Использование технологий активного и интерактивного обучения
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинская государственная академия культуры и искусств»
Факультет
Кафедра философских наук
Утверждаю
Первый проректор, проректор по учебной работе
____________С. В. Буцык
«___» ___________2013г.
ФИЛОСОФИЯ
рабочая программа дисциплины
по направлению подготовки 100100 «Сервис»
квалификация выпускника бакалавр
форма обучения – очная
срок изучения – 3,4 семестры
Челябинск, 2013
УДК 1(073)
ББК 87.3
Ф 56
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной образовательной программой по направлению подготовки 100100 Сервис.
Автор-составитель: Меняева М.П., кандидат культурологии, доцент.
Рецензент: Невелев А. Б., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедры философских наук ЧелГУ,
Программа одобрена на заседании совета культурологического факультета от 16.09.2013 г., протокол № 1.
|
Программа определяет цели и задачи освоения дисциплины, ее роль и место в структуре ООП. Определены компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, раскрыта ее структура и содержание. Охарактеризованы образовательные технологии, используемые при изучении дисциплины. Представлены оценочные средства для контроля успеваемости и самостоятельной работы, учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.
© Челябинская государственная
академия культуры и искусств, 2013
Содержание
1. Цель и задачи освоения дисциплины 1.1. Цель дисциплины | |
1.2. Задачи дисциплины | |
2. Роль и место дисциплины в структуре ООП | |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины | |
4. Структура и содержание дисциплины | |
4.1. Структура преподавания дисциплины | |
4.1.1. Матрица компетенций | |
4.2. Содержание дисциплины | |
5. Образовательные технологии | |
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов | |
6.1. Темы рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине | |
6.2. Темы курсовых работ | |
6.3. Задания для проведения текущего контроля | |
6.3.1. Темы семинарских занятий | |
6.3.2. Темы практических занятий | |
6.4. Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам | |
6.5. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) | |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
7.1. Основная литература | |
7.2. Дополнительная литература | |
7.3. Программное обеспечение, электронные издания и интернет-ресурсы | |
7.4. Журналы и сборники | |
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины | |
8.1. Список изданий по дисциплине (модулю), используемых для проведения занятий | |
8.2. Перечень используемых наглядных средств | |
8.3. Перечень используемых аудиовизуальных материалов | |
8.4. Перечень используемых лицензионных программных средств | |
8.5. Технические средства, используемые на учебных занятиях | |
8.6. Учебно-лабораторная база для проведения учебных занятий |
1. Цель и задачи освоения дисциплины
1.1. Цель дисциплины
Цель дисциплины – способствовать развитию гуманитарной культуры студента посредством его приобщения к опыту философского мышления, формирования потребности и навыков критического осмысления состояния, тенденций и перспектив развития культуры, цивилизации, общества, истории, личности.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
- способностью владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
- использовать базовые положения математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-2);
- демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-6);
- способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов, демонстрировать уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений (ОК-8);
- стремиться к постоянному личностному развитию и повышению профессионального мастерства, с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки, делать необходимые выводы (ОК-15);
- обладать культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, систематизации, постановке целей и выбору путей их достижения, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить свою речь (ОК-17).
1.2. Задачи дисциплины
Задачи дисциплины заключаются в:
- изучении основных этапов историко-философского процесса, основных философских школ, направлений, концепций и ведущих тем современной философии;
- освоении наиболее значимых философских терминов и особенностями философской методологии, возможностями ее применения в решении практически значимых смысложизненных задач;
- развитии навыков научно-исследовательской деятельности посредством анализа философских текстов;
- формировании у студентов опыта философской рефлексии над наиболее важными проблемами культуры, истории и умения выявить их философский смысл;
- развитии представлений о формах отношения человека с миром, сущности, назначении и смысле жизни человека, об условиях его свободы и мере ответственности;
- совершенствовании навыков, личностных качеств, умений, знаний.
2. Роль и место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Дисциплина логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами, изучаемыми в циклах:
- гуманитарный, социальный и экономический цикл – «Основы социального государства», «Иностранный язык», «История России»,
- математический и естественнонаучный цикл – «Концепции современного естествознания», «Экология», «Методы научных исследований»;
Данные дисциплины готовят студентов к эффективному изучению курса «Философия», формируя следующие «входные» знания и умения:
- знать отечественную историю, всемирный исторический процесс, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;
- лексический минимум лексических единиц терминологического характера;
- особенности социальной политики российского государства, действие социальных стандартов, направленных на качество жизни;
- экосистемы, принципы рационального природопользования, методы
ресурсосбережения, организационно-правовые средства охраны окружающей среды;
- уметь читать тексты на иностранном языке по профилю направления подготовки;
- использовать методы защиты окружающей среды в профессиональной деятельности.
