Функционально-семантические типы вводных единиц
1. Достоверность сообщаемого (уверенность): конечно, разумеется, полагаю, бесспорно, правда, несомненно, в самом деле, безусловно, действительно, без сомнения и др., например:Вы здесь, конечно, по каким-нибудь делам (А.С. Пушкин); Действительно, пышность и прозрачность батумских закатов были неправдоподобны (К.Г.Паустовский).
2. Предположение сообщаемого (неуверенность): наверное, кажется, вероятно, очевидно, видно, по-видимому, возможно, верно, может быть, должно быть, надо полагать и др., например:Очевидно, большому поэту мало быть только поэтом (Ю. Олеша); Быть может, это все пустое, Обман неопытной души!(А.С. Пушкин)
3. Эмоциональная оценка сообщаемого (радость, удовольствие, огорчение, сожаление, удивление, возмущение и т.п.): к счастью, к несчастью, к радости, к удивлению, к изумлению, к стыду, к огорчению, к прискорбию, к досаде, на счастье, на беду, на радость, странное дело, удивительное дело, грешным делом, нечего греха таить и др., например:Странное дело, комната почему-то не казалась чужой (Д. Гранин); К общему удивлению, он оказался веселым, разговорчивым и легким человеком. (Б.Полевой)
4. Степень обычности сообщаемого: по обыкновению, по обычаю, бывает, случается, как водится, как всегда и др., например: Как всегда осенью, меня одолевают воспоминания. (К.Г. Паустовский)
5. Источник сообщения: по преданию, по пословице, по слухам, по-моему, говорят, помнится, известно, слышно, по мнению, по словам, с точки зрения, как помню и др., например:Чернигов, по преданию, назван так от черного леса, среди которого он основан. (Б. Рыбаков); Но, говорят, вы нелюдим.(А.С. Пушкин); По-моему, каждый настоящий талант содержит в себе чувство современности (М.М. Пришвин).
6. Способ оформления мысли:
а) отношение говорящего к способам мыслей, к стилю высказывания, к тону и эмоциональной окрашенности речи: по выражению, короче, другими словами, выражусь прямей, прямо скажем, грубо (мягко) выражаясь, как говорится, что называется, говоря образно, честно говоря, между нами говоря, не в укор будь сказано, по правде, по совести, кроме шуток и др., например:Она – известная певица, он – только муж известной певицы, или, выражаясь закулисным термином, муж своей жены (А.П.Чехов); Ты сам, не во гнев будь сказано, погрешил много (Н.В.Гоголь);Запахло смородиной, вернее, смородиновым листом и нагретой солнцем березовой корой. (П.Нилин);Проще говоря, природу надо любить...(К.Г. Паустовский);
б) отношение между частями высказывания: порядок мыслей и их связь, заключение, обобщение, степень значимости сообщения, выделение тех или иных частей высказывания и т.д., иными словами, говорящий распределяет композиционно-смысловые акценты в предложении и тексте (вводные слова выполняют метатекстовую нагрузку): кстати, к примеру, например, наконец, вдобавок, в частности, главное, в общем, между прочим, к тому же, при том, при этом, сверхтого, вместес тем, во-первых, во-вторых, повторяю, подчеркиваю, значит, выходит, следовательно, напротив, наоборот, вообще, таким образом, одним словом, к слову сказать и др., например: Человек, влюбленный в свое дело, всегда симпатичен. Миша симпатичен вдвойне. Во-первых, он фанатичный фотограф-любитель, мечтающий об уникальных кадрах – вроде каменной глыбы, падающей на наши головы. Во-вторых, Миша – весьма приятный юноша, с высокого качества глазами, лирической улыбкой и добрым умом. (В.Санин); Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. Наоборот, по ночам они разгораются.(К.Г. Паустовский)
7. Привлечение внимания собеседника к сообщаемому с целью вызвать его реакцию на сообщение: видишь (ли), знаешь (ли), помнишь (ли), понимаешь (ли), веришь (ли), представь, послушай, сделай милость и др., например:Знаете, у недалеких и самолюбивых людей бывают моменты, когда сознание, что они несчастны, доставляет им некоторое удовольствие, и они даже кокетничают перед собой своими страданиями. (А.П. Чехов); И вдруг, представьте себе, я обнаружил, что тайна этих двоих, которую я так оберегал, известна всем.(К.Г. Паустовский)
Позиция вводного компонента предложения при всей его потенциальной подвижности регулируется целенаправленностью оценки. Если объектом оценки является содержание предложения в целом, то вводный компонент обычно стоит в начале или в конце. Если вводный компонент ориентирован на определенное слово, то в этом случае он занимает контактную позицию по отношению к этому слову. Для выделения вводных единиц используются запятые.