Бытие,его философский смысл и основные уровни виды.
Категория бытия означает всеобщее свойство вещей существовать, быть в наличии. Эта категория противопоставлена сознанию (представлении о бытии), а также небытию. Виды бытия: Бытие мира и бытие в мире. Уровни Бытия: 1)Актуальное бытие (действующие, здесь и теперь). 2)Потенциальное бытие—возможность, свёрнутое, нераскрытое, но возможно существ. его может быть вызвано в актуальном. Виды Бытия: 1)Природное бытие — это то, что само по себе из себя порождает. 2)Искусственное – (артефакты). 3)Бытие материальное и нематериальное. 4)Социальное бытие (матер. социалн. и идеальное социальное) 5)Бытие человека—в челов.бытии содерж. 2 бытия: бите челов. в мире вещей, Собственное - человеческое бытие. Иногда различают истинное и неистинное бытие.Истинное бытие — то бытие, котор. осуществ. своё особое предназначение. Неистинное бытие—это бытие, отклонившееся от своего истинного предназначения. Также выделяют Объективное бытие — котор. в своём сущ. ни в чём и ни в ком не нуждается. Бытие как объект. Оно самодостаточно. И Субъективное бытие — нужд. в другом субъекте.
18 МАТЕРИЯ КАК ФИЛОСОФ.КАТЕГОРИЯ И ОБЪЕКТИВ. РЕАЛЬНОСТЬ 19.СТРУКТУР.УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ И АТРИБУТЫ МАТЕРИИ. Понятие бытие претерпело длительную эволюцию. В роли первичной субстанции выступают вода, воздух и т.д., а также атомы. В философ. Нового врем. материальность вещей характер. наличием у них некоторых общих свойств, атрибутов (масса, непроницаемость). Материя — это объективная реальность, существ. вне сознания и независима от него. Основные свойства материи (атрибуты): 1)Материя не сотворима и неуничтожима. 2)Бесконечна в пространстве и времени. 3)Она структурирована и системна—это не хаос, а какая-то упорядоч. 4)Материя активна. 5)Материя обладает целым рядом атрибутов, котор. она не может потерять или лишиться. Основ. уровни структ. организ. материи: 1)неживая природа (физич. объект). 2)Живая материя(растит. и животн. мир) 3)Социальная материя (социал. индивиды, группы, общности, общество).Выделяют по другому такие уровни: 1)Микромир 2)Макромир 3)Мегомир.
20 ДВИЖЕНИЕ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ И КРИТЕРИИ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ. Всеобщим способом существования материи, является Движение. В истории философ. и науки были попытки оторвать движение от материи — это характер. Для энергитизма («Движение может сущест. не зависимо от движения, энергия - это чистое движение.) и теория «тепловой смерти». Известны класссиф. Аристотеля, Бекона, Энгельса. Энгельс выделяет 5 форм движения материи:1) Механистическое 2)Физическое 3)Химическое 4)Биологическое 5)Социальное. Движение невозможно представить без своей противоположности — покоя. Движен. характер.—относительное и абсолютное. Относительное движение — всякое движение можно зафиксировать лишь относительно покоя или другого движения. Абсолютное движ — всеобщее. Движение объективно, т.е. сущест. независимо от сознания, хотя может восприн. субъективно.
21 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВ. МАТЕРИИ. В философ. и науке велись непрерывные споры по вопросу о сущности пространства и времени. Борьба шла между материализмом и идеализмом, а также между субстанцианальной и реляционной концепциями. Согласно первой, пространство и время представляют собой особые, независимые от материи сущности (Демокрит, Ньютон.) Реляционная же концепциями (Аристотель, Лейпциг) трактует пространство и время как специфич. отношения между объектами, их свойствами и состояниями. Различают бытие в зависимости от сферы : Физическое, биологич., социальное пространство и время. Важно отличать реальное пространство и время от их отражений — перцептуального и концептуального
Перцептуальное пространство и время есть отражение реального пространства и времени в ощущениях и восприятиях, оно зависит от обстановки и психолог. особенностей субъектов. Концептуальное пространство и время есть характер. пространства и времени в соответствующих теориях, и оно определяется социокультурными факторами.
23 СОДЕРЖАНИЕ,МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОСНОВ. ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ. Законы диалектики: 1)Закон единства и борьбы противоположности.(Что движет вещами?) 2)Закон взаимного перехода количеств. и качественных изменений(Как?) 3)Отрицание отрицания. Диалектика—это учение о наиболее общих законах развития понятий, а также материальн. мира. 1)Закон единства и борьбы противопол.—каждая вещь раздвоена, разделена на процивоположности, т.е. такие стороны, которые предполагают(единство) и взаимосвязи ограничивают(отрицают)друг друга (борьба).Это отношение и есть противоречие. 2)Закон взаимного перехода количеств. и качественных изменений—раскрывает «механизм» перехода от одной ступени развития к другой. 3)Отрицание отрицания — вытекая из других законов диалек., этот закон привносит в понимание развития нечто новое—преемственность, которая проявляется в виде: 1)использования в новом некоторых существ. черт старого 2)возврат якобы к старому(отриц.отрицания). Закон отрицания позволяет видеть длительные периоды
развития, но не может служить инструментом доказывания.
