Техника как объект философской рефлексии. Предмет и структура философии техники. Генезис и социодинамика техносферы

Рефле́ксия– размышление, анализ собственного состояния, деятельность самосознания. Рефлекия в философии – принцип философ.мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. Если наука – древний объект философской рефлексии, то техника стала предметом профессионального философ.анализа сравнительно недавно. Мыслители Древней Греции, эпохи Возрождения, и Нового времени обращались к рассмотрению теорет. и философ. проблем Т., однако, первые зачатки именно философии «техники» (Т. и знание о ней в центре систематического научного философского анализа) возникли в XIX веке в Германии, Франции, в начале XX века – в России.

Рождение философии техники обычно связывают с появлением книги И. Бералюна «Руководство по технологии или познание ремесел, фабрик и мануфактур» (1777). Однако уже в 1877 г. выходит в свет книга философа-антрополога Э. Каппа "Основания философии техники", кот. принято считать начальным пунктом систематической философ. разработки проблем техники. Примерно в это же время во Франции А. Эспинас работает над построением общей теории Т., основанной на философ. подходе и философ. терминах, завершение кот.относится к 1897 г. Работы русских философов – труды инженера П. К. Энгельмейера: "Теория творчества" (1910) и "Философия техники" (1910—1913 гг.). Работы, посвященные технической проблематике, на рубеже веков публикуются также и в Англии. Вплоть до второй мировой войны вклад современной Т. в цивилизацию лишь приветствовался, непрерывный технический прогресс казался раз и навсегда данным и подтверждающим идею о господстве человека над природой. Подлинный интерес к философ.рефлексии проблем техники начинается с всемирных философских конгрессов 1968 г. в Вене, 1973 г. в Варне, 1978 г. в Дюссельдорфе. Количество публикаций, посвященных философии техники, растёт. Хотя, ряд философов испытывал определенные сомнения в том, что в области Т. могут существовать какие-то интересные философские проблемы. И лишь с осознанием противоречия между традиционной идеей бесконечного прогресса и ограниченностью "пределов роста", характерного для 1960-х гг., философия техники окончательно конституируется как самостоятельная ветвь философского знания.

Выделяются 2 осн. направления философской рефлексии проблем техники: инженерный подход (рассматривает развитие Т. изнутри – анализирует природу технического творчества, сущность Т., тенденции ее развития), как попытка техников выработать философско-мировоззренческие основания своей сферы деятельности (Э. Капп, П. Энгельмейер, Ф. Дессауэр), и гуманитарная философия техники, как совокупность усилий ученых-гуманистов осмысливать Т. философски в качестве предмета дисциплинарных рефлексий – положение Т. в целом в жизни общества, влияние Т. на состояние общества, человека, культуры (Л. Мэмфорд, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, Ж. Эллюль). Э. Капп: Т. – некая искусственную среду, но она идет от природы, а вовсе не является творением иного субстрата. Машина не что иное, как проекция органов человека на природный материал. Ф. Дессауэр: Т. – самостоятельный феномен, имеющий неизменную специфику. Это нечто постоянное, непреходящее, небренное, находящееся вне течения времени. М. Хайдеггер: Т. – способ самореализации человечества, важнейший способ обнаружения глубинных свойств бытия. Главная опасность не в технике, не в «технизации жизни». К. Ясперс: в оценке преобразующей мощи Т. признает вклад основоположников марксизма (базовые категории марксизма – произв. силы и произв. отношения – включают в себя расширительную трактовку Т. – не только изобретения и искусственные предметные системы, но также и социальные аспекты возникновения и применения Т.). Ж. Эллюль: Т. – вся совокупность методов, рационально обработанных и имеющих абсолютную эффективность во всякой области человеческой деятельности. Х. Сколимовски: философия техники – философия человека. Т. должна быть подчинена человеку, а не человек технике.

Нормативные модели развития техники: "Традиционная модель, или модель НТР" – принципы технолог. детерминизма. "Догоним и перегоним", неограниченная вера в торжество человеческого разума, технологический прогресс – высшее благо и основа всех позитивных социальных изменений, "после нас – хоть потоп". "Общая модель" основана на том минимальном ограничении спектра возможных технических проектов, которые вытекают из простейших соображений разумности, полезности, безопасности – или, по крайней мере, ограничении их возможного вреда. Основное внимание уделяется разработке методов оценки Т. "Модели ограничения" – группа моделей, основанных на необходимости ограничения либо человеческих потребностей, либо на ограничении масштабов технических проектов (изучение критических порогов, за которыми совершенствование Т. приносит скорее вред, нежели пользу).

В результате преобразования естественная среды обитания обретает состояние «техносфера» – совокупность технических устройств и систем вместе с областью технической деятельности человека. Генезис техносферы – появление мануфактурного, заводского, индустриального и автоматизированного производства.

Современная философия техники пока не представляет собой некоей философской целостности. Что такое техника? Причины развития? Этапы развития? Наука и техника? Человек-техника-природа? Гуманизация техносферы? Технофобия? – ПРОБЛЕМЫ СЕГОДНЯ.


Наши рекомендации