Освоение дисциплины «Философия» будет необходимо при изучении дисциплин «Логика», «Экономика», «Правоведение», «Шедевры мирового искусства».
Компетенции обучающегося,
формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- структуру философского знания, его место и роль в современной жизни, методы и приемы философского анализа проблем (ОК-1), (ОК-2);
Уметь:
- применять социальные обязательства в профессиональной сфере на основе их ресурсного обеспечения (ОК-8), (ОК-15);
Владеть:
- навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения (ОК-2), (ОК-6);
- навыками логического мышления, критического восприятия информации (ОК-1), (ОК-17).
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины в соответствии с утвержденным учебным планом составляет 5 зачетных единиц, 180 часов, в т. ч 36 часов на экзамен.
4.1. Структура преподавания дисциплины
№ раздела дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
лек. | сем. | практ. | инд. | с/р | |||||
введ | Проверка выполнения самостоятельнойработы | ||||||||
2-10 | Проверка выполнения самостоятельнойработы, текущий контроль знаний (межсессионная аттестация), контрольная работа | ||||||||
11-18 | - | оценка за участие в семинаре, тестирование | |||||||
1-10 | Проверка выполнения самостоятельнойработы, текущий контроль знаний (межсессионная аттестация) | ||||||||
11-18 | оценка за участие в семинаре, тестирование | ||||||||
Итого 180, в т.ч.: | Экзамен 36 час. |
Матрица компетенций
Разделы, темы дисциплины | Кол-во часов | Компетенции | |||||||
ОК 1 | ОК 2 | OК 6 | ОК 8 | ОК 15 | ОК 17 | Σ общее количество компетенций | |||
Введение. Философия, ее предмет, основные проблемы и место в духовной культуре | + | + | + | 3 | |||||
Раздел 1. Этапы исторического развития и основные направления в философии. | |||||||||
Тема 1.Человек и мир в философии Древнего мира. | + | + | 2 | ||||||
Тема 2.Философия европейского средневековья и Возрождения. | + | + | 2 | ||||||
Тема 3.Человек и мир человека в философии Нового времени и классической немецкой философии (XVII – первая половина XIX вв.) | + | + | 2 | ||||||
Тема 4.Отечественная философская мысль XI-XX вв. | + | + | 2 | ||||||
Тема 5. Философия марксизма, ее судьба | + | + | 2 | ||||||
Тема 6. Западная неклассическая философия XIX - XX вв. | + | + | 2 | ||||||
Раздел 2. Теоретическая философия. Основные проблемы современного философского знания. | |||||||||
Тема 7. Философское понимание мира. Онтологическая проблематика в философии. | + | 1 | |||||||
Тема 8.Сознание как философская проблема | + | + | 2 | ||||||
Тема 9.Познание как предмет философского анализа. | + | 1 | |||||||
Тема 10.Философское понимание человека. | + | + | 2 | ||||||
Тема 11. Основные проблемы социальной философии | + | + | + | + | 4 | ||||
Тема 12. Философия истории | + | + | + | 3 | |||||
Тема 13. Философия культуры | + | + | 2 | ||||||
Тема 14.Глобальные проблемы современности | + | + | + | 3 | |||||
Итого | 11 | 4 | 4 | 3 | 2 | 9 | |||
Экзамен(ы) | + | + | + | + | + | + | |||
Всего |
4.2. Содержание дисциплины
Введение. Философия, ее предмет, основные проблемы и место в духовной культуре. Понятие мировоззрения, его структура и основные типы. Мировоззренческие универсалии. Человек и мир человека. Понятие универсума. Философия как самосознание культуры. Предмет философии. Проблема основного вопроса философии. Узловые проблемы философии, их специфика.
Структура и особенности философского знания. Философская рефлексия, язык философии.
Проблема генезиса философии. Исторические способы философствования: натуроцентризм, антропоцентризм, теоцентризм, социоцентризм, культуроцентризм.
Место и роль философии в культуре, жизни человека и общества. Философия и наука. Философия и искусство. Философия и политика. Философия и идеология.
Раздел I. Этапы исторического развития
и основные направления в философии.
