Рабочая тетрадь по философии
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ФИЛОСОФИИ
Часть 1
Учебное пособие
Новокузнецк
ББК 87я1
Р 134
Рецензент:
Кандидат философских наук, доцент,
заведующий кафедрой социологии, политологии и права СибГИУ
Э.С. Гершгорин
Кандидат политологических наук, доцент,
заведующий кафедрой философии и политологии КузГПА
Ю.И. Головичев
Р 134 Рабочая тетрадь по философии: уч. пособие / Сост. Т.Л. Готьятова, С.В. Ковыршина, Л.Б. Подгорных СибГИУ. – Новокузнецк, 2009. – 159с.
Представлены разнообразные типы заданий: анализ философского текста, составление комментария к источнику, работа с философскими понятиями, составление и прочтение аналитических таблиц, структурно-логических схем, сравнительный анализ философских концепций, точек зрения по изучаемым проблемам.
Предназначена для студентов 2 курса всех специальностей очного и заочного обучения.
© Сибирский государственный
индустриальный университет, 2009
Оглавление
1. Предисловие 4
2. Методические рекомендации по выполнению заданий
рабочей тетради по философии 6
3. Тема 1 Мировоззренческая сущность философии 16
4. Тема 2 Проблема самоопределения философии 53
5. Тема 3 Генезис философии 61
6. Тема 4 Разделы философского знания. Особенности
постановки и решения философских проблем 117
7. Тема 5 Жанровое своеобразие философского дискурса 127
8. Тема 6 Исторические типы философствования 136
9. Тема 7 Философия как образ жизни 146
ПРЕДИСЛОВИЕ
Самостоятельная работа студентов по освоению любой вузовской дисциплины является неотъемлемой частью учебного процесса. Однако, отсутствие учебно-методических материалов, помогающих эффективной организации самостоятельной работы, серьезно затрудняет ее осуществление.
Составители «Рабочей тетради по философии» попытались восполнить этот «пробел», предложив студентам очной и заочной форм обучения учебно-информационные, дидактические и контрольно-измерительные материалы, ориентированные на достижение целей программы самостоятельной работы студентов по философии.
«Рабочая тетрадь по философии» структурирована тематически в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по философии и рабочей программой дисциплины. Она рассчитана на систематическую, последовательную работу студентов по освоению философии в течение всего учебного года и состоит из двух частей. Содержание первой части (осенний семестр) носит характер философской пропедевтики, предваряя проблемно-тематическую постановку вопросов основных разделов философии в весеннем семестре.
Подбирая материал для заданий рабочей тетради, составители пособия исходили из того, что серьезно приобщиться к философскому знанию, богатейшему миру философских понятий, смыслов и символов невозможно только на основе учебника, без непосредственного обращения к произведениям мыслителей прошлых эпох и современности и их самостоятельного осмысления. В то же время, потребности и способности студентов к выполнению такого рода интеллектуальной работы далеко не одинаковы. В связи с этим, главным принципом составления тематических заданий стала их дифференциация по степени сложности. Дифференциация заданий рабочей тетради осуществлялась на основе таксономии целей обучения в когнитивной сфере.
Каждая тема содержит задания трех, условно выделенных, уровней сложности. Преподаватель, непосредственно работающий со студентами, сможет предложить каждому индивидуальный набор вопросов и упражнений.
Следует отметить, что задания простейшего уровня направлены на запоминание и воспроизведение определенной информации. Здесь оценивается способность студентов припоминать, опознавать и умение пересказывать предложенную в заданиях информацию.
Задания более сложного, второго уровня, ориентированы на выявление умения студентов не просто воспроизводить информацию, а передавать ее на языке терминов или в форме иллюстрации, примера, таблицы, графика. Особую значимость приобретает умение интерпретировать, объяснять. Интерпретация (объяснение) состоит в том, чтобы в результате логического размышления на основе данной информации установить смысл чего-либо:
а) зафиксировать главную идею;
б) отделить существенное от несущественного;
в) распознать обоснованные выводы в отличие от необоснованных;
г) обобщить данные и вывести заключение.
