Структура диалога. Вопросно-ответный комплекс
Общим, что объединяет самые разнообразные диалогические ситуации по их структуре, является вопросно-ответный комплекс. Являясь необходимым звеном в мышлении и общении людей, вопросно-ответный комплекс выполняет две важнейшие функции: 1) В нем находит фиксацию и выражение развитие наших знаний о внешнем мире (познавательная функция); 2) С помощью вопросов и ответов осуществляется целенаправленная передача знаний и представлений от одного человека к другому (коммуникативная функция).
Вопрос и ответ – две противоположности единого целого: вопрос есть обращение, требующее ответа; ответ есть высказывание (суждение), вызванное вопросом. Итак, отношение вопроса и ответа составляет ядро диалога. В рамках этого отношения вопросу принадлежит ведущая роль. Он придает диалогу строгое направление.
Вопрос – это форма мысли, в которой выражено требование уточнить или получить новую информацию на основе уже имеющейся. Естественным средством выражения и синтаксического оформления вопроса выступает вопросительное предложение.
Логическая структура вопроса в общем виде такова:
1) в нем обозначено, хотя и весьма неопределенно, искомое; вопросительные местоимения и наречия «кто», «когда», «где», «сколько», «зачем», «почему» употребляются для обозначения соответственно класса или имени предмета, свойства или состояния, времени, места, количества, цели, причины;
2) в нем содержится некоторое знание в виде предпосылок; в них явно или скрыто заключена исходная информация, недостаточная для разрешения вопроса; предпосылки направляют поиск ответа и определяют его смысловое содержание;
3) в нем содержится требование перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию), от данного к искомому. Требуя найти, сообщить, уточнить некоторые сведения, вопрос выступает как продукт осознания разности между сущим и должным и потребности в устранении этой разности.
Классификация вопросов:
по степени выраженности в тексте: явные (выражаются в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное) или скрытые (выражаются лишь своими предпосылками);
в структурном плане простые и сложные (в противоположность сложному вопросу простой не может быть расчленен на элементарные вопросы);
по способу запроса неизвестного знания уточняющие и восполняющие вопросы; первые (или «ли»-вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений, а вторые (или «к»-вопросы) предназначены для выявления новых свойств у исследуемого объекта, для получения новой информации.
среди простых вопросов различают открытые (не связывают отвечающего строгими рамками, позволяют дать ответ в свободной, непринужденной форме) и закрытые (лимитируют отвечающего, требуя точного и определенного ответа в виде одного-единственного повествовательного предложения);
по количеству возможных на них ответов выделяют общие и частные вопросы;
по отношению к познавательной цели диалога вопросы бывают узловыми (если верный ответ на них служит непосредственно раскрытию темы диалога) и наводящими (подготавливающими к пониманию узлового вопроса);
по правильности постановки вопросы делятся на корректные, предпосылкой которых служит истинное и непротиворечивое знание, и некорректные, основанные на предпосылке ложного или противоречащего суждений, или суждения, смысл которого не определен.
Требования к вопросу:
- должен быть разумным, т.е. имеющим смысл : задай глупый вопрос и ты получишь глупый ответ.
- должен быть ясным.
-предпосылки вопроса должны быть истинными.
-вопрос должен быть конкретным.
Ответ – это суждение или совокупность суждений, вызванных вопросом. Основное предназначение ответа состоит в том, чтобы уменьшить неопределенность, выражаемую вопросом. В ряде случаев функция ответа заключается в указании на неправильную постановку вопроса. Один и тот же вопрос может иметь много разных ответов, неравнозначных по своим логико-информационным характеристикам. Поэтому различают следующие виды ответов:
по области поиска ответы делятся на прямые и косвенные;
по объему информации различают полные и частичные ответы;
по отношению к вопросу различают ответы по существу вопроса и ответы не по существу вопроса, когда ответ на поставленный вопрос подменяется рассуждением, логически с вопросом не связанным;
по степени точности ответы могут быть определенными или неопределенными;
по грамматической структуре – краткими и развернутыми;
по семантической характеристике – истинными или ложными.
Вопрос и его структура.
