. Научное познание - student2.ru ДЕ 6,7: Философия познания. Научное познание - student2.ru ДЕ 6,7: Философия познания. Научное познание - student2.ru Формы научного познания – типы познавательных средств, соответствующие закономерным этапам развития исследовательского процесса.К основным Ф.н.п. относятся проблема гипотеза, факт, закон, научная теория, научная картина мира.Научнаяпроблема –форма познания, характеризующая недостаточность знаний или несоответствие средств, необходимых для достижения целей. Гипотеза – научно обоснованное предположение о причинах проблемы и средствах ее разрешения.Факты – достоверные, конкретные данные об объекте, полученные в результате наблюдений или экспериментов. Научные законы – положения, отражающие объективные, существенные, устойчивые связи или качества объектов действительности. Научная теория – система обобщенного, доказательного знания, описывающая и объясняющая определенный объект.Научная картина мира – обобщение множества теорий, относящихся к определенному уровню материи (физическая, химическая, геологическая и др. картины мира) или к миру в целом. Представленная последовательность форм научного познания носит закономерный характер.Поэтапное движение исследования по схеме: проблема гипотеза факт закон научная теория научная картина мира является одним из закономерных циклов развития процесса познания.

Методы научного познания –разделяются на философские, общенаучные и конкретно-научные. Основным из философских методов является метод диалектики, применимый во всех областях познания и практики. Конкретно-научные методы вырабатываются каждой из частных наук и применимы в сфере конкретного, специального знания (например, методы хроматографии, катализа и др. в химии). Общенаучные методы познания отражают общие закономерности, присущие познавательной деятельности, и применимы во всех науках. Среди общенаучных методов можно выделить три уровня: методы эмпирического исследования, методы теоретического познания и общелогические методы. К методам эмпирического исследования относятся наблюдение, эксперимент, измерение. К методам теоретического познания –аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, системный подход и др. К общелогическим методам относятся индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, идеализация, аналогия, моделирование и др.

***Методы эмпирического исследования***

Наблюдение –это целенаправленная фиксация данных о существенных свойствах, связях или проявлениях объекта в его естественном состоянии. Эксперимент –это наблюдение над объектом в специально созданных условиях преднамеренного воздействия на него заранее определенными факторами. Эксперимент в отличие от простого наблюдения позволяет выявить такие свойства объекта, которые в естественных условиях остаются скрытыми. Выбор объекта и способа наблюдения (или эксперимента) обусловлен гипотезой или теорией, которой руководствуется исследователь. Измерение –это определение численных значений исследуемых параметров объекта.

***Методы теоретического познания***

Аксиоматический метод –это способ построения научной теории на основе аксиом, из которых чисто логическим путем выводятся теоретические положения (теоремы, законы, методы и др.). Гипотетико-дедуктивныйметод построения теории заключается в формировании гипотез, объясняющих исследуемое явление, дедуктивном выводе из этих гипотез логических следствий и последующей проверке этих следствий путем сопоставления с фактами (данными эксперимента).

***Общелогические методы познания***

Анализ –это мысленное или реальное разделение объекта на составные части с целью их познания. Синтез –это формирование целостного образа объекта на основе мысленного соединения его отдельных частей.Метод сравнения состоит в сопоставлении исследуемого объекта с родственными, альтернативными или конкурентными объектами, выявлении их сходства и различий с целью более разностороннего и глубокого познания. Метод абстрагирования состоит в выделении и изучении существенных характеристик объекта при одновременном отвлечении от других характеристик данного объекта. Идеализация –это мыслительная процедура, состоящая в построении идеализированных теоретических объектов, не существующих в действительности, но, тем не менее, отражающих существенные свойства реальных объектов и способствующих их математическому анализу. Примерами идеализированных объектов являются «математический маятник», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и др. Аналогия –это умозаключение о некоторых свойствах данного объекта, сделанное на основании наличия этих свойств у другого объекта, сходного с данным. Моделирование состоит в изучении свойств объекта на его упрощенной физической или математической модели, отражающей существенные свойства данного объекта.

