Детерминизм и причинность. Детерминизм и индетерминизм: сущность и особенности различных концепций

Детерминизм (от лат determino – определяю)- филос. учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.

Причина и следствие. Категория причинности раскрывает причинно-следственную связь. Говоря о причине нужно иметь в виду, что причины имеют свои проявления, т е различают формы причин. Причины существенные и несущественные.Все причинно обусловлено и ни что не проходит без следствий.

Причины различают как объективные так и субъективные. Есть причина и функциональная зависимость. Мат модел-ние привело к понятию функц-й зависимости. Для ученого важно не только кач-я зависимость между причиной и следствием, важно и колич-е, которое выражается в функциональной зависимости. Когда говорят о причинности имеют в виду явление кот-е порождает следствие, а когда говорят о функциональной завис-ти генетическая связь стирается.

Формы и концепции Д., сменявших истор. друг друга, но не исчезнувших до сих пор:

1) наивную и стихийно диалектическую (античная);

2) механистическую жесткую и однозначную (лапласовскую);

3) статистическую или вероятностную (естественнонаучную - в XX веке);

4) современную (синтетическую, диалектическую, по сути - синергетическую).

Античный детерминизм. Идеи причинности были самыми ранними в детерминизме. Идеи причинности, а также необходимости выражены были еще Левкиппом (V век до н.э.), а затем Демокритом (ок. 450 г. до н.э.) в их атомистике. Аристотель позднее развил учение о четырех видах причин, включая идею цели как универсальной причины: 1) формальных или сущностных ; 2) материальных ("из чего"); 3) движущих или "творящих" начало; 4) целевых ("ради чего", teleo - цель).

Однозначный (лапласовский) детерминизм. Эта концепция была и остается фундаментом классический механики и физики. Суть ее в том, что силы (то есть некоторые внешние причины и факторы), действующие на материальную систему и ее начальное состояние, жестко, однозначно и линейно определяют ее развитие, историю всех дальнейших событий и состояний.

Вероятностный детерминизм. Исторически он возник в связи с развитием термодинамики и статистической физики для массовых явлений.

Современный детерминизм. Является синтезом предыдущих подходов, включая античный детерминизм, особенно в том пункте, когда признается диалектика. Он получил через идею самоорганизации материи, развитую в XX веке в синергетике Пригожиным и Хакеном, новое сильное подкрепление.

Детерминизму противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания причинности вообще или по крайней мере ее всеобщности.

В истории философии известны два вида индетерминизма: 1. Так называемый "объективный" индетерминизм, начисто отрицающий причинность как таковую, не только ее объективную данность, но и возможность ее субъективистского истолкования. 2. Идеалистический индетерминизм, который, отрицая объективный характер отношений детерминации, объявляет причинность, необходимость, закономерность продуктами субъективности, а не атрибутами самого мира. Это значит (у Юма, Канта, многих других философов), что причина и следствие, подобно иным категориям детерминации, суть лишь априорные, т.е. полученные не из практики, формы нашего мышления

.
16Природа как объект философского осмысления. Человек и биосфера: проблема коэволюции.

Понятие природыв широком смысле обозначает весь мир в целом (как бесконечное многообразие его конкретных проявлений). Эквивалентными понятиями является Вселенная, Универсум, бытие, материя.

В узком смысле слова под природой понимается естественная среда, окружающая человека.

В философии истоки понятия «природа» связывают с древнегреческим термином «фюсис», имеющий целый спектр значений:

- органическое произрастание;

- рост и выросшее в процессе этого роста;

- процесс, рассматриваемый в целом;

- всякая сущность вообще… (Аристотель).

В Новое время природа обозначается латинским термином «natura» (натура), используемый в таких смыслах как мир, миропорядок, Вселенная и др.

Природа становится объектом естествознания. Современное понятие природы содержит в сжатом виде все предыдущие смыслы и определяется как «совокупность всего существующего».

Понятие «природная среда» (природа) не тождественно с понятием «географическая среда», «окружающая среда», «естественная среда».

Географическая среда – это та часть природы, с которой общество непосредственно контактирует на данном историческом этапе.

В настоящее время вместо понятия «географическая среда» употребляется понятие «окружающая среда», которая подразделяется на естественную (географическую) и искусственную.

Естественная окружающая среда – материальная система, существующая вне и независимо от человека (поверхность Земли, её недра, мировой океан, околоземное воздушное пространство, часть Солнечной системы).

В естественной среде обитания К. Маркс выделил:

- естественные богатства, являющиеся предметом труда (уголь, нефть, природный газ, энергия ветра, вода и т. д.).

- естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и т.д.)

Искусственная среда обитания человека («вторая природа») (К. Маркс «неорганическое тело цивилизации») – это то, что создается в результате материально – преобразующей деятельности, включает не только созданные человеком предметы, но и процесс возделывания человеком живых организмов.