22 ДИАЛЕКТИКА КАК СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ, ЗАКОНОВ И КАТЕГОРИЙ, ЕЁ ИСТОРИЧ. ФОРМЫ И АЛЬТЕРНАТИВЫ. Основные историч. формы диалектики: 1)античная диалектика, во многом стихийная, так как не хватало строгих понятий; 2)идеалистическая диалектика (Шеллинг, Гегель.) 3)материалистическая диалект. Диалектика—это философ. теория и философский метод противоположный догматическому, метафизическому. (Догматич. метод—рассматривает отдельн. стороны моментов, явлений, предметов, процессов без их взаимодействия) (Метафизич. метод - не допускает совмещения совпадения в одном и том же предмете разных, даже процивопол. сторон: да или нет.) (Диалектический метод—попытка отразить вещи и явления всесторонне во взаимосвязи). Различают Объективную (о развитии современ. мира, природных и соц.явлений и процессов(теория познания)) и Субъективную (диалек. развития понятий идей, теорий отражающ. объективный мир(логика)) диалектики. Диалектика исходит из того, что каждая вещь явления, включает в себя нечто одно и в то же время и другое: и да и нет, или не да и не нет! Законы диалектики: 1)Закон единства и борьбы противоположности. (Что движет вещами?) 2)Закон взаимного перехода количеств. и качественных изменений(Как?) 3)Отрицание отрицания. Диалектика—это учение о наиболее общих законах развития понятий, а также материальн. мира.
Принципы диалек.: Взаимосвязи, причинности, системности, структурности, развития, последовател., повторяемости..
24 СОЗНАНИЕ КАК АТРИБУТ МАТЕРИИ, ЕГО ГЕНЕЗИС И СПОСОБЫ СУЩЕСТВ.СОЗНАНИЕ,МЫШЛЕНИЕ,ЯЗЫК. В широком смысле слова—под сознанием поним., всё то, что противоположно материальному. В узком смысле—сознание это высшие процессы нематериальной, идеальной, духовн. деятельности присущей челов. Взаимосвязь материи и сознания: 1)Материя и сознание не связанны 2)Отождествление сознания с материей.(мысль материальна—Аристотель). 3) взаимосвязь материм и сознания не отрицается, но она более сложная чем у анотамистов и у вульгарных материал.(сознание является одним из свойств материи). Генезис: Форма отражения—простейшее (мех., физ., хим.,)Сфера неживая природа; Фор. отр. - Раздражимость, сфера быт. - Растения (живая прир.); Фор. отр. - Чувствительность , сф. Бытия - Низшие животные (жив. прир.); Фор. отр.- Психика, сф. бытия- Высшие животн.(живая прир.); Фор. отр.-Сознание, сфер. бытия - Общество. Язык-это материализация мышления, это его среда, это онтологическое место прибывания мысли. Мышление предпологает: 1)наличие человеческого мозга2)наличие соц.сферы. Мозг-это инструмент мышления. С точки зрения кибернетики мышление есть сложный процесс сбора, сохран., перераб. и обмена информац.
16 БЕЛОРУССКАЯ ФИЛОСОФ. И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧ. МЫСЛЬ. Зачатки философ. мысли складываются в Беларуси в 6-9вв.,что отражается в фольклоре и различных памятниках письменности. Философия Возрождения и Просвещения. Выдающимся деятелем эпохи Возрож. был Ф.Скорина. Он продемонстрировал высокую философ. культуру, отстаивал идее того времени(роль знаний, веротерпимости). Его последователь С.Будный давал оригинальную интерпретацию религиозных текстов,в чем можно увидеть вольнодумство и атеизм. Также атеистические взгляды получили выражение в трудах К.Лыщинского.С.Полоцкий(жил в Москве)-издавал труды, в которых критиковал староверство. Высоко ценил познание. Под влиянием эпохи Просвещения в белорусскую философ. мысль проникают идеи материализма и атеизма. Философ. мысль на рубеже 19-20вв.—в это время складывается в Белар. сильное революционно-демократическое крыло. Калиновский организовал крестианское восстание, которое было подавленно. Вместе с В.Врублевским он создал нелегальную крестиан. газету«Мужицкая правда», в которой пропагандировал идеи демократич. республики, построенной на принципах свободы и равенства. В его мировоззрении были элементы материализма и атеизма. С начала 20в.революционно-демократические идеи тесно переплетались с идеями марксизма.
15 РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФ.19-20ВВ.: ОТЛИЧИТ. ОСОБЕННОСТИ,ОСНОВ. ПРОБЛ. И ПРЕДСТАВИТ.. В конце 19-начале20в.—создание русской религиозной философии. К числу сторонников этого направления относят. великие русские писатели Достоевский Л.Н.Толстой. Достоевсткий дал глубокий анализ сознания и предвосхитил ряд ключевых положений экзистинциализма. («философ. существования»). В области соц. философ. он предложил оригинальную концепцию, делящую историю человечества на три периода: патриархальный (естественная коллективность),цивилизация( болезненная индивидуализация) и христианство как синтез двух первых. Толстой дал критику субъективно-идеалистического понимания истории(культа героев),отстаивая решающую роль масс, обосновал идеи нравственного самосовершенствования человека. Фёдоров разрабатывал «философ. общего дела» объединяющую всех людей. синтезировавшей науку ,философ. и практику. Его цель-регуляция припрод. процессов, достижения бессмертия, воскрешения умерших. и др.Для русской религиозной философ. характерна теснейшая связь с отечественной культурой, близость к художеств. творчеству, особенно к литерат. символизма (Блок ,Белый ,Иванов, Мологуб),стремление к идеалам гуманизма в сочетан.с религиоз. мотивами и даже мистикой. Её характерной чертой был также космизм, т.е.рассмотрение челов. деятельн. в органической связи с космосом..