Общелогические методы в структуре научного исследования
Метод – в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода в действии.
Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.
К общелогич. методам науч. познания, пронизывающим эмпир. и теор. исследование, относятся следующие:
Анализ – мыслен. или фактич. разделение предмета на его отдел.части, составные элементы.
Синтез– процесс реал.или мыслен. объединения разл. сторон, частей предмета в единое образование.
Индукция – метод иссл-ния, связ. с движением мысли от единичного к общему. Основой индукции являются опыт, эксперимент и наблюдение, в ходе которых собираются отдельные факты. Затем, изучая эти факты, анализируя их, мы устанавливаем общие и повторяющиеся черты ряда явлений, входящих в определенный класс.
Дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному.
Перечисл. методы в отдельности оказываются недостатками для науч. познания. Они должны быть соединены. К. Маркс, изучая капитал.способ производства, сначала мысленно расчленил его на отд. стороны (производство, обращение, распределение) и изучил кажд. из них. Затем, объединив уже исслед-ые стороны, он получил знание о капитализме в целом. Здесь применен единый аналитико-синтетический способ познания, где переплетаются индукция и дедукция.
Аналогия –основанана переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Этот метод играет важную роль в выдвижении предположений, получении нового знания.
Моделирование – это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание.
Абстрагирование –прием мышления, отвлечение от ряда свойств и отношений изуч. явл-я с одновременным выделением интерес.нас свойств. Движение мысли идет от абстрактного к конкретному. Общее – философская категория, отражающая сходные, повторяющиеся признаки, черты, которые принадлежат единичным явлениям или всем предметам данного класса. Различают два вида общего:
- абстрактно-общее (простая одинаковость, внешнее сходство, подобие ряда единичных предметов);
- конкретно-общее (внутренняя, глубинная, повторяющаяся у группы сходных явлений основа – сущность).
В соответствии с этим выделяют два вида обобщений: выделение любых признаков и свойств объектов; выделение существенных признаков и свойств объектов.
По другому основанию обобщения разделяют на: индуктивные (от отдельных фактов и событий к их выражению в мыслях); логические (от одной мысли к другой, более общей).
Обобщение – логический прием, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Пределом обобщения выступают философские категории. Обобщение связано с индукцией и абстрагированием. Противоположность обобщения – ограничение(переход от более общего понятия к менее общему).
Формы научного познания
Эмпирические формы познания призваны описать изучаемый объект, систематизировать собранную о нем информацию, а основной задачей теоретического познания является объяснение исследуемых явлений.
На эмпирическом уровне формами научного знания выступают: данные наблюдения;эмпирический факт;эмпирический закон.
Данные наблюдениясодержат первичную информацию, получаемую непосредственно в процессе наблюдения за объектом, которая фиксируется в форме протоколов наблюдения в языковой форме.
Эмпирические факты– это достоверная, объективная информация; такое описание явлений и связей между ними, где сняты субъективные наслоения.
Накапливая факты и подвергая их систематизации, классификации, обобщению, ученые находят зависимость между ними – эмпирические законы(закономерности).
На теоретическом уровне:проблема;гипотеза;теория.
Проблема – такая разновидность вопроса, ответ на который не содержится в накопленном знании и алгоритм решения которого не известен.
Гипотеза – форма развития научного знания, представляющая собой предположение, основанное на предшествующем знании или на совокупности имеющихся данных и выдвигается с целью объяснения свойств, причин, закономерностей развития явлений объективной действительности, предсказания неизвестных фактов.
Критерии обоснованности гипотезы: принципиальная проверяемость гипотезы; совместимость гипотезы с фактическим материалом, на основе которого она выдвинута, и с утвердившимися теоретическими положениями; «приложимость» гипотезы к достаточно широкому классу исследуемых объектов.
Теория – логически упорядоченная система знаний о каких-либо явлениях, в которой строятся их мысленные модели иформируются законы, объясняющиеся и предсказывающие наблюдаемые факты и закономерности.
К. Поппер: любая теоретическая система должна удовлетворять требованиям: непротиворечивости; фальсифицируемости; должна соответствовать всем реальным фактам, а ее следствия должны удовлетворять требованиям практики.
Функции теории в научном познании: объяснительная; систематизирующая; предсказательная; методологическая.
Ведущей функцией теории является объяснительная в форме вывода или системы логических выводов. Она предполагает раскрытие закономерности изучаемых объектов, охватываемых теорией, их научное обоснование и философское осмысление.
Синтезирующая функция. Всякая теория упорядочивает весьма обширный эмпирический материал, накопленный наукой в этой области, обобщает его, выступает как синтез это материала на основе определенного единого принципа.
Предсказательная функция – является объяснением возможных явлений и предметов, которые раскрываются как тенденции в дальнейшем развитии данных явлений. Это дает возможность предугадать возникновение новых, ранее неизвестных явлений, что, в свою очередь, имеет большое значение как для деятельности людей, так и для самого научного познания.
Методологическая функция. Теория, будучи способной организовывать, интегрировать, синтезировать знания о действительности, при определенных условиях может выполнять роль метода познания, а методы научного исследования могут приобретать черты теории, имеют известное теоретическое значение.