1. Человек и мир в философии Древнего мира. Основные характеристики традиционного общества. Зарождение и особенности древневосточной философии. Человек и мир вфилософских учениях Древнего Китая и Древней Индии. Философия как явление античной культуры. Идея о самопознании как условии познания мира. Поиск единого основания всего существующего. Основные идеи представителей Милетской и Элейской школ. Атомистическое учение Демокрита. Идеи античной диалектики (Гераклит, софисты, Сократ). Философия Платона и Аристотеля, значение их идей для последующего развития философии. Смысложизненная проблематика в эллинистическо-римской философии.
2. Философия европейского средневековья и Возрождения. Становление, специфические особенности, этапы развития философии средневековья. Патристика: Бог, человек, мир, история в учении Августина Блаженного. Понятие, основные характеристики схоластической философии. Номинализм и реализм: спор об универсалиях и свободе воли. Фома Аквинский: Бог и человек, разум и вера, теория «двух истин».
Философия эпохи Возрождения. От теоцентризма к антропоцентризму. Человек как творец самого себя. Гуманистическая трактовка природы человека. Философское содержание идей Реформации. Натурфилософия эпохи Возрождения, Пантеизм. Социальная утопия Томаса Мора и Томазо Кампанеллы.
3. Человек и мир человека в философии Нового времени и классической немецкой философии (XVII- первая половина XIX вв.) Наука как доминанта духовной культуры. Основные проблемы философии Нового времени. Проблема метода познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта. Дилемма эмпиризма (сенсуализма) и рационализма. Проблемы онтологии в учениях Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. Субъективный идеализм Д. Беркли, скептицизм Д. Юма. Философские идеи и идеалы Просвещения.
«Критический идеализм» И. Канта: метафизика, проблемы теоретического разума. «Практический разум»: этика категорического императива. Система философии Г. В. Ф. Гегеля. Суть и основные принципы гегелевской диалектики. Проблема человека в философии Л. Фейербаха.
4. Отечественная философская мысль XI-XX вв. Основные этапы развития и национальные особенности философской мысли России. Приоритетные проблемы философии. Философия российского Просвещения (М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев). Философские концепции славянофилов и западников. Философская система В. С. Соловьева. Специфика российской философии XX в. (Н. Бердяев, И. Ильин, П. Флоренский, С. Булгаков, С. Франк, А. Лосев и др.) Человек в философии русского космизма.
5. Философия марксизма, ее судьба. Социокультурные иестественно-научные источники философии К. Маркса, Ф. Энгельса. Основные идеи философии марксизма: материалистическое понимание истории, материалистическая диалектика. Историческая судьба философии марксизма. Развитие марксистской философии Г. В. Плехановым, В. И. Лениным. Догматизация марксисткой философии в период сталинизма.
6. Западная неклассическая философия XIX - XX вв. Понятие и специфические особенности неклассической философии. Постклассическая философия: неотомизм, неокантианство, неогегельянство. Антиклассика. Философия жизни: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей. Философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи). Основные идеи психоаналитической философии (3. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм). Философия экзистенциализма: истоки, сущность, основная проблематика (К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр). Основные идеи и принципы философской герменевтики (Ф. Шлейермахер, Г. Гада-мер), философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Плесснер и др.).
Раздел II. Теоретическая философия. Основные проблемы современного философского знания.
7. Философское понимание мира. Онтологическая проблематика в философии. Онтология как общая форма философского знания. Категория бытия. Бытие и небытие, бытие и становление, сущее, сущность и существование.
Учение о бытии в истории философии. Основные уровни, формы и модусы бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Феномен бытия человека. Тело, душа, дух как уровни бытия человека. Бытие духовного (идеального) и его формы. Понятие субстанции.
Категория материи в философии. Атрибуты материи. Пространство и время, движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Современные представления о системной организации материи. Динамические и статические закономерности.
Научные, философские и религиозные картины мира.
8. Сознание как философская проблема. Философское понимание феномена сознания. Сознание, самосознание и личность. Сознание, познание, знание. Различные варианты решения проблемы происхождения и сущности сознания. Сознание, душа, дух. Сознание и психика. Сознание и бессознательное. Структура индивидуального сознания. Общественный характер сознания. Сознание и язык. Язык и речь. Знак, значение, смысл.
9. Познание как предмет философского анализа. Гносеология как форма философского знания. Понятие познания. Познание как развитие сознания. Познание и знание. Структура познавательного отношения: субъект, объект, средства познания. Многообразие форм познания. Виды познавательной деятельности.
Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Специфика и возможности художественного познания.
