ДЕ 3-а: Детерминизм и индетерминизм
Детерминизм –учение о всеобщей обусловленности, причинности и закономерности явлений действительности. Ядром принципа детерминизма является концепция причинно-следственной связи явлений, согласно которой каждое явление имеет свои причины, по отношению к которым оно выступает как следствие.Причинность носит необходимый характер: при определенных внешних и внутренних условиях причина снеобходимостью порождает следствие. Исследование причинно-следственных связей между явлениями составляет основу научного познания и является отличительной особенностью научного мышления. Различие концепций Д., возникавших в истории философии, связано, прежде всего, с различными трактовками связи понятия причины с понятиями «необходимость» и «случайность». Д. фаталистического толка абсолютизирует необходимость, не оставляя в мире места для случайности (Б. Спиноза, П. Гольбах, П. Лаплас и др.). Абсолютизация случайностей и отрицание необходимости, закономерности означает фактически индетерминизм, т.е. отрицание детерминизма. Представление индетерминистов о том, что бытие – это хаотический поток случайностей, лишенный закономерности, не соответствует действительности и лишает смысла науку. Диалектическая концепция Д. преодолевает крайности фатализма и индетерминизма, выявляя в реальности как необходимость, так и случайность и устанавливая диалектическую взаимосвязь этих моментов бытия.
Индетерминизм –философское учение, отрицающее причинную обусловленность и закономерность явлений действительности. И. противостоит детерминизму, как учению о всеобщей обусловленности, причинности и закономерности явлений бытия.
Динамические и статистические законы.Под динамическими законамипонимаются такие, которые характеризуют однозначную связь состояний в движении исследуемого объекта (примером могут быть законы классической механики). Статистические законыхарактеризуют тенденции, присущие большим совокупностям случайных объектов (событий). Поэтому С.з. присущ вероятностный характер. С.з. имеют место в демографии, генетике, экономике, квантовой механике и т.п.
Вероятность –это мера возможности какого-либо явления или события. В. события характеризует степень осуществимости данного события в действительности. С другой стороны, В. это степень необходимого в возможном (например, вероятность выживания млекопитающих в дикой природе составляет примерно 33%).
Свобода – возможность самостоятельных действий со знанием дела исходя из собственных побуждений. С. человека зависит не только от внешних возможностей выбора, но и от развитости его внутреннего духовного мира, способности достигать гармонии с собой и другими людьми. С позиций диалектики С. – это не волюнтаризм, не произвол, а деятельность на основе познаннойнеобходимости.Свобода выбора предполагает иответственностьчеловека за свой выбор.
Возможность и действительность.В. – философская категория, обозначающая явления, события, которые еще не стали наличным бытием, но имеют предпосылки своего осуществления. Действительность – это вся сфера наличного бытия. В узком смысле Д. – это реализованная возможность. Следует различать реальнуюи формальную В. В. называется реальной если она выражает закономерную, необходимую тенденцию, для осуществления которой имеются все условия. Формальная В. отличается тем, что в действительности отсутствуют условия, необходимые для ее реализации. Формальная В. не противоречит законам бытия и этим отличается от невозможности, т.е. того, что принципиально не может быть реализовано. Например, невозможно создание вечного двигателя. И в теоретической и в практической деятельности важно отличать возможное от невозможного. Из-за бездействия реальная В. может быть упущена и стать формальной. В то же время, формальная В. при созревании необходимых условий может стать реальной. Например, возможность полета человека в космос была в XIX веке формальной, а в XX веке стала реальной.
ДЕ 4: Диалектика
Диалектика –учение о наиболее фундаментальных, коренных качествах бытия и обусловленных ими методах познания и деятельности. К основным
принципам Д. относятся: противоречивость бытия, познания, человеческой жизни; всеобщая связь явлений; развитие; системность. Д. противостоит метафизика,являющаяся ее антиподом, либо искажающая ее основные принципы.
Догматизм и релятивизм.Под Д. понимается некритический тип мышления, при котором выдвигаемые представления рассматривается как абсолютные, вечные истины, пригодные во все времена, во всех условиях и т.п. Характерными примерами Д. являются положения религиозных вероучений, которые преподносятся как вечные, священные истины, не подлежащие критическому обсуждению и требующие слепой, беспрекословной веры. Догматик –это человек, для которого характерно слепое доверие авторитетам, некритический подход к действительности, консерватизм и инертность ума. Релятивизм –противоположен догматизму. Если Д. абсолютизирует некритичность, неизменность, статичность подходов и представлений, то Р., наоборот преувеличивает относительность, недостоверность, зыбкость как бытия, так и познания. С точки зрения крайнего Р. действительность лишена какого-либо устойчивого субстанционального ядра, а наука являет собой совокупность заблуждений. Крайности Д. и Р. преодолеваются диалектикой, соединяющей в своих представлениях устойчивость и изменчивость явлений, абсолютность и относительность знания.
