Иррационалистическая философия XIX в.

Иррационализм- антитеза рационализму, учение о непознаваемости иррационального мира с помощью логики, понятийного мышления, науки. В онтологии - учение, по которому в мире нет устойчивых, фиксированных элементов и связей между ними.

Шопенгауэр Артур(1788-1860) - немецкий мыслитель, основоположник современного европейского иррационализма, противопоставивший систему своих взглядов прежде всего рационализму, панлогизму Гегеля. В основе мира лежит Воля, подчиняющая себе интеллект (волюнтаризм). Основной труд «Мир как воля и представление».Шопенгауэр – пессимист,считал жизнь трагедией, бессмысленной и бесцельной.

Кьеркегор Серен(1813-1855) - датский философ, теолог, писатель, его при жизни называли «Анти-Гегелем». Основные произведения в 20-ти томах литературного наследия: «Либо-либо», «Наслаждение и долг», «Болезнь к смерти», «Страх и трепет».Главная проблема, фундаментальность выбора человеком самого себя, выражается в особых экзистенциальных категориях: вера, грех, отчаяние, абсурд, возможность, смерть, одиночество.

Ницше Фридрих Вильгельм(1844-1900) - крупный немецкий философ, предвозвестник «философии жизни», экзистенциальной философии и философской антропологии, представитель волюнтаризма. Основные идеи Ницше: 1) переоценка всех ценностей - критическая, порой разрушительная идея ломки и уничтожения устаревших моральных (в основном христианских) ценностей и замена их новыми, провозглашенными в учении Ницше. 2) «воля к власти» - фундаментальное онтологическое понятие. Формуле Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую» Ницше противопоставляет положение: «я обладаю волей и действую, а следовательно, я живу». 3) идея Сверхчеловека -создателя и носителя новых ценностей и новой морали. Ницше утверждал: «Бог умер: мы хотим - пусть живет сверхчеловек». 4) идея «вечного возвращения». Основ ные произведения: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти».Большое влияние на Ницше оказали философ Шопенгауэр и композитор Вагнер. Свою философию Ницше назвал антихристианской.

Дильтей Вильгельм(1833-1911) - немецкий историк культуры и философ. Представитель философии жизни, основоположник понимающей психологии и школы «истории духа» (истории идей) в немецкой истории культуры. Основные произведения: «Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах», «Наброски к критике исторического разума», «Категории жизни».

«Философия жизни»- направление, сложившееся в последней трети XIX в. Кроме Дильтеяее представителями были Ницше, Бергсон, Шпенглери др. Возникла как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания. Обратилась к жизни как первичной реальности, целостному органическому процессу.

Диалектико-материалистическая философия. Маркс Карл (1818-1883)и Энгельс Фридрих(1820-1895) совершили глубокий переворот в общественной мысли - в философии, социологии и политической экономии. Учение Маркса и Энгельса получило название марксизм- по имени автора главного теоретического труда, в котором выражена и обоснована сущность этого учения, - «Капитала»Маркса. Основные работы Маркса: «К критике гегелевской философии права», «Экономическо-философские рукописи 1844 года»,вместе с Энгельсом написаны произведения: «Святое семейство, или Критика критической критики», «Немецкая идеология», «Манифест коммунистической партии», «Тезисы о Фейербахе», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии».

Главное положение марксизма: «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Основные разделы марксизма: диалектический материализм, исторический материализм, учение о построении социализма (коммунизма), политэкономия. Марксом и Энгельсом были переосмыслены гегелевская диалектика и философия права, в результате они пришли к материалистическому пониманию истории. История человечества - это естественно- исторический процесс. Законы истории объективны. В марксизме разработаны понятия о способе производства и общественно экономических формациях, в основе которых лежит тот или иной способ производства. Совокупность материальных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, называется производственными отноше ниями. Маркс выделил первобытную, рабовладельческую, феодальную, буржуазно-капиталистическую, социалистическую (коммунистическую) общественно-экономические формации. Общественно-экономическая формация - понятие философское. В структуру формации входит производственный базис общества ( способ производства), состоящий из производительных сил и производственных отношений, он первичен, и социально-идеологическая надстройка, в которую входят наука, искусство, политика, религия, идеология и др. Главными в производственных отношениях являются отношения собственности на средства производства. В обществе выделяются классы - группы людей, различающиеся отношением собственности на средства производства. Общественно историческая сущность сознания выражается в том, что сознание является продуктом социальной среды и не возникает вне общества.В структуру общественного сознания не входит государство.



Наши рекомендации