Базисные принципы современной философии природы:

1) Процветание любых форм жизни на земле ценно само по себе, и ценность жизни не зависит от пользы для человека.

2) Их богатство и разнообразие способствует реализации их ценностей.

3) Люди не обладают правом на снижение природного разнообразия, за исключением случаев удовлетворения естественных потребностей.

4) Современное вторжение человека в нечеловеческий мир ухудшает состояние и того, и другого.

5) Необходимо изменить политику и повлиять на базисные экономические, технологические, идеологические структуры социума.

Философия природы исследует отношения человека к природе, опираясь на онтологические, психологические, экологические принципы, учитывающие внутреннюю ценность человека и природы как единого целого.

Воздействие природы на общество осуществляется стихийно.

1. Биосфера Земли, черпающая энергию для своего развития из космоса, прежде всего из Солнечной системы, подчинена галактическим ритмам. Это обусловливает характеристики разнообразных колебательных процессов как в биосфере, так и в известном смысле в социальных системах.

2. Природные факторы существенно влияют на формы и темпы исторического процесса. Недостаток природных условий и ресурсов двойственен: тормозит развитие общества; стимулирует поисковую деятельность для нахождения заменителей и более эффективных направлений деятельности в условиях международного разделения труда.

3. Любой материальный предмет, сделанный человеком, создается из природного вещества.

4. Природный фактор оказывает воздействие на развитие культуры. Чем дальше развивается культура, тем «независимость» от среды и влияние на нее становятся значительнее.

5. Природа влияет на формирование и развитие общественного сознания.

Во взаимодействии природы и человека можно зафиксировать три основных подхода: 1) мифологический (подчинение человека природе); 2) научно-технологический (господство человека над природой); 3) диалогический (гармония человека и природы).

Противоречие между безграничными потребностями развития общества и ограниченными возможностями биосферы удовлетворять их – основная причина экологического кризиса, принявшего глобальный характер.

В настоящее время ведется большая работа по внедрению идеи устойчивого развития. В физически устойчивом обществе потребление сырья и энергии должно осуществляться в соответствии с тремя условиями: 1) темпы потребления возобновляемых ресурсов не должны превышать скорость их возобновления; 2) темпы потребления не возобновляемых ресурсов не должны превышать темпов разработки их устойчивых, возобновимых заменителей; 3) интенсивность выбросов загрязняющих веществ не должно превышать возможности окружающей среды поглощать их.

Чтобы обесп-ть будущее чел-ву, ему предстоит взять на себя ответ-сть за дальн. развитие биосферы и общ-ва. В рез-те такого развития биосфера перейдет в кач-но нов. состояние, кот. опред-ся деят-ю разума ч-ка, - состояние ноосферы. Термин получил распрост-е в нач. 20-х годов в концепции развития биосф-ы Вернадского. Позднее термин Н использовал Тейяр де Шарден.

По Моисееву, Ноосфера - этап истории ч-ка, когда его коллект. разум и воля окаж-ся способными обеспечить совмест. развитие (коэволюцию) природы и общ-ва. Реализ-я принципа коэвол-и - необ. условие для обесп-я его будущего. Если нарушить принцип – угрож-т деградация и гибель, прежде вс. из-за разрушения его экол. ниши. Необ-ма сис-ма исслед-й, в рез-те кот. будет устан-на завис-сть биосферы от актив. деят-сти ч-ка, на основе этой сис-мы можно будет сформ-ть те огранич-я на деятельность ч-ка, кот. необх-мы для обеспечения его будущего.

Вершина теор. трудов Вернадского – учение о биосфере и преобразовании его в Н. Вычлен-е глобально-экол. проблемы привело к обоснов-ю В-ским учения о Н и форм-нию антропокосмич. мировоз-я, рассматр. ч-ка как космич. событие. В. считал, что земная жизнь уникальна, она есть необх. орудие удержания и преобраз-я на планете космич. (солнечной) энергии, а наделен. разумом ч-к ответственен за сохр-е жизни. Он хар-л Н как новую форму биогеохимич. энергии, как энергию человеч. кул-ры. Это учение преобр-т актуал-ь как со 2 пол. 20 века. Этому способ-ло развитие экологии и НТР-я, выдвин. на 1 план пробл-у воздей-я ч-ка на природу. Исслед-я истор. процесса эволюции жизни привели В. к выводу о возраст. роли науч. мысли. Н – сфера разума – вступит в силу, когда чел-во вступит в эпоху сознат. управл-я ходом истор. разв-я. Переход биосф-ы в Н у Вер-кого носит гуманист. хар-р: направлен на проблуму ч-ка, его всесторон. развития, сохр-я здоровья, соверш-е психофизиол. ресурсов, пробщение ч-ка к творч. труду. Важность учения в: обогощает мето-ку экол. исслед-й, открыв. нов. пути для поиска оптим. отнош-й чел. об-ва с окр. средой.


Наши рекомендации