Основные модусы человеческого бытия: смысл жизни, свобода, ответственность, труд, социализация.

Одной из главных экзистенциальных проблем, сохраняющих актуальность во все времена, является проблема смысла жизни человека.

Каждый человек решает этот вопрос самостоятельно, выбирая собственную жизненную стратегию в контексте предлагаемых культурой и обществом ценностных ориентаций.

В контексте решения фундаментального вопроса о природе и сущности человека можно выделить ряд версий.

Натурализаторский подход, рассматривающий человека как естественно природное существо, ориентирует его на поиск смысла жизни в наличной действительности – реальном земном существовании путем стремления к счастью (эвдемонизм), наслаждению (гедонизм) или пользе (утилитаризм).

Религиозно-персоналистский подход связывает смысл жизни человека с потусторонним бытием, а его земное назначение со служением высшим ценностям и духовным идеалам.

Рационалистическая традиция возводит в ранг безусловный закон принципа долженствования и предполагающего твердое и бескомпромиссное соблюдение принципов и установок, которые обусловлены долгом.

Социологизаторский подход измеряет смысл жизни мерой активного взаимодействия человека с обществом.

Экзистенциализм, акцентирующий своеобразие и уникальность каждой отдельной личности, направляет человека на определение смысла его существования в каждой конкретной ситуации выбора – самого себя и мира в целом.

История философии и культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками прояснить суть не только бытия, но и небытия, а также со стремлением жить вечно, и если не материально, то хотя бы духовно – нравственно – победить смерть. Представление о конечности собственного земного существования обостряет значимость вопроса о предназначении человека и смысле его жизни. Отношение человека к смерти всегда наполнено драматизмом, обостряя глубинные чувства и переживания человека, а сам факт смерти никого не оставляет равнодушным. Такое отношение определяется главным образом тем, что смерть выявляет главное в жизни, учит ценить ее и делать свое существование наполненным содержанием и смыслом.Человек, осознающий себя как конечное существо, в идеале стремится прилагать к своей конечности масштаб бесконечного, максимального.

Свобода - это способность и возможность действовать по своему желанию, а не по принуждению. Свобода как философское понятие имеет сложный характер. Выделяют три уровня свободы: 1) отрицание внешних ограничений («свобода от чего-то», иногда называемая «негативной свободой»); 2) ответственный выбор поступка («свобода выбора между добром и злом»); 3) свобода творчества, созидания (иногда называемая «позитивной свободой»). Виды свободы: политическая, правовая, экономическая и другие. Свобода имеет две стороны – внешнюю и внутреннюю. Степень внешней свободы зависит от внешних природных и социальных ограничений нашей деятельности (от законов природы и общества, строгости обычаев, от тяжести условий жизни). Внутренняя свобода зависит от самой личности, от ее способности думать и действовать смело, независимо. Без внутренней духовной свободы все другие ее виды не являются реальными.

Неограниченная, абсолютная свобода действий одного человека (например, преступника) становится несвободой для других людей. Свобода превращается в несвободу, если она ничем не ограничена. Являясь основной ценностью современного цивилизованного общества, свобода тесно связана с ответственностью. Ответственность понимается как необходимое условие свободы, предполагает необходимость отвечать за сделанное перед другими людьми, будущими поколениями, обществом и природой.

Социализация – это процесс формирования и развития личности, который начинается с момента рождения человека и продолжается в течение всей его жизни, это процесс преобразования биологически заданного материала силами социальной действительности.Основные институты социализации: семья (особо важна как общество в миниатюре), традиция, образование, СМИ.Социализация: 1) обеспечивает исторически необходимую связь поколений; 2) формирует личность.

Труд лежит в основе человеческой деятельности. Труд мотивирован потребностью в некотором заранее запланированном результате. Труд имеет следующие особенности: а) определяет структуру повседневного опыта; б) утилитарен, т. е. направлен на достижение некоторого практически полезного результата; в) предполагает выработку соответствующих трудовых навыков и волевых качеств; г) носит «завоевательный» характер, поскольку сопряжен с сопротивлением среды и затратами физической и духовной энергии.


Наши рекомендации