Кроме того, задания данного уровня дают возможность экстраполяции, суть которой в расширении смысла, определении значения или следствий чего-либо на основе предоставленной информации.
Самый сложный уровень заданий называют креативным, поскольку он предполагает демонстрацию того, как студенты умеют применять, использовать знания в новых, проблемных ситуациях. Здесь оценивается способность студента анализировать материал, синтезировать его в единое целое и выносить собственное суждение относительно идей, гипотез, теорий, трудов для какой-то конкретной цели.
Например, это может быть анализ отдельного подхода, произведения, концепции, учения или написание маленького философского сочинения - эссе. Успешное выполнение такого рода заданий требует от студентов умения понимать и выстраивать логическую конструкцию как основу для вынесения суждений. Суждение не может оставаться интуитивным, оно должно быть аргументированным. Утверждение того, что работа Платона «Государство» есть выдающееся философское произведение потому, что оно «оказало глубокое влияние на многие поколения читателей», не может быть признано достаточным основанием для умозаключения. Анализируя высказывания, концепции, тексты, необходимо детально описать используемые основания для каждого из представленных суждений.
Таким образом, дифференцированный характер заданий позволяет с одной стороны, методически последовательно и дидактически корректно организовать процесс самостоятельной работы студентов, с другой – может стать основой рейтинговой системы контроля качества знаний со стороны преподавателя.
При отборе заданий для учебного пособия были использованы таблицы Романова И.Н., Костяева А.И. (Философия. Исследования – тексты – схемы - таблицы – упражнения – тесты: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. -352 с0.
Составители «Рабочей тетради по философии» будут признательны преподавателям и студентам за конструктивные замечания по существу подготовленного материала для самостоятельной работы студентов. Предложения следует направлять по адресу: 654035, Новокузнецк, Кемеровской области, пр. Кирова 42 , кафедра философии СибГИУ.
Методические рекомендации по выполнению
Верный ответ: 4).
Ход рассуждения: последовательно рассмотрите каждый вариант ответов на поставленный вопрос.
В первом варианте ответа следует определение общества как круга людей по интересам, например, общества любителей литературы, спортивного общества, но понятие общества гораздо шире - это не только объединение людей по интересам.
Во втором определении общества выделяется географический или государственный принцип объединения людей, например, речь может идти о России и российском обществе, Франции и французском обществе и т.д., что тоже не исчерпывает его сущности.
В третьем варианте ответа предполагается принцип историзма в определении общества, т.е. речь идет о первобытно-общинном, рабовладельческом, феодальном и других исторических типах общества.
Четвертый вариант ответа самый емкий, т.к. общество - не только объединение людей по интересам, не только страна, не только государство, но вся эта совокупность форм объединения людей.
Таким образом, из вариантов ответа следует искать самый емкий, обобщенный, т.к. остальные определения общества раскрывают его частные смыслы.
Есть задания более высокой сложности, ответы на которые необходимо формулировать самостоятельно. Успешность их выполнения во многом зависит от умения осуществлять поиск информации, анализировать и классифицировать ее.
Обратимся к примеру № 2.
Мировоззрение
|
|
![]() |
|
![]() | ![]() | ||
|
| |||
| |||
|
| |||
![]() | |||
| |||
|
![]() | |||||
![]() | |||||
| |||||
| |||||
1.7 Составьте схему или таблицу, показывающую, что философия есть теоретическое ядро мировоззрения, и внесите элементы отличия философского мировоззрения от идеологии, искусства и религии.
Интерес к философии
![]() |
![]() | |||||||
![]() | |||||||
| |||||||
| |||||||
![]() | |||||||
Задания:
а)Началом работы с таблицей должна послужить информация о том, что опыт может быть внутренним (имманентным) и избирательным. В чем различие? На этот вопрос вам необходимо дать ответ в самом начале работы. Справиться с этим заданием помогут характеристики опыта, которые указаны в таблице.