Аксиомы –исходные положения научной теории, на основе которых осуществляется доказательство других положений данной теории. Признание истинности А. основывается не на логических доказательствах, а на том, что они являются интуитивно ясными обобщениями обширного опыта человеческой деятельности.

Анализи синтез –методы научного познания. Анализ –это мысленное или физическое расчленение исследуемого объекта на составные части и изучение их в отдельности. Синтез –это формирование целостного образа объекта на основе мысленного соединения его отдельных частей. А. и С. взаимосвязаны друг с другом: синтез невозможен без анализа, а анализ во многом лишен смысла без синтеза.

Аргумент –суждение (или совокупность суждений), приводимое для доказательства истинности какого-либо положения, закона теории.

Верификация – установление истинности (или наоборот ложности, бессмысленности) научных положений путем их сравнения с фактами (экспериментальными данными). Понятие В. было выдвинуто в рамках неопозитивизма. Согласно принципу верификации всякое научно осмысленное утверждение о мире должно быть сводимо к совокупности данных экспериментального наблюдения. Положения, не поддающиеся проверке опытным путем, с точки зрения позитивизма бессмысленны и должны быть удалены из науки. Тем самым позитивисты объявили бессмысленными религию, всю традиционную философию, в том числе учения Гегеля, Маркса, Фрейда и т.п. Несмотря на внешнюю реалистичность и конструктивность принципа В., он по сути ведет к примитивизации науки, узкому эмпиризму, ограничивает научное исследование пределами экспериментальных данных, пытается свести теоретическое знание к описанию эмпирических фактов. К тому же сам принцип В. не вытекает из данных опыта и согласно собственной логике должен быть объявлен бессмысленным.

Гипотеза –научно обоснованное предположение о природе и причинах какого-либо явления, события. Научная Г. отличается от обыденных предположений и догадок своей обоснованностью фактами, логикой, учетом уже известных закономерностей объекта. Гипотетико-дедуктивныйметод научного исследования заключается в выдвижении гипотез, дедуцировании из них логических следствий и последующей проверки этих следствий фактами (данными эксперимента).

Антиномия –противоречие между двумя высказываниями о предмете, каждое из которых имеет законную силу и которые могут быть в равной степени убедительно обоснованы.

Научные революции– периодически происходящие в науке глубинные концептуальные перестройки, приводящие к смене теоретических представлений, методов и норм научного исследования. Примерами крупных Н. р., существенно изменявших исторический облик науки, являются разработка Н. Коперником гелиоцентрических представлений в астрономии взамен геоцентрических, создание И. Ньютоном и Г. Лейбницем основ дифференциального и интегрального исчисления, развитие Ч. Дарвином эволюционной теории в биологии, открытие Д. Менделеевым периодического закона в химии и создание периодической системы химических элементов и др.

Парадигма –совокупность общепризнанных теоретических представлений и методов, являющихся для научного сообщества эталоном постановки и решения научных проблем в течение определенного исторического периода. Понятие П. ввел в научное обращение Т. Кун в работе «Структура научных революций». Согласно Куну развитие науки в рамках определенной парадигмы характеризуется в качестве «нормальной» науки. Переход от существующей парадигмы к новой означает смену теоретических представлений, методов и норм научного исследования и носит характер научной революции. Носителем парадигмы является научное сообщество, т.е. группа ученых, занимающихся ее разработкой. Нередко в науке решение одних и тех же проблем осуществляется в рамках различных парадигм, развиваемых конкурирующими сообществами ученых. Смена парадигмы происходит при ее столкновении с аномалиями,т.е. проблемами, фактами, необъяснимыми в рамках данной парадигмы.

Конкретизация –мысленное соединение односторонних, абстрактных представлений об объекте в многостороннее, целостное, содержательно богатое знание. Конкретнымназывается мысленный образ объекта, отражающий его во всей полноте качеств, аспектов, связей, особенностей.

Объяснение –раскрытие сущности изучаемого объекта путем установления тех связей, причин, законов, которые определяют существенные характеристики данного объекта.

