Умение спорить и аргументировать.
Стратегическая задача любой аргументации – добиться принятия партнером Вашей точки зрения.
Первый фактор, от которого зависит, примет ли Вашу точку зрения партнер, – поймет ли он Вас. Для этого необходимо выполнение следующих условий: понимание языка, на котором Вы говорите, в том числе специальных терминов; учет уровня интеллекта; достаточность информации; логичность изложения (если Вы начинаете с одного, переходите на не связанную логически тему, потом вспоминаете дополнения и нюансы первой темы и возвращаетесь к ней, собеседнику трудно востроизвести и сохранить у себя в сознании логическую цепочку и он переключает всое внимание на менее энергоемкий процесс); концентрация внимания. Если нет концентрации внимания, партнер будет Вас слушать, но не слышать. Влияет на возможность сконцентрироваться и отношение говорящего к собеседнику. Если последнему кажется (а то, что ему кажется, для него не менее реально, чем то, что есть на самом деле), что к нему относятся негативно, то он будет концентрироваться на не смысле объясняемого, а на отношении к нему говорящего. Поэтому надо запомнить, что повышенный тон, угрозы, психологические нападения неприемлемы, если Вы хотите, чтобы Вас поняли. Эмоциональное напряжение снижает возможность понимания и адекватной оценки ситуации. Объясняя что-либо человеку, не ругайте его. Говорите спокойнее, и Вас лучше будут понимать.
Следующий фактор – доказательства. Предъявите партнеру настоящие документы. При этом Вы должны помнить: тезис – это Ваша идея, положение, позиция, которую Вы хотели бы, чтобы принял Ваш партнер по общению. Доказательством тезиса служат аргументы. Аргумент, это такое суждение, которое, по идее, должно априори (то есть без доказательств) приниматься собеседником. Если он не принимается априори, то это не аргумент, а субтезис. Будет ли он принят априори зависит от того, насколько содержание аргумента объективно (или субъективно для оппонента) соответствует действительности. Поэтому правила формальной логики требуют необходимости соответствия аргументов действительности и соблюдения логической, то есть причинно-следственной связи между аргументом и тезисом. Аргумент, который принимает собеседник априори, должен потянуть за собой и тезис.
Но знание – это необходимое, но не всегда достаточное условие для изменения поведения человека. Доказать, не значит убедить. Доказательства – это необходимые, но не всегда достаточные условия принятия. Если Вы хотите, чтобы партнер принял Вашу точку зрения, обращение должно быть направлено не только на его понятийную сферу, но и на мотивационную сферу психики – систему его ценностей, интересов и потребностей, которые и мотивируют поведение человека. Для этого необходимо использовать средства, направленные на включение Вашей позиции в систему его ценностей.
Кроме этого, при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому у них положительное отношение. Если Ваши идеи подходят, мнение о Вас, как о личности положительное, принятие собеседником Вашей точки зрения гарантировано. Если идея не подходит при положительном отношении, он будет искать возможности договориться. Если он к Вам плохо относится, даже при положительной идее, скорее всего работа с Вами будет блокироваться на подсознательном уровне.
Будет принята Ваша точка зрения или нет, зависит и от того, как Вы приподнесете Ваши предложения. Опишите те преимущества и выгоды, которые он получит, если примет Вашу идею. Сила аргумента – в силе потребности, которая будет удовлетворена при его принятии.
Аргументируя позицию, необходимо учитывать и систему ценностей партнера по общению. Кому-то важнее хорошо выглядеть, кто-то более всего ценит дело, ему важнее результат. Перед тем как начать аргументацию, оцените, выгодно ли оппонену принять данный аргумент, нет ли в структуре его ценностей чего-либо такого, что будет блокировать принятие аргумента.
Аргументы необходимо подобрать заранее, до спора, иначе может получиться, что Вы провели не деловую беседу, а подготовку к ней, репетицию. При размышлении над результатами окажется, что и аргументы можно было бы привести сильнее и сказать это все по-другому. Это связано с инерционностью нашего сознания и с тем, что в состоянии эмоционального напряжения скорость мышления падает. Напряжение спадает, и мы становимся «значительно умнее».
Аргументы после их подбора надо еще правильно выстроить. Учитывайте эффект «установочного фона» – если исходная установка (позиция) оппонента на данную информацию, на ситуацию убеждения или на Вас лично негативная, то с этой точки зрения более эффективны должны быть варианты убеждения, когда начинают с самых сильных аргументов, если позитивна – можно начинать с самого слабого. Используйте тогда «эффект края» или «правило рамки», которое гласит, что лучше всего запоминаются начало и конец разговора. Начало беседы определяет фон ее прохождения, а слова, сказанные в конце разговора, определяют установку к действию.
Если Вы не знаете позицию оппонена и его отношение к Вам, то надо иметь как минимум два сильных аргумента – для начала и завершения аргументации.
Если Вы можете с достаточной вероятностью прогнозировать ответные реакции партнера, то предположите возможные возражения и подготовьте контрдоводы. Не давайте оппоненту сказать «нет» в самом начале Вашего диалога. Если это беседа наедине – он не захочет уронить свой личный статус, а если вы беседуете при всех, ему отказаться от своего «нет» еще труднее – играет роль и его социальный статус. Любого человека волнует – как он выглядит в глазах других людей. Люди всегда социально ориентированы. Упреждая его возражения, Вы не ставите оппонена в неловкое положение публично.
Упражнение 13. Аргументация.
Группа разбивается на 6 команд. Определяются 3 темы аргументации. Например: муж с женой спорят по поводу новой покупки – поменять машину или приобрести спальный гарнитур; крупный клиент приходит в банк договариваться о кредите; одна группа аргументирует другой востребованность женского стиля управления (может ли женщина быть таким же эффективным руководителем, как мужчина).
Техника возражений.
1. Необходимо всегда иметь при себе блокнот и бумагу. Кроме того, что это поможет Вам запомнить необходимый объем информации – аргументы, противоречия, ответы, данный аспект имеет и психологическую окраску – увидев, что Вы пишите, Ваш оппонент будет более тщательно подбирать агрументы и проявит осторожность в выражениях.
2. Если партнер на Ваш взгляд не прав, то для того, чтобы создать положительную установку, необходимо начинать свой ответ с согласительных слов.