б) Обратитесь к схеме «Виды опыта» и дайте характеристику каждого из видов. Она должна быть исчерпывающей, с примерами из истории философии, которые покажут ваше глубокое знание проблемы. Итогом работы должно быть мнение о виде вашего собственного интереса к философии.
1.9 Приведите примеры политических, экономических и социально–культурных мифов XXI века и определите их степень влияния на общество.
1.10 Многие философы размышляют над тайной остроумия. Вот некоторые из их суждений:
З. Фрейд: «Новая острота действует подобно событию, вызывающему широчайший интерес; он передается от человека к человеку».
К. Маркс: «Человечество весело расстается со своим прошлым».
Л. Шамфор: «Мы и не представляем себе, сколько нужно ума, чтобы не казаться смешным».
И. Гете: «Самое смешное желание - это желание нравиться всем».
Ф. Вольтер: «Именно потуги на остроумие и убивают остроумие».
Дж. Локк: «Насмешка – это наиболее утонченный способ выставить недостатки других».
Задания:
а) Вы можете продолжить этот ряд, добавив в него пять самостоятельно найденных суждений философов об остроумии.
б) Можно ли рассматривать саму философию как остроумие? Обратите внимание на признаки, степени и сущность остроумия, представленные в схеме «Философия как остроумие» И.Н. Романова и А.И Костяева. Дайте объяснение каждой из черт в философском контексте, составьте общее представление о «философии как остроумии», подтвердив и опровергнув свою позицию тремя историко-философскими примерами.
в) Завершая работу, дайте развернутое описание антропологического, онтологического, гносеологического значения остроумия.
Философия как остроумие
-Активная связь с содержанием
-Извлекает нечто сокровенное или скрытое
-Игровой характер
-Смена удивление просветлением
-Особый вид краткости
-Контраст смысла и бессмыслицы
-Психологическая основа переживания-смех
-Проделка
-Шутка (делает текст осмысленным)
-Острота (делает текст содержательным и полезным)
-Отображение противоречий бытия (Гегель)
-Способ социальной критики (Герцен)
-Выражение циничности человеческой натуры (Ницше)
-Способ сублимации неудовлетворенности
человека (Фрейд)
Антропологическое значение остроумия: свойственно только человеку. Обнаруживается сущность человека в отношении к остроумию. Онтологическое значение остроумия: смена отживших форм. Единственный объект-человек и человекоподобное в мире. Гносеологическое значение остроумия: освобождение человеческого сознания от ложных страхов, культов, авторитетов. Реализация потребности в творчестве. |
Источники: Т. Липпс. Комизм и юмор (1898 г.) К. Фишер. Об остроумии (1898 г.) З. Фрейд. Остроумие его отношение к бессознательному (1905 г.) А. Бергсон. Смех в жизни и на сцене (1909 г.). М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (1940 г.) |
Тема 2 ПРОБЛЕМА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
Философия как рефлексия
Т
Р
А
К
Т
О
В
И
К
И
|
| ||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||
2.6 Проанализировав таблицу «Философия как вопрос вопросов», приведите 10 примеров философских вопросов, основываясь на материале истории философии, отражающем специфику античности, стредневековья, нового и новейшего времени. Почему Ф.Энгельс назвал основным вопросом философии – «Вопрос об отношении мышления к бытию», Ф.Бэкон просто вопросом – «Почему». Каковы основания называть философские вопросы вечными?
Нет ни одного философа в истории философии, который бы не попытался определить акт философствования через свое личное видение. Проанализируйте каждое из этих суждений и дополните их тремя новыми, отражающими специфику акта философствования.
Ж. Лакруа: «Философствовать – значит универсализировать духовный опыт, переводя его термины, доступные для всех».
М.Хайдеггер: «Философия есть философствование… Она требует, чтобы смотрели не в сторону от неё, но добывали её из неё самой».
Х. Ортега – и – Гассет: «Философствовать – искать целостность мира, завершать её в Универсуме и строить для части целостность, где она могла бы вместиться и успокоиться».
