М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий

Требования

Итоговая аттестация по курсу проводится в форме зачета. Для получения зачета студенту необходимо набрать 40 баллов. В рабочей тетради представлены 28 заданий. Каждое из заданий оценивается от 1-го до 10-ти баллов, в зависимости от сложности задания, минимальная оценка по всем заданиям – 0 баллов («неудовлетворительно», «не выполнено»). Задания сгруппированы по темам. Студент может выполнять задания по разным темам по выбору, но хотя бы одно задание в теме. Исключения составляют случаи, когда по заданию преподавателя студент выполняет все задания по определенной теме для восполнения знаний (пропуски лекций, семинаров). По три балла снимается за каждое несвоевременно выполненное задание (без уважительной причины), а также за две идентично выполненные работы у нескольких студентов.

Тема 1. Историко-теоретический и категориально-понятийный анализ представлений отечественных исследователей о структурных компонентах психомоторики

Цель занятия: познакомить студентов с историей разработки проблемы, представлениями отечественных ученых о структуре и компонентах психомоторики.

Литература:

  1. Коренкова Н.Е. Психомоторика в структуре интегральной индивидуальности. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2005. – 163 с.
  2. Никандров В.В. Психомоторика. Учебное пособие. 2004 г. — 104 c.,
  3. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.-216 с.
  4. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
  5. Розе Н.А. Психомоторика взрослого человека. Изд-во ЛГУ, 1970.

Задание № 1.1.

Напишите определения понятия «психомоторика», предложенных отечественными учеными:

И. М. Сеченов

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К. К. Платонов

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий - student2.ru Замечания:  

Задание № 1.2.

Раскройте содержание основных функций психомоторики

Функции Содержательная характеристика
Праксеологическая ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________
Гносеологическая ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________
Регулирующая ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________
Интегративная ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________


Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий - student2.ru Замечания:  

Задание № 1.3.

Классифицируйте движения по следующим основаниям:

Движения:

Непроизвольные, мимика, внутренние, локомоция, внешние, микродвижения, естественно-органические, движения позы, артикуляция, пантомимика; семантические, рабочие, произвольные, макродвижения.

1. По уровню психической регуляции:

· ___________________________________________

· ___________________________________________

2. По положению органов, исполняющих движения:

· ___________________________________________

· ___________________________________________

3. По амплитуде:

· ___________________________________________

· ___________________________________________

4. По ведущей цели действия:

· ___________________________________________

· ___________________________________________

· ___________________________________________

· ___________________________________________

· ___________________________________________

· ___________________________________________

· ___________________________________________

· ___________________________________________

Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий - student2.ru Замечания:  

Задание № 1.4.

Выберите вариант ответа на предлагаемые определения:

1.4.1. Пространственная характеристика движения, показывающая, насколько верно в пространстве выполнено движение по отношению к объекту действия, называется:

а) темп

б) ритм

в) точность

г) скорость

Ответ: ___________

1.4.2. Временная характеристика движения, указывающая на быстроту прохождения траектории, называется:

а) темп

б) ритм

в) точность

г) скорость

Ответ: ___________

1.4.3. Степень упорядоченности движений, заключающаяся в их чередовании с определенной последовательностью и частотой, называется:

а) темп

б) ритм

в) точность

г) скорость

Ответ: ___________

1.4.4. Степень быстроты исполнения движений, измеряемая количеством движений в единицу времени, называется:

а) темп

б) ритм

в) точность

г) скорость

Ответ: ___________

Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий - student2.ru Замечания:  

Задание № 1.5.

Дайте определения основным психомоторным качествам человека

Психомоторные качества Определения
Сила ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________  
Быстрота ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________  
Координирован-ность ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________  
Пластичность ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________  
Ловкость ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________  
Выносливость ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________  
Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий - student2.ru Замечания:  

Задание № 1.6.

Определите авторов следующих высказываний:

1. «Пусть говорят теперь, что без чувственного раздражения возможна хоть на миг психическая деятельность и ее выражение - мышечное движение».

Автором высказывания является: _____________________________________

2. «...моторика человека может и должна оказаться превосходным индикатором для изучения процессов, происходящих в центральной нервной системе».

Автором высказывания является: _____________________________________

3. «…труд, в процессе которого человек стал пользоваться орудиями, внес в моторику человека коренные качественные изменения».

Автором высказывания является: _____________________________________

4. «Субъективное переживание вначале недифференцированной смутной потребности в чем-либо, а в дальнейшем более дифференцированной эмоции явилось биологически эффективным пусковым механизмом защитной моторной реакции. У вышеорганизованных животных эта реакция получила форму психомоторной».

Автором высказывания является: _____________________________________

5. «Исследование особенностей психомоторного развития взрослого человека представляет особый интерес в связи с тем, что практически в моторной организации человека, в его поведении, деятельности, речи отражается вся целостная характеристика его и как индивида, и как личности, и как субъекта при всей неповторимой индивидуальности человека».

Автором высказывания является: _____________________________________

Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий - student2.ru Замечания:  

Задание № 2.1.