Синергетика –наука о природе самоорганизации и ее законах. С точки зрения С. спонтанные процессы самоорганизации наиболее вероятны в открытых, неравновесных, нелинейных системах большой сложности, получающих из среды энергию или вещество, богатое энергией.
Софистика – применение в спорах или доказательствах ложных доводов – софизмов, –замаскированных внешней формальной правильностью. К основным приемам С. относятся вырывание представлений об отдельных сторонах объекта из их связи с другими, подмена действительных связей вымышленными, передергивание фактов, искажение смысла понятий, подмена главного второстепенным и т.п.
Эклектика – способ мышления, состоящий в бессистемном рассмотрении объекта, представлении его как механической суммы сторон. С позиций Э. объект отображается беспорядочно, нецелостно, без единого основания, без учета различий между главным и второстепенным, что приводит к безрезультатности в теории и на практике.
Эвристика – методология поисковой, изобретательской деятельности человека в сложных, нестандартных ситуациях.
ДЕ 5: Философия сознания
Сознание – способность человека к идеальному, осмысленному отражению действительности. С. является социальным качеством человека, т.е. формируется только в обществе. К основным качествам С. относятся способность к мышлению, идеальность, идеаторность, рефлексивность, интенциональность,активность, материализация в языке и речи.
Самосознание –познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и действующего субъекта. Самоанализ, самооценка, самокритика, присущие мыслящему субъекту, характеризуются также понятиемрефлексия.
Рефлексия – самоанализ, самопознание, обращение сознания к собственным предпосылкам.
Бессознательное –совокупность глубинных пластов и процессов человеческой психики, несознаваемых человеком. Различают индивидуальное бессознательное, изучавшееся в теории психики З. Фрейда, и коллективное бессознательное, изучавшееся его учеником К.Г. Юнгом.
Вера –это жизненная позиция или установка сознания, выражающая убежденности человека в истинности или святости определенных представлений о мире. В. предполагает принятие таких представлений как самоочевидных, независимо от их обоснованности. Вера может быть не только религиозной, но и рациональной. Элементы рациональной веры всегда присутствуют в науке (доверие к тем или иным подходам, концепциям, аксиомам науки, личностям и т.п.). Религиозная вера основана на откровении, иррациональной убежденности в святости религиозного вероучения, на безусловном поклонении всему, что связано с Богом.
Дух и душа. Под духом в философии понимается идеальное объединяющее начало, придающее цельность, внутреннюю силу, творческие потенции душевному миру человека или какой-либо общности людей (например, «дух народа»). Согласно Н. Бердяеву дух есть Божественное начало в человеке, выражающееся в любви, справедливости, долге, свободе, творчестве. Душа –глубинный внутренний мир человека, связанный с его телом, одухотворяющий его телесные потенции. Согласно Платону Д. содержит в себе три неравноценные составляющие: высшее – разумное начало, среднее – волевое и низшее, более всего приверженное телу – вожделеющее.
Архетипы –древние бессознательные психические образы, отражающие коллективный опыт человеческого рода. Согласно К.Г. Юнгу, предложившему данное понятие для объяснения бессознательной сферы человеческой психики, А. являют собой архаичные типы понимания мира, выкристаллизовавшиеся в итоге многократных повторений типичных переживаний, повторяющихся жизненных ситуаций, типов судьбы и т.п. Архетипы составляют содержание коллективного бессознательного. Примерами А. их являются образы Родины – матери, Героя, побеждающего дракона, Сына, нашедшего своих родителей, Мудрости в образе старика и др.
Мышление –высшая форма отражения реальности и управления человеческой деятельностью. М. состоит в целенаправленном, активном отражении существенных связей действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях, концепциях, теориях и т.п. Опираясь на чувственные восприятия, М. преодолевает их ограниченность и способно выходить за пределы чувственного опыта, выявлять сущностные законы бытия, творить новое, прогнозировать будущее и т.п.
Разум – высшая форма человеческого мышления, позволяющая отражать закономерные связи и качества вещей в рациональном знании. Р. проявляет себя в формах познания, целеполагания, организации, деятельности. Философским обобщением познавательного опыта Р. является методология и логика.
Рассудок – форма человеческого мышления, относящаяся к сфере обыденного, повседневного сознания, ограниченного рамками «здравого смысла».
Творчество – достижение качественно новых результатов в процессе человеческой деятельности.
Антропосоциогенез –процесс становления социальной природы человека и общества. Основу А. составляет процесс выделения общественного человека из животного мира, длившийся по разным данным от 2,8 до 5 млн. лет. Процесс А. изучается такими науками как археология, антропология, этнография, биология, философия, культурология.