Аристотель: «Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой–нибудь пользы».
2.8 Заполните таблицу и сформулируйте свой вывод о границах философского знания:
Философия | Наука | Искусство | Религия | |
Предмет | ||||
Сущность | ||||
Время возникновения | ||||
Функции | ||||
Роль в обществе |
Тема 3 ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ
Прочитайте фрагмент текста из работы «Философия Древнего мира» А.Н.Чанышева, выделите ключевые понятия, объясните концепции происхождения философии, систематизированные А.Н.Чанышевым и определите суть концепции автора. В чем её специфика? Какую из предложенных концепций вы считаете наиболее вероятной?
Парафилософия и ее структура.Философия существовала и существует не в духовном вакууме, а в контексте всех форм духовности и на основе всех форм материальности. Назовем этот контекст парафилософией. В парафилософии различимы две части: мировоззренческая и научная. Одна часть окружающей философию духовности создана в основном воображением (анатомически этому соответствует правое полушарие головного мозга). Мы подчеркиваем, что в основном, потому что и в искусстве в той или иной мере присутствуют моменты рациональности.
А другая часть - в основном рассудком (анатомически этому соответствует левое полушарие головного мозга).
Поэтому в нашей схеме справа от философии расположатся искусство, мифология и религия, или, если взять эти формы духовности в их мировоззренческой сути, художественно-мифолого-религиозный мировоззренческий комплекс, а слева - науки. Между философией и названными формами духовности есть как бы пограничная зона, в которой справа, со стороны философии находятся философия искусства, философия мифологии и философия религии, то есть понимание и истолкование искусства, мифологии и религии с позиций философии, а со стороны религии - теоретическая теология, то есть система защиты религии от философского свободомыслия якобы средствами самой философии: рассуждениями и обоснованиями, однако при сохранении и ради сохранения религиозной догматики, которую следует принимать на веру.
Слева же в пограничной зоне расположатся со стороны философии философия науки, а со стороны наук - самодеятельные философствования ученых-специалистов. В числе же наук мы найдем там искусствоведение, мифологоведение, религиоведение, науковедение и даже философоведение. Философия и философоведение не одно и то же. Философами, как и поэтами, рождаются, а философоведами становятся.
Эти две части парафилософии антагонистичны друг другу.
Науки поддерживают философию как мировоззрение второго уровня. И как только философия утрачивает связь с науками, она скатывается на первый уровень, фактически переставая быть философией, т. е. системно-рационализированным мировоззрением.
Однако роль науки, ее влияние на философию не только благоприятны. Полная победа науки над мировоззренческой парафилософией лишает философию ее мировоззренческого характера. Философия сводится к методологии науки, становится своего рода служанкой науки.
Мировоззренческая парафилософия поддерживает в философии ее мировоззренческий статус, питает философию соками жизни, прежде всего социальной. Но она же влечет философию со второго уровня на первый, лишает ее системности и рационализированности, превращает в лучшем случае в философский иррационализм, а в худшем вообще растворяет в искусстве, мифологии, религии.
В обоих случаях философия становится однобокой, искривленной в ту или иную сторону.
В объективной истории философии немало примеров такой односторонней, хотя по-своему весьма интересной и впечатляющей философии. Но объективная история философии дает нам примеры цельной и гармоничной философии - такой философии, в которой системно-рационализированная форма и мировоззренческое содержание находятся в состоянии равновесия и соразмерности.
Теперь уместно поставить вопрос, что из духовного окружения философии существовало до философии и какую роль оно сыграло при ее возникновении.
Из чего возникла философия
На этот счет существуют две крайние концепции и три средние.
Согласно первой крайней концепции, философия ни из чего не возникала. Она настолько качественно отлична от предшествующих ей форм духовной культуры, что применительно к ней сам вопрос «из чего?» бессмыслен. Философия, таким образом, возникла как бы из ничего. Вторая, противоположная, концепция говорит, что философия была всегда, когда был «человек разумный».