Проблемы истины. Действительность, мышление, логика и язык.
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника.
10. Философское понимание человека. Философская антропология как область философского знания. Проблема антропогенеза в философии. Природа человека. Проблема человеческого в человеке. Телесное и духовное, индивидуальное и социальное в человеке. Человек как личность и индивидуальность.
Проблема ценностей. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность как самоосуществление и саморазвитие человека. Проблема жизни и смерти, цели и смысла жизни человека.
11. Основные проблемы социальной философии. Предмет социальной философии. Понятия «общество», «социум», «социальность», «социальная структура». Основные концепции природы общества. Общество и государство. Государство и гражданское общество. Мораль, справедливость, право. Общество и природа.
Общество и его структура. Общество как система. Социально-экономические, социально-политические общности людей. Человек в системе социальных связей. Общество и личность.
12. Философия истории. Предмет философии истории. Закономерное. Случайное, стихийное в истории. Специфика исторических законов. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Основные модели истории: линейная, циклическая, спиральная, нелинейная.
Периодизация истории. Характер, смысл, цель, действующие силы исторического процесса. Человек и исторический процесс. Роль личности в истории. Личность и массы; свобода и необходимость.
13. Философия культуры. Философия культуры. Понятие «культура». Основные проблемы философии культуры. Культура и природа. Человек и природа. Производство и его роль в жизни человека. Понятие «цивилизация». Культура и цивилизация. Характеристика современной цивилизации. Единство и многообразие культур. Культура и общество. Человек, общество, культура. Культура как мера и форма самореализации человека.
14. Глобальные проблемы современности. Проблемы будущего человечества. Философия о глобальных проблемах современности: понятие, признаки, генезис, сущность. Дискуссия по вопросу классификации глобальных проблем современности. Разрешение глобальных проблем современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 100100 Сервис реализация компетентностного подхода с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся в сочетании с внеаудиторной работой предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм.
Темы эссе
1. Для чего необходимо изучать философию.
2. Значимы ли идеалы Просвещения для XXI в.?
3. Судьба марксистской философии в XX веке.
4. Что такое виртуальная реальность?
5. Эволюция форм отчуждения человека.
6. Быть или не быть человеку и человечеству?
Тема № 1
Философия, круг ее проблем и роль в обществе
1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрений, их специфика. Мировоззрение и философия.
2. Предмет философии, ее специфические особенности. Проблема
определения философии, ее функции.
3. Философия в духовной культуре: философия и наука, философия
и искусство, философия и мораль, философия и религия (по выбору студента).
Тема №2
Становление философии. Древний Восток
1. Предфилософские идеи в древнем Египте, Шумере и Вавилоне.
2. Первофилософия в Древней Индии (философские школы: веданта, буддизм, джайнизм, локаята).
3. Философские школы в Древнем Китае (конфуцианство, даосизм, моизм, легизм).
Тема № 3
Становление и развитие философии в Древней Греции
VII - VI вв. до н. э.
1. Социокультурные изменения в VII - VI вв. до н. э. Основные особенности философии «досократиков».
2. Поиски первоначала. Милетская школа. Учение Гераклита. Философские идея Пифагора и пифагорейцев.
3. Элейская школа и ее роль в становлении европейской философии.
4. Философия Демокрита: атомизм, учение о человеке, этические
идеи.
Тема № 4
Философия классической античности*
1. Учение о человеке и диалектические идеи софистов. Философское учение Сократа.
2. Основные положения философии Платона. Платонизм в истории философии.
3. Основные философские идеи Аристотеля.
4. Эллинистически-римская философия. Учения стоиков, скептиков,неоплатоников, эпикурейцев.
Тема № 5
Христианская философия средневековья
1. Социокультурные основания возникновения и утверждения теоцентризма в философии.
2. Патристика. Религиозная философия Августина.
3. Схоластика: особенности и этапы, номинализм и реализм.
Тема 6
Философия эпохи Возрождения
1. Мировоззренческие ориентация философии Возрождения.
2. Философские идеи гуманистов.
3. Натурфилософия Ренессанса (Дж. Бруно, Коперник, Г. Галилей).
Пантеизм Н. Кузанского.
4. Утопические идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы.
Тема 7
Философия Нового времени
1. Социокультурные условия возникновения философии XVI -
XVIII вв.
2. Ф. Бэкон и Р. Декарт — основоположник классической новоевропейской философии. Проблема метода.
3. Рационализм и эмпиризм (сенсуализм) в философских учениях
Нового Времени.
