Социально-психологический роман «Герой нашего времени». 1840 г.
Композиция: нарушен хрон. порядок. Цель – показать Печорина с разных сторон в разных обстоятельствах жизни, постепенно приближая его к читателю. «Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью» (В.Г. Белинский). Печорин представлен через призму различных воспр. Лерм. ведет повеств. от внешнего к внутреннему, от описания к анализу.
Порядок в романе: Бэла, Максим Максимыч. Журнал Печорина: Предисловие. Тамань, Княжна Мери, Фаталист.
Хрон. последовательность: Тамань, Княжна Мери, Бэла, Фаталист, Максим Максимыч, Предисловие к «Журналу Печорина»
Печорин. Молодой человек лет 25-ти. «Стройный, тонкий стан», «Усы его и брови были черные – признак породы в человеке». Типичное порождение столичной дворян. среды. Умеет играть на слабостях людей, упрям, эгоистичен – жертвой его своеволия погибает Бэла, страдает Мери. Имеет переменчивую натуру, не может найти своё место в жизни. Динамика его состояний – это разум – страсть – разум. Трагичность его в разрыве между разумом и чувствами. Автор-повеств. видит Печорина, как привлекательного молодого человека с аристократ. чертами и необыкновенными глазами – они не смеются, когда смеётся Печорин - «признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Рисуя картину ожесточения души главного героя, писатель одновременно изображает ожесточившееся поколение. Тематика – исследование совр. человека, его отношений с миром. Тема свободы и несвободы. Печорин стремиться исследовать человека, ставит над окруж. эксперименты.
Двойники Печорина: 1) Грушницкий. Антипод Печорина (искусственен, неумен, самовлюблен, позер). Карикатурный двойник Печорина. 2) Вернер. «Скептик и материалист… а вместе с этим и поэт… хотя в жизнь свою не написал двух стихов». Цинизм Вернера на словах, Печорин же глубже и сложнее. 3) Вулич. Фаталист, верит в судьбу, отдаётся воле рока.
Вера: была возлюбл. Печорина, приносит себя в жертву желанию Григория быть любимым, страдает. Потеряв Веру, Печорин осознает, что только она могла дать ему то чувство, кот. он искал. Мери:благородная светская девушка, жертва Печорина.
Черты реализма: «герой времени» (типич. черты чел. эпохи), объективность, психологизм. Романтизм: мятежность и страстность натуры, внимание к внутреннему миру. • «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок?» - итог точки зрения и автора, и героя.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Н.В. Гоголь. Реалист. обществ. комедия «Ревизор». (1835г.)
Осн. прием – сатира. Гротескное чиновничество. В Ревизоре собрано в кучу «всё дурное в России»
Оригинальность композиции: начинается сразу с завязки («Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор»). Кольцевая. В финале «оканчивается драма и сменяет её онемевшая мимика».
Герои: Иван Александрович Хлестаков – «тоненький, худенький», «без царя в голове». Никого не обманывает, плывёт по течению. Глуп и необразован. Хлестаковщина – многознач. понятие, обознач. душевную пустоту, эгоизм, инфантильность, фантазерство, приспособленчество, манерность. Герой о себе: «Я везде, везде». Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий. Чиновник, глав. мошенник, улаж. пробл. с помощью денег. Солиден, серьёзен, неглуп. Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ. «Смотритель училищ протухнул насквозь луком». Чинопочитатель.»и души нет, и язык как в грязь звякнул» перед чином выше. Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, судья. «волнодумец», так как прочел 5-6 книг, любитель псовой охоты – в суд. дела не смотрит. Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений – услужлив, суетлив, доносчик и плут. Полицейские: Свистунов (берёт взятки, ворйет серебряные ложки) и Держиморда («для порядка всем ставит фонари под глазами»). Осип, слуга Хлестакова – «умнее своего барина». Трезвый ум, народная смекалка.
Образ уездного города:образ всей России в целом. Все слои населения. Запечатлел все характ. черты общ. отнош. времени.
Смех – единственный положит. герой в комедии. Смех над всей русс. действит. «Чему смеётесь? – Над собою смеётесь!..»
Конфликт. Глубокое противоречие между занятиями чиновников и представлениями об общ. благе. Беззаконие, казнокрадство, взяточничество. Страх не даёт чиновникам различить ложь Хлестакова. Проблематикав том, что люди утратили представление о подлинном смысле жизни. Социальный и нравственный упадок общества. Писатель призывает зрителей и читателей заглянуть в душу. • «Немая сцена» (полторы минуты) – гл. узел, где развязывается всё содержание пьесы; как бы символ нравственной расплаты за действия чиновников, настигнувшая справедливость.
