Гносеология. Рациональное и иррациональное в познании
Рациональное – это логически обоснованное, систематизированное универсальное знание предмета. Если мы рассматриваем рациональное как действие или явление, то главной его характеристикой будет выступать способность при помощи четких и систематизированных понятий передавать знание о нем другому.
Иррациональное имеет два смысла: негативный и позитивный. В этом смысле всякий предмет, который подлежит познанию иррационален.
Иррациональное в негативном смысле – это объект познания, который поначалу предстаѐт как искомое, неизвестное. В процессе познания субъект превращает его в понятное, логически выраженное, всеобщее знание. Стремление познать иррациональное побуждает разум к деятельности, ставя разум в ситуацию, когда он вправе сказать: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Рационалист убежден, что получив рациональное знание о предмете, он познал сущность предмета. Иррационалист утверждает, что знание не дает знание сущности предмета и мира в целом.
Во втором смысле иррациональное это, то, что не может быть познано в принципе, оно может быть только названо, прочувственно, но не выражено на уровне понятий. Иррациональное — это философское понятие, выражающее неподвластное разуму, неподдающееся рациональному осмыслению, несоизмеримое с возможностями разума
Истина и заблуждение их критерии верификация.
Целью познания является истина. Под истиной понимается соответствие знания предмету познания.
Само понятие «истина» в русском языке неотделимо от понятия «правда».Свойством истины является объективность
.В ходе практической деятельности человечество вырабатывает также иные, частные критерии установления истинности знания —к примеру, очевидность, здравый смысл, логическая правильность.
Ошибка и заблуждение – это не одно и то же.
Ошибка – результат непосредственного познания или действия.
Заблуждение – результат определенного неадекватного, ошибочного отношения к ошибке. Это своего рода принятие ошибки как не-ошибки. Заблуждение рождается после ошибки, на ее основе.
Ошибка – акт, то, что произошло. Заблуждение – последующая процедура, одно из трех возможных следствий ошибки.
Ложь — утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации с целью создания или поддержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине.
Научное знание. Его структура, методы и формы.
Научное знание проходит две стадии: эмпирическое и теоретическое. эмпирическое исследование включает два метода: наблюдение и эксперимент. Методы эмпирического исследования:1 метод: Наблюдение – это восприятие с помощью органов чувств, а также с помощью приборов исследуемых явлений в условиях, когда исследователь не вмешивается в естественное течение событий.2 метод: Эксперимент:1)прямой (натурный) эксперимент;2)модельный эксперимент. Принято выделять следующую классификацию методов научного познания для всей группы наук: По степени общности – это универсальные методы логики и диалектики; По уровню научного знания – эмпирический уровень научного познания и теоретический уровень научного познания; По точности предсказаний – стохастические (т.е. вероятностные) и детерминистические; По функциональности в науке – это методы систематизации знаний в науке, т.е. пояснения и возможное предсказание возникших новых фактов; По области применения – биологические, физические, гуманитарные и социально-экономические; Специальные методы – используются для создания областей исследования возникающих явлений природы и общества. Формы научного познания. Новый метод формирования знаний позволяет не только изучать, но и анализировать объекты и явления. Теория. Формы научного познания классифицируются на: Гипотеза – проверка на логическую непротиворечивость и совместимость с фундаментальными принципами данной науки; Проблемы; Теория – это конкретное знание определенной области действительности, представляющее целостную систему утверждений и понятий, позволяющая объяснить функционирование и развитие данной модели.