Какова композиция объяснительного диалога?
Важнейшей текстовой характеристикой является структурно-смысловая целостность, которая соотносима с членимостью текста.
В объяснительном учебно-педагогическом диалоге можно выделить три структурно-смысловые части: зачин (начальный этап диалога); средняя часть (этап середины диалога); концовка (этап завершения диалога).
Зачин чаще всего включает вступительное слово учителя, специальные задания, направленные на установление связей с ранее изученным, а также формулировку проблемы, требующей разрешения.
Средняя часть (центральная часть диалога) является наиболее объемной и содержательной, включает в себя сам ход, процесс разрешения проблемы.
Заключительный этап диалога — это разрешение проблемы и обобщение, подведение итогов.
Композиционное членение диалогического текста на структурно-смысловые части помогают осуществлять специфические речевые средства, называемые композиционными сигналами.
Структуру педагогического дискурса составляют, как мы уже отмечали, особые единицы коммуникации: реплики, диалогические единства и диалогические блоки. Считая реплику минимальной единицей диалога, исследователи отмечают, что педагогический диалог на этапе объяснения содержит различные типы реплик-стимулов (инициативных реплик): сообщение информации, запрашивание информации, побуждение к действию. Среди реплик-реакций (реагирующих реплик) наиболее частотны реплики, подтверждающие или отрицающие сказанное, выражающие отношение к сообщаемой информации, запрашивающие дополнительную информацию, сообщающие запрашиваемую информацию. Многие из реплик получили название оценочных, поддерживающих, подхватывающих.
Учитель в диалоге — коммуникативный лидер. Его коммуникативное намерение направляет развитие диалога, помогает отличить одно диалогическое единство от другого.
Границы диалогических единств в педагогическом диалоге определяются постановкой и разрешением одного конкретного коммуникативного намерения учителя, которое, в свою очередь, служит разрешению определенной коммуникативной задачи.
Специфической особенностью педагогического диалога на этапе объяснения является наличие в его структуре развернутых монологических реплик учителя. Эти реплики не входят в диалогические единства, поскольку реплики структурно и по смыслу независимы от соседних реплик.
Завершенность — важный текстовой признак. Он соотносится со структурно-смысловой целостностью диалогического текста по принципу соотношения частного (завершенности) к общему (структурно-смысловой целостности). Признак завершенности связан с названием текста — представленной в сжатом виде СКИ (содержательно-концептуальной информацией), которая в процессе развертывания текста распрямляется, линейно организуется, интегрируется и завершается в концовке текста.
Название темы в педагогическом диалоге на этапе объяснения обладает свойством ограничивать текст и наделять его завершенностью.
Важным свойством диалогического текста является признак связности его составляющих компонентов. В основе связности устного текста лежит коммуникативная преемственность, «сцепление» реплик и единств, что обусловлено непосредственной ориентацией говорящего на слушающего.
Чтобы добиться логической связности составляющих текста, учителю во время объяснительной речи нужно расположить предложения в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли. В лингвистике выделяются два основных типа связи: контактная связь и дистантная связь. Так, для устной научно-учебной речи характерны разнообразные типы реплик-повторов, реплик-подхватов, реплик-восполнений. Связано это с тем, что структурная неполнота реплик — грамматическая норма диалога. Исследователи в качестве средства связи реплик в составе диалогических единств при контактной связи рассматривают синтаксический параллелизм. При этом синтаксический параллелизм строится на основе отражения в последующей реплике грамматических особенностей предшествующей реплики (морфологического оформления членов предложения, количества их, порядка расположения и т. п.). Дублируется часто не только синтаксическая сторона конструкции, но и ее словесный состав, т. е. синтаксический параллелизм соединяется с лексическим повтором. На основе лексико-синтаксического параллелизма строится прием «цитирования» одним участником диалога высказывания другого собеседника, прием «возращения» и т. д. Связность компонентов педагогического дискурса обеспечивают и те средства, которые можно встретить в тексте любого типа: синонимы, личные и указательные местоимения, союзы, модальные частицы и т. д. Дистантная связь обнаруживается в структурной и смысловой целостности текста и языковыми средствами выражена не явно.
Педагогический диалог в ситуации объяснения нового материала характеризуется интонационным единством. Для педагогического диалога характерно сочетание интеллектуальных и волюнтативных интонем, так как цель высказывания — не только сообщить информацию, но и побудить ученика/учеников к активному ее восприятию (осмыслению). В процессе речевого общения учителя и учащихся, в том числе в учебно-речевой ситуации, возможно употребление интонем всех семантических групп (интеллектуальных, волюнтативных, эмотивных, изобразительных). Выразительность речи учителя, как правило, проявляется в умении замедлять темп речи, выделять голосом наиболее значимые (стержневые) слова, говорить тише, проявлять «заинтересованность, стремление удивить и вызвать любопытство» (Т. А. Ладыженская). Заинтересованный тон общения (интерес к теме урока, к ученикам, к процессу преподавания) порождает интерес учащихся к учебному предмету.
Из сказанного следует сделать вывод, что педагогический диалог на этапе объяснения нового учебного материала — это особый педагогический жанр, который по своей логической форме всегда является рассуждением, цепью умозаключений. Учитель в диалоге выполняет роль коммуникативного лидера: он начинает учебно-речевое общение, создает соответствующие условия для коллективной работы (поиска решения учебной проблемы), развивает процесс общения, управляет им.