Определение –логическая операция, раскрывающая содержание понятия об объекте путем фиксации существенных признаков данного объекта, отличающих его от других объектов. Благодаря сжатому, концентрированному отражению существенных признаков объекта определения повышают емкость научного знания, сокращают сложные описания.

Дедукция и индукция –общенаучные логические методы получения нового знания. Метод дедукции состоит в развертывании рассуждений от общих посылок к частным следствиям по законам логики. Если истинны исходные посылки и не нарушены правила логического вывода, то с необходимостью будут истинными и следствия. Индукция –вид умозаключения, состоящий в движении мысли от частного к общему. Метод индукции состоит в обобщении данных опыта, фактов, полученных в ходе наблюдений и экспериментов, и формировании на этой основе теоретических положений. Методы И. И Д. противоположны по своему характеру и дополняют друг друга в познании.

Формализация – придание содержанию знания строгих, точных, конструктивных форм. Предельным вариантом Ф. является математизация, т.е. выражение знания в виде математических формул, графиков, таблиц и моделей. Однако Ф. может осуществляться не только в математических, но и в качественных вариантах, например, классификациях, блок-схемах, качественных алгоритмах и т.п.

Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука –последовательные этапы становления современной науки. Классическая наука (XVII – XIX в.в.), ориентируясь на идеал объективности знания, стремилась к исключению всего, что связано с влиянием субъекта познания. Любые проявления субъекта (ценности и интересы, научные приборы, многообразие исследовательских подходов и т.п.) рассматривались лишь как источник возможных ошибок и искажений. Неклассическая наука, получившая развитие в первой половине XX века, возникла под влиянием революции в естествознании на рубеже XIX – XX в.в. Развитие квантовой механики и теории относительности показало, что объект не отделен «каменной стеной» от субъекта. Оказалось, что процесс познания и его результаты определяются не только объектом, но зависят также от используемых субъектом приборов, исследовательских подходов, математических построений и т.п. Тем самым неклассическая наука выявила ограниченность «наивного объективизма» и показала зависимость научного познания от средств и способов деятельности познающего субъекта.Постнеклассическая науканачала формироваться в последней трети XX века под влиянием новых сдвигов в характере объектов и задач познания. Эти сдвиги связаны с переходом к междисциплинарным, комплексным исследованиям объектов, включающих человеческий фактор и требующих не только познания, но и преобразования. В этой новой ситуации необходимым условием объективности познания становится учет интересов как субъекта, так и объекта. Таким образом, классическая наука фокусирует внимание только на объекте, стремясь исключить все, что относится к субъекту. Неклассическая – связывает познание объекта с исследовательскими средствами субъекта. Постнеклассическая – увязывает знание об объекте не только с познавательными средствами субъекта, но и с ценностями и интересами как субъекта, так и объекта.

Натурфилософия –особый подход к истолкованию природы, основывающийся главным образом на методе философского умозрения. Для натурфилософских концепций характерно стремление к созданию всеобъемлющих картин мироздания, рассмотрение философии как «царицы наук», играющей главную роль в развитии теоретического знания, и уже упомянутая опора главным образом на умозрение в построении картины реальности. Натурфилософский характер присущ учениям Дж. Бруно, Т. Кампанеллы, Парацельса, Шеллинга, Гегеля.

Сенсуализм –философская позиция, рассматривающая данные органов чувств в качестве единственного источника достоверного знания.

Эмпиризм – философская позиция, согласно которой все знание выводимо из опыта. Позиция Э. сужает и примитивизует возможности познания, не учитывает того, что человеческий разум, опираясь на данные опыта, способен выходить далеко за рамки опыта, обобщать, прогнозировать и т.п.

Антропоморфизм –перенесение человеческих качеств на все явления природы. Согласно позиции А. любые явления природы, в том числе и неживой, наделяются биологическими, психологическими и социальными качествами человека, например, способностями жить, умирать, переживать, общаться, рассуждать. Например, «небо хмурится», «звезда со звездою говорит» и т.п.

Наши рекомендации