Природа, сущ-ть и предназначение человека. Человек как биосоциал феномен. Критика биологизаторских и социологизаторских концепций.
Философское определение человека должно включать в себя описание целостного опыта существования личности в соотнесённости её с такими началами, как природа, общество, Бог.
Являясь точкой пересечения этих различных проекций бытия, человек может быть определён как конкретно-историческое единство микрокосмоса, микротеоса, микросоциума.
Существует две модели природы человека: диадичная (двуединая) и триадичная (триединая).
Согласно первой модели человек рассматривается как результат развития природы и общества, т. е. является сложным переплетением двух типов потребностей (биологических и социальных), двух типов программ наследования (генетических и культурных).
Дуалистическая природа человека на языке современной науки называется биосоциальной проблемой. Наука доказывает, что природа даёт человеку значительно меньше, чем требует от него жизнь в обществе, поэтому биологические факторы нельзя сводить к генетическим.
Биологическое = генетическое + физиологические аспекты индивидуального развития
Триадичная модель человека предполагает рассмотрение в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух. Условно её можно соотнести с биопсихосоциальной интерпретацией человека, однако буквального совпадения здесь не просматривается.
1) Идея тела в философии выступает как более широкое понятие по сравнению с биологической природой человека. Тело не является исключительно природным телом. В некоторой степени оно выступает как продукт социальной и культурной эволюции, устанавливает определенные границы канону «естественности».
2) Душа – это особая жизненная энергия тела, которая будучи сама бессмертна, очерчивает сроки земного существования человека. Динамика души совпадает со своеобразной пульсацией между телом и космосом, человеком и Богом.
3) Понятие Дух обращено к описанию не столько индивидуального, сколько общего и даже всеобщего в человеке. Дух – это царство человеческой культуры в совокупности его универсальных смыслов, значений идеалов.
Определяя человека, философия учитывает его включенность как в природный, так и в социальный мир. Человек при этом понимается как биосоциальное существо, специфика которого генетически и функционально определяется природой и обществом. Жизнедеятельность человека зависит от сложного взаимодействия природных и социальных факторов, генетических и культурных программ наследования. Представляя собой особый биологический вид, человек отличается определенной совокупностью признаков. Биологическое образует природные силы человека как живого существа, является необходимым условием его существования. Природное в человеке выступает в качестве основы для развития его социальных качеств. Выходя за пределы своей биологической природы, человек создает ≪вторую природу≫ – искусственную среду обитания, которая предполагает особые связи и отношения. Социальную природу имеют такие качества человека, как способность мыслить и практически действовать. Социальное в человеке, надстраиваясь над биологическим, влияет на последнее в процессе исторического становления и развития.
В решении вопроса о биологической и социальной детерминации человека выделяются два подхода: Биологизаторский подход признает приоритет естественного, биологического начала в человеке над социальным. Социологизаторский подход умаляет биологические особенности человека и абсолютизирует роль социального начала.
Сторонники биологизаторского подхода рассматривают сущность человека преимущественно с позиций биологии. Биологизаторская версия решения биосоциальной проблемы обосновывается в социальном дарвинизме, сводящем закономерности развития человеческого общества к закономерностям природной эволюции. Биологические принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживание выделяются представителями социал-дарвинизма как определяющие факторы общественной динамики.
Социологизаторские определения человека отталкиваются от общих законов существования и развития общества, зачастую превращаясь в абстрактные социологические схемы. Все то, что относится к человеческой индивидуальности, в социологизаторстве недооценивается либо игнорируется, человек превращается в элемент или функцию социальной структуры. Его индивидуальные особенности растворяются в социальном целом, а природные свойства воспринимаются как объект бесконечной переделки и безграничной манипуляции.
Преодоление крайностей биологизаторского и социологизаторского подходов возможно при рассмотрении человека как сложного переплетения природного и социального начал. Человек есть целостное единство биологического, психического и социального; его формирование и развитие осуществляется в двух измерениях – природном и социальном – в их взаимосвязи и взаимодействии.