Обе эти крайние концепции, на наш взгляд, неверны. Не случайно у философоведов преобладают средние концепции. Философия была не всегда. Она возникла. Было время, когда философии не было, но было нечто аналогичное ей, так что она возникла не из ничего, а из «нечто».
Но это «нечто» разные философоведы понимают по-разному. И здесь тоже есть свои уже умеренные крайности. Одни утверждают, что философия возникла из мифологии и только из мифологии или даже религии, другие же думают, что философия возникла из знания и только из знания, из начатков наук. Между этими двумя умеренными крайностями помещаются те концепции генезиса философии, которые говорят о двух началах философии: мифологическом и научном.
Но и здесь есть свое разномыслие. Одни принципиально разделяют философию на философский идеализм и философский материализм настолько, что у них и сам генезис философии раздваивается: философия возникла не как таковая, а отдельно как материализм и идеализм. Философский идеализм был продолжением линии веры. Философский материализм был продолжением линии знания. Первую концепцию из числа умеренных мы называем мифогенной. Вторую из числа умеренных - гносеогенной. Третью - дуалистической гносеогенно-мифо-генной концепцией генезиса философии.
Наше понимание.Всем этим концепциям генезиса философии мы противопоставляем свою монистическую гносеогенно-мифогенную концепцию генезиса философии.
В основном почти все согласны с тем, что философии предшествовали искусство, мифология, религия. Также существовала и совокупность норм поведения как разумных, так и неразумных, то есть стихийная нравственность. Но поскольку сама по себе нравственность замкнута на отношениях между людьми, то есть не является мировоззрением, то выше мы исключили ее из рассмотрения видов мировоззрения, поскольку мировоззрения нет там, где нет основного вопроса мировоззрения - вопроса о взаимоотношении человека (людей) и мироздания. Однако нравственность может выводиться из того или иного решения основного вопроса мировоззрения. Тогда она приобретает мировоззренческий аспект.
Проблема профилософской науки.Что касается науки, то многие отрицают возможность существования науки до философии, профилософской науки. Согласно мнению одних, наука возникла вместе с философией, согласно другим - после философии, но все же в древности, согласно мнению третьих - уже только в Новое время, так что у них получается, что Архимед и Евклид не ученые, не представители античной науки.
Те же, кто допускает существование науки в древности, иногда сводят науку к философии, ограничиваясь анализом мнений философов о науке, игнорируя саму эту науку.
Мы не будем вдаваться в сложный вопрос о том, что следует понимать под наукой. Не будем спорить о словах. Чтобы не увязнуть в спорах, ограничимся тем, что поставим вопрос - существовал и действовал ли до философии рассудок, ум, интеллект, индийский манас, греческий логос? Тем, кто в этом сомневается, мы предложим элементарную задачку из древнеегипетского математического папируса II тысячелетия до н.э. на разделение семи хлебов на восемь равных частей при минимальном числе разрезов. И мы утверждаем, что никакие мифы не помогут решить эту и аналогичные ей простейшие математические задачи. Ибо для этого требуется сообразительность.
И все жизнеобеспечение - плод сообразительности. Вся техническая мудрость, все то искусственное, все то, что создано человеком, все «технэтос» - результат деятельности соображения.
Рождение человека.Оставив в стороне проблему анатомического формирования человека, остановимся лишь на проблеме выделения человека из природы, из животного мира. И здесь необходимо одно уточнение. На наш взгляд, сугубо человеческое - не столько изменение человеком среды его обитания, сколько достраивание им самого себя ради этого изменения. Бобры подгрызают деревья своими естественными зубами. Человек же вооружается созданными им же искусственными орудиями труда и войны.
Дуализм первобытного сознания.Часто говорят о синкретизме, то есть о нерасчлененности первобытного сознания вообще. Это глубокая ошибка. Если и была нерасчлененность, то внутри художественно-мифолого-религиозного мировоззренческого комплекса (ХМРМК). Но в целом же нерасчлененность первобытного сознания кажущаяся. Мы утверждаем, что первобытное сознание дуалистично: в нем издавна существовал глубокий раскол между реальными знаниями - плодом деятельности практического рассудка (соображения) и ХМРМК - плодом мировоззренческого воображения.
