Деловая игра «Отработка применения методов групповой

Дискуссии. Брейнсторминг. Деловое совещание»

Цель занятия – развитие у студентов практических навыков самостоятельной работы по проведению деловых совещаний, выработке и принятию коллективного решения.

Задание.

Студенческая группа, присутствующая на занятии, разбивается на 4–6 команд.

На первом этапе совместной работы каждая команда должна сформировать бюджет для дизайнерского отдела мебельной фабрики средних размеров, называющейся ЗАО «Мебельзаказ». Бюджет должен включать ставки 3 дизайнеров (одинаковые), 1 начальника отдела и 2 человек обслуживающего персонала, а также все, что группа сочтет нужным включить дополнительно (могут быть предложены суммы на транспортные расходы, расходные материалы для офиса, расходы на капитальное строительство и т. д.), – бюджет может быть любой. Намечаются только общие направления.

На эту командную работу отводится 10 мин. Используется метод «мозгового штурма». Команды могут предложить разные бюджеты.

На втором этапе приходит информационное письмо из дирекции.

«Кому: дизайнерскому отделу

От кого: генерального директора

Начальник СУП рекомендует нам заключить контракт с Петровым Иваном Васильевичем. Высоквалифицированный, инициативный молодой дизайнер, проработавший 3 года в известной итальянской дизайнерской фирме, подал заявление о приеме на работу как нам, так и нашему главному конкуренту ОАО «Минскпроектмебель». И мы, и ОАО «Минскпроектмебель» согласились его взять, но ОАО «Минскпроектмебель предлагает ему большую заработную плату. Мы предложили ему ту же ставку, которую получают все наши дизайнеры.

Однако, похоже, что до Петрова И. В. дошли слухи о слаженности нашего коллектива и заманчивой системе премирования в зависимости от достигнутых результатов. Он заявил начальнику СУП, что если мы повысим ему жалованье на 10%, он выберет нашу компанию, в противном случае откажется от сотрудничества с нами.

Откровенно говоря, мы нуждаемся в Петрове И. В. Дело не только в его высокой квалификации и первоклассных дипломах, его работа в итальянской фирме и его связи на европейском рынке могут помочь нам не только повысить дизайн нашей мебели, но и привлечь новых клиентов.

Мы очень выиграем, если примем на работу Петрова И. В., и много потеряем, если он уйдет в ОАО «Минскпроектмебель» и будет конкурировать с нами.

Я понимаю, что вашим бюджетом не предусмотрено содержание Петрова И. В., но если вы изыщете такую возможность на этот год, я обещаю, что после этого ваш бюджет будет расширен в первую очередь, по крайней мере, в отношении ставки Петрова И. В.

Благодарю за сотрудничество в данном вопросе».

Раздайте информационное письмо каждой команде. Дайте командам 10–15 мин на выбор линии поведения по данному вопросу и на корректировку бюджета, если это им будет необходимо. Команды работают при использовании методики проведения проблемного совещания.

Анализ. Как команды нашли средства? Кто-нибудь отказался? Какие приоритеты установила каждая команда? Сокращали ли они штаты (дизайнеров или обслуживающий персонал) или нашли для сокращения другие статьи расходов?

ТЕМА № 8

ИМИДЖ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ

Вселить уверенность

Успех – это то, что для нас значимо.

Неуверенность сопровождается вялостью, слабостью во всем теле, бледностью, скованностью движений, неестественностью жестов, закрытыми позами, нарушением ритма дыхания. Голос тихий и робкий, заметное изменение тембра, интонационная бесцветность, речь невыразительная, отсутствуют четкие формулировки. Враждебное восприятие мира, чрезмерная обидчивость, слезливость, ощущение собственной неполноценности, неловкости, вины, ощущение потери контроля над ситуацией.

Уверенность: легкость во всем теле; ощущение внутренней силы, непринужденность жестов и поз, грациозность движений. Позитивное восприятие мира, эмоциональная окраска и образность речи. Ощущение собственной значимости, гордость, ощущение полного контроля над ситуацией.