Вопрос - это форма мысли, в которой выражено требование уточнить или получить новую информацию на основе уже имеющейся. Естественным средством выражения и синтаксического оформления вопроса выступает вопросительное предложение.
Логическая структура вопроса в общем виде такова:
1) в нем обозначено, хотя и весьма неопределенно, искомое; вопросительные местоимения и наречия «кто», «когда», «где», «сколько», «зачем», «почему» употребляются для обозначения соответственно класса или имени предмета, свойства или состояния, времени, места, количества, цели, причины;
2) в нем содержится некоторое знание в виде предпосылок; в них явно или скрыто заключена исходная информация, недостаточная для разрешения вопроса; предпосылки направляют поиск ответа и определяют его смысловое содержание;
3) в нем содержится требование перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию), от данного к искомому. Требуя найти, сообщить, уточнить некоторые сведения, вопрос выступает как продукт осознания разности между сущим и должным и потребности в устранении этой разности.
Требования к вопросу: - должен быть разумным, т.е. имеющим смысл : задай глупый вопрос и ты получишь глупый ответ; - должен быть ясным; -предпосылки вопроса должны быть истинными; -вопрос должен быть конкретным.
В научной деятельности умение поставить вопрос является очень ценным и значимым, поскольку постановка вопроса есть половина его решения. Недаром говорят, что лишь гениям под силу поставить проблему, а талантливые люди смогут ее решить.
Виды вопросов.
Вопросы можно классифицировать по разным основаниям:
по степени выраженности в тексте: явные -выражаются в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное (Н-р: Какую погоду прогнозируют синоптики на конец декабря?) или скрытые -выражаются лишь своими предпосылками (н-р испытание завершились благополучно, но эксперимент отклонился от заранее намеченного плана. – это вопрос по содержанию, но повествование по форме);
в структурном плане простые (Н-р: Кто сегодня отсутствует?) и сложные (в противоположность сложному вопросу простой не может быть расчленен на элементарные вопросы, н-р: Между какими веществами произошло взаимодействие и какие соединения получились?);
по способу запроса неизвестного знания уточняющие и восполняющие вопросы; первые (или «ли»-вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений, а вторые (или «к»-вопросы) предназначены для выявления новых свойств у исследуемого объекта, для получения новой информации.
среди простых вопросов различают открытые (не связывают отвечающего строгими рамками, позволяют дать ответ в свободной, непринужденной форме) и закрытые (лимитируют отвечающего, требуя точного и определенного ответа в виде одного-единственного повествовательного предложения);
по количеству возможных на них ответов выделяют общие (Н-р, как ведут себя жидкости при замерзании?) и частные вопросы (Н-р, что произойдет с водой при замерзании?);
по отношению к познавательной цели диалога вопросы бывают узловыми (если верный ответ на них служит непосредственно раскрытию темы диалога) и наводящими (подготавливающими к пониманию узлового вопроса);
по правильности постановки вопросы делятся на корректные, предпосылкой которых служит истинное и непротиворечивое знание, и некорректные, основанные на предпосылке ложного или противоречащего суждений, или суждения, смысл которого не определен.
Названые виды вопросов широко используются как при подготовке к выступлению, так и при изложении материала. Всякое углубление в изучаемый материал связано с переходом от открытых вопросов к закрытым, от общих к частным, от наводящих к узловым.
Вопросы могут быть правильно или неправильно поставленными, т.е. корректными или некорректными. Вопросы могут иметь творческий или нетворческий характер. Ответ на творческий вопрос отыскивается опосредованным путем, требует умственного напряжения и может сопровождаться выработкой и использованием новых, пока неизвестных знаний и методов.
Ответ и его структура
Основное предназначение всякого ответа состоит в том, чтобы уменьшить неопределенность, выражаемую вопросом. Так, получение обоснованного ответа на вопрос "Существовала ли Aтлантида?" в два раза, согласно теории информации, уменьшило бы неопределенность в наших знаниях относительно существования Aтлантиды.
В ряде случаев функция ответа заключается в указании на неправильную постановку вопроса. Например, ответ "Нынешняя Франция не является королевством" на вопрос "Кто является нынешним королем Франции?" может быть дан в качестве неявного упрека в некомпетентности вопрошающего относительно соответствующего положения дел и, следовательно, указания на неуместность поставленного вопроса.