Происхождение мировоззрения.Генезису философии предшествовал генезис мифологического мировоззрения. Причина этого генезиса для нас понятна; начав достраивать себя и через эту достройку изменять окружающую среду, человек начал выделяться из природы, что и было, если изъясняться теологическим языком, подлинным «первородным грехом» человека, его самоизгнанием из «безвещного» рая животного самодостаточного существования в ад «вещизма» и «лишнедействия» (животные лишнего не делают, отчего они скорее «sapiens», чем человек), в ад изничтожения природы и самопротезирования вплоть до своей роботизации. Так или иначе, когда человек стал достраивать себя и выделяться из животного мира, в мироздании зародилось новое отношение - практический раскол между ОНО (мирозданием) и МЫ (людьми). Этот практический раскол имел свой духовный аспект в виде стихийно зародившегося основного вопроса мировоззрения, вопроса о взаимоотношении ОНО и МЫ. На этот вопрос человек мог ответить тогда только в меру своих слабых возможностей.
Выделяясь из природы, человек компенсировал это выделение, этот уход из животного рая тем, что в своем воображении очеловечивал природу, т. е. антропоморфизировал и социоморфизировал ее. Антропоморфизм - наделение явлений природы и общественных явлений качествами и даже внешним обликом человека (чему предшествует зооморфизм). Антропоморфизм может быть полным и явным и неполным, неявным. Но такое качество человека, как сознательная целенаправленность, непременно.
«Происхождение» сверхъестественного мира.Поскольку безразличному к нам мирозданию глубоко чуждо все человеческое, перенос (метафора) на нее черт человека и родового общества неизбежно породил в сознании человека сверхприродный, сверхъестественный мир мифологического псевдобытия. В мифологиях всех народов существовали разнообразные мировоззренческие мифы о происхождении мироздания и человека, т. е. космогонические и антропогонические мифы.
Реальное знание.Никакие мифы не могут заменить реального знания, без которого никакое племя, никакой народ не выжил бы. Реальные знания часто существовали в оболочке мифов, магических действий и заклинаний. Например, посевная всегда сопровождалась магическими действиями. Конечно, эти действия не подменяли реальные.
Знания, конечно, могут обслуживать религию. Хронология вычисляет даты религиозных праздников. Математика помогает строить храмы, перестраивать алтари (например, в Индии изменение геометрической формы алтаря было возможно лишь при условии сохранения его площади). Оттого, что одна из довольно сложных математических задач называлась в Древнем Египте задачей бога Ра, она не превращалась в частицу мифологии. Некоторые числа отождествлялись со сверхъестественными существами. Хорошо известно апокалиптическое число 666.
Магия и религия.Мы говорили, что мифологическая часть религии, по существу, ничем не отличается от чистой мифологии. Разница функциональная: мифологическое мировоззрение религиозно, когда оно обслуживает религиозный культ. Однако этот культ может приобрести самостоятельную силу, независимую от воли богов. Тогда религиозный ритуал превращается в магический.
Ведь в религии результат религиозного действия (обычно это жертвоприношение) и просьба (молитва) опосредован свободной волей того или иного бога, который может как принять, так и не принять жертву, тогда как в магии заклинание и деяние принудительны.
Магия и наука.На первый взгляд магия подобна науке. В самом деле, магия предполагает наличие в мире необходимых связей, причинно-следственных отношений. Магия имеет свою технику. Шаман пользуется специальными приспособлениями. Однако подобие магии науке мнимо. Магия исходит из представления, что имитация процесса и сам искомый процесс связаны, так что, имитируя процесс, можно вызвать сам этот процесс (например, разбрызгивание воды может вызвать дождь), что, далее, воздействие на отторженную часть предмета может воздействовать на предмет (сжигая отрезанные волосы, причинить вред бывшему их хозяину), воздействуя на изображение человека, причинить вред самому человеку (поэтому не следует фотографироваться, дарить свои фотографии, а тем более допускать печатание своих фотографий в газетах и журналах). Мы говорим здесь о черной (вредоносной) магии. Но есть и белая (благотворная) магия, в том числе лечебная, которой сейчас пытаются дополнить, а то и заменить научную медицину.
