Основные социокультурные парадигмы социального познания

Парадигма – образец, предписывающий нормативы познания или практики. Социокультурная парадигма рассматривается не гносеологически, а онтологически, как реальное основание любой культурной системы.

1 Натуралист.парадигма оформилась к 18 в. путем экстраполяции ка-нонов естествознания на область объяснения социума. Общ-во рассмат-рив. как некая биол. целост-ть, кот.функц-ует по законам классич. меха-ники. Человек – часть этой органич. системы. Индив-ное, личностное ни-велировалось в этой системе, поэтому з-ныобщес. разв-я рассм-сь по аналогии с прир-ыми. Человек сводится до уровня сугубо природного существа, принижая тем самым духовную активность, человеческую свободу. История носит закономерный характер и представляется в виде сменяющих друг друга социальных состояний по линии восхождения к совершенному типу общества. Школы: Гумилева (концепция этногенеза), Спенсера,Парсонс (органистская школа),редукционизм (механицизм, географизм).

2 Этикосубъективист.парадигма(неокантинианство, русское народничество, некоторые версии религиозн. фил-ии). Отстаивает субъективист.виде-ниеист.процесса. Общество определяется как результат проявления некого творящего начала, перводвигателя и лишается всякой закономерности.

3 Диалектико-материалист.парадигма(марксизм).Основной принцип данной программы состоит в признании определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, которое в свою очередь оказывает обратное активное воздействие на все процессы жизни общества. Основу общ-ой жизни составляет матер.производство, определ. все формы чел. деятельности. Вводится линейная интерпретация соц. развития, согласно которой исторический процесс есть смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая).

4 Культ-цивилизац. парадигма (конц-ииДанилевско-го, Шпенглера, Тойнби, Ясперса, Сорокина) осн-на на идее уникал-ти соц. явлений свое-образия путей разв-я. и нелинейная интерпретация исторического процесса. В основе этого подхода лежит конц-ия Данилевского – сущ. всемир.история в простр-ве делится на обособл.культ-ист. типы: 1.египет. 2.китайский3.еврейский. 4.европ.Эти типыразл-ся по религ.,полит.,соц.полит.,культ.критерию.Этапы разв-я кажд.типа: юность-зрелость-старость. Данилевский вводит славян.тип. Конц-ииШпенгле-ра,Тойнби впитали в себя эти идеи и наиб. полно развили конц-циюци-вил. подхода. Шпенглер (осн.труд "Закат Европы") критикует формац. подход и различает 8 ист.типовцив-ий: египетская, индийская, вавилон-ская, апполоновская, майя, византийско-арабская, фаустовская, западно-европ. Кажд. культ.орг-змсущ-ет 1200-1500 лет. На сегодн. момент сущ-ют след.цив-ции: Западная Христианская; Православная христ-кая с русской ветвью; Исламская; Индуистская; Дальневост. с японской ветвью.

5 Антрополог.парадигма (экзистенциализм, Бердяев, психоаналистич. конц-ии Ницше, Фрейда, Франк) ориентир-ся на изуч-е ч-ка.Выдвигается абсолютная уникальность чел. бытия, которая не может быть выражена на языке понятий. Наиболее адекватным средством постижения чел. жизни являются неинтеллектуальные пути – чувствование, вживание, интуитивное проникновение, сопереживание.

6 Соц. действия Вебера. К основным категориям понимающей социологии относятся: поведение, действие и социальное действие.Поведение – всеобщая категория деятельности. Оно считается действием тогда, когда действующий связывает с ним субъективный смысл. Вебер выделяет 4 типа социального действия: целерациональное; ценностно-рациональное; аффективное; традиционное.

7 Программа структурного функционализма (Парсонс и Мертон).Социальная система, с точки зрения Парсонса, предполагает наличие трех подсистем: личностной; системы культуры; физического окружения. Данная концепция известна под названием A G I L: адаптация –цель – интеграция – латентность. Все подсистемы связаны между собой средствами обмена, которые представляют собой: деньги (А), власть (G), влияние (I), латентность (L). Равновесие соц.системы зависит от этих сложных процессов обмена между разными подсистемами.

8 Синергетич.парадигма (Пригожин, Хакен, Арнольд, Толь, Самарский, Курдюмов). Ее идеи: 1. Самоорг-ция. 2. Общ-во – это откр. система. 3. Нелинейность разв-ия.

Соц. система рассм-сякак открытая и сложноорганизованная, развивающая по нелинейным законам. Синергетическое видение мира основано на идеи многовариантности, альтернативности, необратимости путей эволюции, исследует общие механизмы самоорганизации природных и социальных процессов, переход от хаоса к порядку и обратно. И. Пригожин вводит принцип «порядок через флуктуации», указывающий на творческую конструктивную роль случайности в процессах самоорганизации.



Наши рекомендации