4. Философские идеи и идеалы Просвещения.
5. Поворот к антропоцентризму (Дж. Беркли, Д. Юм).
Тема № 8
Классическая немецкая философия*
1. Общая характеристика немецкой классической философии.
2. Основные положения теоретической и практической философии
И. Канта.
3. Система абсолютного идеализм Г. В. Ф. Гегеля, суть диалектического метода.
4. Новый облик антропологизма в философии Л. Фейербаха.
Тема № 9
Отечественная философия X – первой половины XIX вв.
1. Формирование самобытной русской философии: этапы, особенности, основная проблематика.
2. Философские идеи П. Я. Чаадаева.
3. Славянофильство (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков) и западничество (В. Я. Белинский, Н. А. Бакунин, А. И, Герцен).
Тема № 10
Философия марксизма
1. Социальные, теоретические, естественнонаучные предпосылки возникновения марксистской философии.
2. Основные идеи философии К. Маркса и Ф. Энгельса: историалистическое понимание истории, концепция диалектики, проблема человека,
его свободы, и освобождения.
3. Марксизм в России. Развитие В. И. Лениным марксистской философии на рубеже XIX - XX вв.: учение о материи, диалектика, учение о государстве и революции.
Тема № 11
Отечественная философия XIX - XX вв.
1. Философские воззрения Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.
2. Философия Всеединства В. Соловьева.
3. Русский религиозный антропологизм (Н. А. Бердяев, Л. Н. Шестов).
4. Философия космизма (П. А. Флоренский, И. Ф. Федоров,
В. А. Вернадский, К. Э. Циолковский и др.)
Тема № 12
Западная неклассическая философия
1. Социокультурные процессы конца XIX - XX вв. Кризис классического рационализма и поиск новых форм философствования.
2. Постклассика: позитивизм, неокантианство.
3. Иррациональные основания человеческого существования: философия жизни (А. Бергсон, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, О.
Шпенглер по выбору).
4. Основные идеи философии прагматизма Ч. Пирса и У. Джемса.
Тема № 13
Антропологическая проблематика в западной философии XX века*
1. «Феномен человека» в учении Т. де Шардена.
2. 3. Фрейд о структуре человеческой психики, роли бессознательного. Понятия коллективного бессознательного, архетипа, социального характера в философии неофрейдизма.
3. Основные проблемы человеческого существования в философии
экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс).
4. Философская антропология, ее основные направления (биологическая, религиозная, культурная).
Тема № 14
Онтологическая проблематика в философии
1. Онтология как область философского знания. Категория бытия в
философии. Бытие и небытие. Бытие и сущее. Феномен бытия человека.
2. Проблема субстанции в философии. Монистические, дуалистические, плюралистические концепции субстанции.
3. Категория материи в философии. Материя как объективная реальность. Материя и ее атрибуты: движение, пространство, время, отражение.
4. Феномен бытия человека.
Тема № 15
Сознание как философская проблема
1. Проблема сознания в философии. Понятие идеального. Сознание
2. и дух.
3. Структура сознания. Сознательное и бессознательное. Понятие
интуиции. Самосознание.
4. Сознание и язык.
5. Сознание индивида и общества. Структура общественного сознания: носители, уровни, сферы. Формы общественного сознания: политическое, правовое, этическое, эстетическое, религиозное и др. (по выбору
студента).
Тема № 16
Познание как предмет философского анализа
1. Понятие познания. Познание и знание. Проблема познания в истории философии.
2. Структура познания. Ступени, уровни, формы, методы познания.
3. Специфика научного, художественного, социального познания
(по выбору студента).
4. Проблема истины в философии.
Тема № 17
Философское понимание человека
1. Понятие «человек» в философии. Проблема понимания человека,
его сущности и природы в истории философии.
2. Диалектика бытия индивидуального человека; тело и душа, жизнь
и смерть, цель и смысл жизни, судьба и предназначение человека.
3. Понятия личности и индивидуальности. Личность и общество:
формирование личной свободы; ее самоопределение, свобода и ответственность личности. Понятие отчуждения человека.
Тема № 18
Философия культуры*
1. Понятие культуры. Культура и природа.
2. Понятие «цивилизация» в философии. Культура и цивилизация.
Характеристика современной цивилизации.
3. Единство и многообразие культур. Диалог культур и кризис европоцентризма.
4. Особенности Восточной и Западной культур.
5. Культура и общество.
6. Культура как мера развития и форма самореализации человека.