Профилософия.Итак, художественно-мифолого-религиозный мировоззренческий комплекс, с одной стороны, и реальные знания и умения, с другой, и составили профилософию. В самом широком смысле слова профилософия - совокупность развитой мифологии (плод воображения) и зачатков, необходимых для жизнеобеспечения знаний (плод деятельности рассудка).
Такая профилософия - в своей сущности дофилософская парафи-лософия - парафилософия без философии. Конечно, о парафилосо-фии можно говорить лишь тогда, когда образовалась философия. Тогда философия - ядро. А парафилософия - скорлупа. Тогда философия - Солнце. А парафилософия - солнечная корона.
Но если ядра нет, то парафилософия - лишь туманность, в которой еще предстоит зародиться звезде.
В более узком смысле слова профилософия - то, что и в мифологии, и в начатках наук непосредственно послужило генезису философии. В мифологии это стихийная постановка мировоззренческих, больших вопросов. По меньшей мере, установка на большие вопросы. В начатках наук - это не столько сами знания, сколько развитие мышления, самого научного духа и научного метода, интеллект.
Далее в комплексе профилософии начинается взаимодействие ее мировоззренческой и протонаучной частей. Плод этого взаимодействия - переходные формы между мифологией и философией. Так что в еще более узком смысле слова профилософия - именно эти переходные формы между мифологическим и философским мировоззрением.
В самом же узком смысле слова профилософия - противоречие между основанным на эмоциональном и нерациональном воображении мировоззрением и начатками научного трезвого мышления, между фантазирующим мифотворчеством и зарождающимся научным методом и критическим мышлением. Таковы духовные предпосылки философии.
Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов / А.Н. Чанышев. – М.: Высш. шк., 2001. – С. 3 – 33.
Используя нижеприведенную таблицу «Проблема «Восток-Запад» в контексте философии», сравните специфические особенности Восточной и Западной традиции философствования и приведите историко-философский материал, подтверждающий существование этих различий.
ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ
В истории философии существует множество символов, созданных великими философами: «Пещера» Платона, «Сова Минервы» Гегеля, «София» Вл. Соловьева. Раскройте смысл этих аллегорий, указав какие черты, присутствующие в таблице «Роль символа в философии», являются основными для данных символов?
Роль символа в философии
смысл | Черты |
Синоним знака Категория, раскрывающаяся через сопоставление с сигналом, аллегорией, образом | Многослойность структуры Расчет на активную внутреннюю работу воспринимающего |
Можно пояснить (вместе с другими символами), но нельзя разъяснить | |
Имеет форму диалогического знания |
Трактовка символа |
Э. Кассирер: Все явления, которые обнаруживают смысл в чувственном |
К. Г. Юнг: Устойчивые фигуры бессознательного-архетипы |
З. Фрейд: Психопатические симптомы |
П. Юшкевич: Любое ощущение |
К. Маркс: Разновидность образа |
И.В. Гете: Живое вечное воплощение |
Г.В.Ф. Гегель: Посредник между сверхчувственным миром и чувственными вещами |
Ф.В.Й. Шеллинг: Органическое торжество идеи и образа |
Ориген: Средство приобщения к Богу |
Термин появился в XVIII веке, заимствован из греческого. Развитие смысла: договор-знак |
Размышляя об особенностях философской культуры, философы по-разному характеризовали ее. По Дж. Локку - это аналитичность, систематичность, экспериментальность; по Ш. Монтескье – социальность, воплощенная в естественных законах; по Б. Франклину – практичность; К. Марксу – классовость; по Ницше – умный цинизм.
Вопросы
а) Какие, из перечисленных характеристик философской культуры, по Вашему мнению, наиболее полно раскрывают ее специфику?
б) Как философск