Новаторство: общественный конфликт на первом плане; отказ от любовного конфликта; главный герой не присутствует ни в завязке, ни в кульминации, ни в развязке. основа действия – социальные начала.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Петербургская» повесть «Шинель» (1842г)
2 части: история с шинелью (шинель – вечная идея героя: мир его – это бездушный мир чинов и денег) и «фантастическое окончание» (утопическое осуществление идей справедливости и воздаяния).
Акакий Акакиевич Башмачкин– титулярный советник, мелкий бедный чиновник, типичен, его смерть ничего не меняет. «Низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват», имеет обыкновение «совсем не оканчивать фразы», живёт службой, смиренный и безропотный, вынослив. Тип «маленького человека». Отказ от житейский благ роднит его со святым.
Конфликт в том, что у героя отнимают его единственное достояние. Если герой убог духовно, то в сцене с ограблением его страдания возвышаются – «на него обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира».
Хронотоп: Петербург – пространство бюрократического автоматизма. Враг героя – северный питерский мороз.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Поэма «Мёртвые души». (Значимость лирического начала)
Эпос: широкий охват действительности, много действ. лиц, сюжетность. Лирика: лир. отступления (оценка поступков героев, размышления о смысле жизни, о судьбе России, о тайнах творчества), яркие описания природы.
Тематика и проблематика: куда идёт страна? Энциклопедическое исследование всех насущных проблем: состояния помещичьих хозяйств, морального облика помещичьего и чиновничьего дворянств, их отнош. с народом; судьбы народа и родины; что есть человек, в чем смысл жизни.
Павел Иванович Чичиков. приобретатель-авантюрист, сюжетообразующий персонаж. Цель – накопление капитала. Деликатен, своеобразен, имеет историю. Манилов – тип праздного мечтателя. Хозяйство его в упадке, сам он пошл и пуст; слащавость речи, необразованность. Коробочка – накопительница; в её образе «дубинноголовость», упрямство, закостенелость, ограниченность. Бережлива, недоверчива, скудоумна. Ноздрев («совать нос не в своё дело») – «разбитной малый», кутила; главная страсть – нагадить ближнему. тип человека, который несмотря на «благородную наружность» «нагадит так, как простой коллежский регистратор». Собакевич, походит на медведя. Груб, прямолинеен, неприветлив. Все предметы его будто говорили: «И я тоже Собакевич!». Тип «кулака». Плюшкин – мелочный и подозрительный; характер дан в развитии. Предметы вокруг носят отпечаток гнилости, упадка, разложения. Всё пропадает. Предел падения человека – «прореха на человечества» • Мотив дороги. Бричка Чичикова, въезжающая в город, символ. путь, по кот. устремилась Русь. В конце – образ птицы-тройки (символ России). «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!» «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?» Повесть о капитане Копейкине – вставная новелла. Связана композиц. с историей Чичикова – версия того, кем тот может быть. Антитеза: «подлец» Чичиков и честный Копейкин. Одна из целей – желание указать на бездушие чиновников.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
А. Н. Островский. Драма «Гроза» (1859г).
Сцен. действие расширено: действия происход. на природе – природа – часть сюжета.
Символика названия: гроза начинает надвигаться, когда Катерина упоминает о своей любви. Разражается же гроза в момент кульминации. Дикой: «гроза-то нам в наказание посылается». У Катерины Гроза так же ассоциируется с божьей карой.
Катерина. «Луч света в темном царстве». Чиста душой, сильная натура, боится греха, главное – быть свободной «Отчего люди не летают, как птицы?». До замужества она «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле»; выйдя замуж, теряет свой внутренний рай. Катерина – личность. Бориса полюбила «на безлюдье», за уважение и восхищение, как личность Борис ничего собой не представляет. Тихона не любит: «Мне жалко его очень!». В стране тёмного царства искренняя любовь невозможна, приводит только к смерти. Измена для Катерины – грех. «Душу свою я ведь погубила». Смерть – избавление. Тихон восклицает: «Хорошо тебя, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
Кабанова– живёт по Домострою. Самодур, деспот. «Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Считает, что жена должна бояться мужа. Виновата в смерти Катерины: «Маменька, вы её погубили, вы, вы, вы…»
Конфликт – противопоставление косности и окаменелости старших – горячему сердцу героини. Борьба личности и толпы.
Калинов: правила Домостроя, угождение домашним тиранам, трагичная атмосфера («Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…»), власть денег, самодурство.