Перечислите и приведите примеры общих закономерностей онтогенетического развития двигательных качеств:

1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Например:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Например:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Например:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Например:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Например:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий - student2.ru Замечания:  

Задание № 2.2.

Какие существуют половые различия в проявлении двигательных качеств?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий - student2.ru Замечания:  

Задание № 2.3.

Чем обусловлено снижение межфункциональных связей психомоторики в период полового созревания?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий - student2.ru Замечания:  

Задание № 2.4.

Дайте определение «моторной одаренности» по Н. И. Озерецкому.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий - student2.ru Замечания:  

Задание № 2.5.

Какие основные компоненты движений исследуются в шкале измерения моторной одаренности у детей Н. И. Озерецкого?

Компоненты движений Как изучается (пример двигательного задания для любого возраста)
1. Компонент: Двигательная проба: ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________  
2. Компонент: Двигательная проба: ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________  
3. Компонент: Двигательная проба: ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________  
4. Компонент: Двигательная проба: ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________  
5. Компонент: Двигательная проба: ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________  
6. Компонент: Двигательная проба: ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________  
Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий - student2.ru Замечания:  

Задание № 3.1.

Охарактеризуйте уровни построения движений по Н. А. Бернштейну с точки зрения их морфофизиологической характеристики, ведущей афферентации, основной и фоновой роли в двигательных актах вышележащих уровней, патологических синдромов и дисфункций.

№ п/п Уровень Характеристика
Система: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Обозначение: _____________________ Название: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Афферентация: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Основная функция: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как фонового: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как ведущего: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Нарушения: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________  
Система: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Обозначение: _____________________ Название: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Афферентация: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Основная функция: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как фонового: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как ведущего: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Нарушения: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________  
Система: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Обозначение: _____________________ Название: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Афферентация: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Основная функция: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как фонового: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как ведущего: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Нарушения: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________  
Система: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Обозначение: _____________________ Название: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Афферентация: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Основная функция: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как фонового: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как ведущего: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Нарушения: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________  
Система: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Обозначение: _____________________ Название: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Афферентация: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Основная функция: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как фонового: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как ведущего: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Нарушения: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________  
Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий - student2.ru Замечания:  

Задание № 4.1.

Выберите из списка типы телосложения детей, предлагаемые классификацией В. Г. Штефко и А. Д. Островского. Дайте краткую характеристику выбранным типам.

 астенический ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

диспластичный

________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________

дигестивный

________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________

пикнический

________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________

мышечный

________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________

астеноидный

________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________

атлетический

________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________

торакальный

________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий - student2.ru Замечания:  

Задание № 4.2.

Опишите принцип изучения скорости ростовых процессов на примере филиппинского теста.

1. Как проводится тест:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Тест считается положительным, если:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Тест считается отрицательным, если:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Положительная проба указывает на:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий - student2.ru Замечания:  

Задание № 4.3.

Приведите примеры взаимосвязей психомоторных качеств с особенностями проявления свойств нервной системы

Свойства нервной системы Психомоторные качества
Сила нервной системы _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________
Подвижность нервных процессов _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________  
Уравновешенность нервных процессов _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________  
Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий - student2.ru Замечания:  

Задание № 4.4.

Охарактеризуйте: в чем выражается предпочтение одной из симметричных конечностей при осуществлении двигательных действий

Асимметричное использование рук Асимметричное использование ног
________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________   ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________  
Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий - student2.ru Замечания:  

Задание № 5.1.

Опишите основные принципы миокинетической психодиагностики Е.Мира-и-Лопеца

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий - student2.ru Замечания:  

Задание № 6.1.

Опишите структуру человека как субъекта деятельности (по Б.Г.Ананьеву):

1. Уровень _____________________________________________________

2. Уровень _____________________________________________________

3. Уровень _____________________________________________________

4. Уровень _____________________________________________________

Молярными являются уровни: _____________________________________

Молекулярными являются уровни: _________________________________

Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий - student2.ru Замечания:  

Задание № 6.2.

Приведите примеры ведущих психомоторных качеств в различных видах спорта

Психомоторное(ые) качество(а):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вид спорта:

________________________________________________________________________________________________________________________________

Психомоторное(ые) качество(а):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вид спорта:

________________________________________________________________________________________________________________________________

Психомоторное(ые) качество(а):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вид спорта:

________________________________________________________________________________________________________________________________

Психомоторное(ые) качество(а):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вид спорта:

________________________________________________________________________________________________________________________________

Психомоторное(ые) качество(а):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вид спорта:

________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий - student2.ru Замечания:  

Задание № 6.3.

Заполните схему

Задание № 7.1.

Классифицируйте список патологических нарушений психомоторики по следующим основаниям:

Список нарушений:

Гипотония, сколиоз, спастичность, эхопраксия, каталепсия, сутулость, паралич, статическая атаксия, дизартрия, асинергия, судороги, гипомимия, миоклония, дрожание, ригидность, персеверации, гипертония, моторная афаз

Наши рекомендации