Один и тот же вопрос может иметь много разных ответов, неравнозначных по своим логико-информационным характеристикам. В частности, бывают ответы прямые и косвенные, полные и частичные, исчерпывающие и неисчерпывающие, релевантные и нерелевантные и т.д.
Виды ответов
Множество высказываний, которые получаются из основы вопроса путем подстановки вместо переменной х имен из области неизвестной вопроса, образует класспрямых ответов. Сообщая свою основу и выделяя область неизвестной, вопрос тем самым определяет класс прямых ответов. Например, на вопрос "Кто из русских дворян был революционером?" можно дать прямые ответы, подставляя вместо неизвестной в основу "х из русских дворян был революционером" следующие имена: Александр Меньшиков, Александр Радищев, Александр Герцен, Лев Толстой и др., но не Ярослав Мудрый, Емельян Пугачев, Иван Бабушкин, поскольку они не были русскими дворянами. Как видим, прямой ответ не является обязательно истинным.
Косвенный ответ можно определить как ответ, не являющийся прямым, но находящийся с ним в некоторой логической связи, благодаря чему есть возможность в той или иной мере удовлетворить требование вопроса. Например, на вопрос "Есть ли жизнь на планете Венера?" можно ответить: "Температура атмосферы этой планеты равна приблизительно 485°С, а при такой температуре все живое гибнет". Этот ответ будет косвенным. Он, как и схема его построения, т.е. основа вопроса, не содержится под вопросительным знаком, однако из него логически следует прямой ответ: "На Венере нет жизни". По сравнению с прямым косвенный ответ нередко содержит дополнительные сведения и потому используется для всестороннего рассмотрения вопроса.
Полный ответ–это ответ, без остатка устраняющий сообщаемую вопросом неопределенность. Им является всякий прямой ответ, а также всякое непротиворечивое высказывание, из которого следует прямой ответ. Совокупность (конъюнкция) истинных полных ответов называется исчерпывающим ответом. Таким образом, всякий исчерпывающий ответ является полным, но не наоборот.
Частичный ответ–ответ, в некоторой степени устраняющий сообщаемую вопросом неопределенность и приближающий превращение неизвестного в известное. Им является всякое высказывание, вытекающее в качестве следствия из прямого ответа на основе принятых положений, но не наоборот. Так, ответы "Гагарин или Климук является первым космонавтом" и "Кто-то из советских летчиков является первым космонавтом" –частичные ответы. Каждый из них следует из прямого ответа "Гагарин является первым космонавтом". Частичный ответ может быть ценным в том отношении, что с его помощью нахождение нужной информации ограничивается более узким кругом вариантов.
Правила постановки вопросов
Вопрос – языковое выражение, фиксирующее требование к устранению неопределенности в знании или понимании некоторого предмета. В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения, хотя не всякое вопросительное предложение (например, риторическое) является вопросом.
Логическая структура вопроса в общем виде такова: а) в нем обозначено, хотя и весьма неопределенно, искомое; б) в нем содержится некоторое предпосылочное знание; в) в нем содержится требование перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию), от данного к искомому. Например, задавая вопрос "Кто совершил первое кругосветное плавание?", мы ставим задачу указать неизвестное нам имя человека, который первым совершил кругосветное путешествие.
Правила постановки вопросов
1. Вопрос должен быть разумным, т.е. имеющим смысл. Непременным условием выполнения этого требования является соблюдение синтаксических и семантических правил того языка (возможно, языка научной теории), на котором вопрос формулируется. Не исключено, что вопрос, разумный в рамках языка одной теории, может оказаться неразумным в рамках языка другой теории, и наоборот.
2. Вопрос должен быть ясным и точным. Этими качествами, наряду с осмысленностью, определяется понимание вопроса. Неразумно браться за изложение, тем более за решение вопроса, если он не ясен или не точен.
3. Предпосылки вопроса должны быть истинными высказываниями. Вопрос, как правило, опирается на множество разнообразных предпосылок, аккумулирующих ранее полученную и усвоенную информацию.
4. Вопрос должен ставиться конкретно. При неконкретной их формулировке диалог приобретает схоластический, беспредметный характер.