Осознание собственной неуверенности – первый шаг на пути к успеху. Подумайте, как проявляется Ваша неуверенность, когда, при каких обстоятельствах, с какими людьми.

Послушайте свой внутренний голос. Постарайтесь разобраться – чей это голос: действительно Ваш или чей-то чужой – может быть, человека, который когда-то подверг критике Ваши способности, Вашу силу. Поменяйте чужие голоса на голоса поддержки.

Вспомните моменты, когда Вы испытывали чувство максимальной уверенности в себе. Еще раз эмоционально ярко переживите его. Отметьте опорные симптомы Вашей уверенности. Для закрепления опыта можно на запястье левой руки надеть медицинскую резинку. Теперь, повторяя вышеописанную технику, почувствовав прилив неуверенности, нужно оттянуть и резко опустить резинку, заякорив болезненным ощущением неуверенность. Боль блокирует ее. А вызвав в себе состояние уверенности, нужно подкрепить ее положительной эмоцией. Вам достаточно поработать с резинкой месяц-другой и можно будет отказаться от нее.

Перепишете у себя в голове фразу «Я не уверен, что это у меня получится» на фразу «Я уверен, что я справлюсь с этим».

Следующий шаг – «корсет уверенности». Отработка уверенного взгляда, голоса, походки, жестов.

Голос – громкость, темп говорения, высота звучания, интонация.

Поза. Представьте, что центр тяжести Вашего тела находится в центре живота – пусть он представится Вам железным шариком или чем-то в этом роде. Сместите его из головы, занятой тяжелыми и малопродуктивными мыслями, в самый центр живота, за пупок. Пройдите метров 10 – позвоночник прямой, подбородок параллельно полу, плечи разведены и опущены. Ощутите разницу между Вашей обычной походкой и нынешней. Важно иметь в походке силу и уверенность. Отследите свои жесты уверенности и неуверенности. Сосредоточьтесь на жестах и позах уверенности. Закрепите свои новые ощущения.

Зеркала. В одном Вы – неуверенный. Слейтесь, а потом выйдете из зеркала и отметьте, как этот образ становится все более тусклым и гаснет совсем. Всмотритесь в отражение в другом зеркале.

Вспомните звуки, запахи, образы, сопровождавшие Ваше чувство уверенности в пиковое время. Цвет Вашей уверенности. Наполните себя им. Музыка уверенности. Запахи. Символы. Образ уверенности и слейтесь с ним.

Сделайте глубокий вздох, на выдохе улыбнитесь. Вдох, на выдохе улыбка. Представьте размашистую надпись золочеными буквами на базальте: «Я уверен в себе». Глубоко вдохните и откройте глаза. И так несколько раз до закрепления навыка, до автоматизма. Добейтесь того, чтобы Ваши глаза тоже освещались улыбкой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Панасюк, А. Ю. А что у него в подсознании? (12 уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника) / А. Ю. Панасюк. – 4-е изд. – М.: Дело, 2000. – 272 с.

2. Сидоренко, Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию / Е. В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.

3. Сидоренко, Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2004. – 208 с.

4. Кристофер, Э. Тренинг лидерства / Э.Кристофер. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.

5. Бакирова, Г.Х. Тренинг управления персоналом / Г. Х. Бакирова. – СПб.: Речь, 2004. – 400 с.

6. Ромек, В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. / В.Г. Ромек. – СПб.: Речь, 2003. – 175 с.

7. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Команда на рынке: стратегии и методы (руководство для эффективных команд) / Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.

8. Турнер, Д. Ролевые игры: практическое руководство / Д. Турнер. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.

9. Рай, Л. Упражнения, схемы и стратегии / Л. Рай. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Тема № 1. Объект и предмет курса «Психология

управления» 4

Тема № 2. Личность как объект управления 5

Тема № 3. Стили руководства 10

Тема № 4. Организация и социальная группа как

объект управления 14

Тема № 5. Деловое общение 15

Тема № 6. Управленческое общение 44

Тема № 7. Психология принятия управленческих

решений 69

Тема № 8. Имидж как составная часть культуры

общения 71

Литература 73

Наши рекомендации