Тема № 19
Основные проблемы социальной философии
1. Понятия: общество, социум, социальная жизнь. Предмет социальной философии. Типологии общества.
2. Общественное производство, его формы, их характеристика.
3. Сферы общественной жизни: экономическая, политическая, правовая, духовная (по выбору студента).
4. Классификация общностей людей, их сущность.
Тема № 20
Основные проблемы философии истории
1. Предмет философии истории. Закономерное, случайное, стихийное в истории. Специфика исторических законов. Роль личности в истории.
2. Основные модели истории: линейная, циклическая, спиральная,
3. Периодизация истории.
4. Характер, смысл, цель, действующие силы исторического процесса.
Тема № 21
Глобальные проблемы современности
1. Проблемы будущего человечества в философии.
2. Происхождение, типы и критерии глобальных проблем.
Экологическая, энергетическая, сырьевая и др. проблемы.
Темы курсовых работ
Курсовая работа по дисциплине не предусмотрена учебным планом.
Задания для проведения текущего контроля
Темы семинарских занятий
Семинар № 1. Тема «Введение. Философия, ее предмет, основные проблемы и место в духовной культуре» (ОК-1), (ОК-2), (ОК- 15).
Семинар № 2. Тема «Человек и мир в философии Древнего востока» (ОК-1), (ОК-17).
Семинар № 3. Тема «Человек и мир в Античной философии» (ОК-1), (ОК-17).
Семинар № 4. Тема «Философия европейского средневековья и возрождения» (ОК-1), (ОК-17).
Семинар № 5. Тема «Мир человека в философии Нового времени .» (ОК-1), (ОК-17).
Семинар № 6. Тема «Классическая немецкая философия» (ОК-1), (ОК-17).
Семинар № 7. Тема «Отечественная философская мысль XI - XX вв.» (ОК-1), (ОК-17).
Семинар № 8. Тема «Философия марксизма и ее судьба» (ОК-1).
Семинар № 9. Тема «Западная неклассическая философия» (ОК-1), (ОК-17).
Семинар № 10. Тема «Философское понимание человека» (ОК-6), (ОК-8).
Семинар № 11. Тема «Сознание как философская проблема» (ОК-1), (ОК-2), (ОК-6), (ОК-7), (ОК-9).
Семинар № 12. Тема «Познание как предмет философского анализа» (ОК-1), (ОК-2), (ОК-7), (ОК-9).
Семинар № 13. Тема «Философское понимание человека» (ОК-1), (ОК-2), (ОК-6), (ОК-7).
Семинар № 14. Тема «Основные проблемы социальной философии и философии истории» (ОК-1),(ОК-2), (ОК-6), (ОК-15), (ОК-17).
Семинар № 15. Тема «Философия культуры» (ОК-1), (ОК-8).
Семинар № 16. Тема «Глобальные проблемы современности» (ОК-2), (ОК-6), (ОК-8).
Темы практических занятий
Практическая работа по дисциплине не предусмотрена.
6.4. Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам
Наименование темы | Содержание самостоятельной работы | Формы контроля |
Введение. Философия,ее предмет, основные проблемы и место в духовной культуре. | - подготовка вопросов по плану семинара № 1; составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; составление словаря терминов, подготовка к тестированию; | опрос, оценка выступления |
- анализ фрагментов из хрестоматии «Мир философии» по теме семинара; | опрос, оценки | |
эссе на тему № 1. | оценка | |
1. Человек и мир в философии Древнего мира. | - подготовка вопросов по плану семинара № 2 и № 3; составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; составление словаря терминов, подготовка к тестированию; | опрос, оценка выступления |
- анализ одной из школ, направлений древнекитайской, индийской философии; | опрос, оценки | |
- анализ диалога Платона (по выбору студента). | опрос, оценки | |
2. Философия европейского средневековья и Возрождения. | - подготовка вопросов по плану семинара № 4; составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; составление словаря терминов, подготовка к тестированию; | опрос, оценка выступления |
- чтение и анализ фрагментов «Исповеди» А. Августина; | опрос, оценки | |
- доказательства бытия Бога Ф. Аквинского; | опрос, оценки | |
анализ философского содержания Реформации. | опрос, оценка | |
3. Человек и мир человека в философии Нового времени и классической немецкой философии (XVII в. – первая половина XIX в.) | - подготовка вопросов по плану семинара № 5 и № 6; составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; составление словаря терминов, подготовка к тестированию; | опрос, оценка выступления |
- правила для руководств Наши рекомендации
|