Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо).
В историю XVIII век вошел как эпоха Просвещения, для которой был характерен девиз: все должно предстать перед судом разума!
Небывалого размаха достигает развитие науки, и она становится достоянием широких кругов мыслящих людей. Имей мужество мыслить самостоятельно! – таков призыв Просвещения.
Непосредственно примыкая к философии XVII века, новая философия XIII века существенноконкретизировала ее традиции.
При этом выявились любопытные особенности эволюции философской мысли:
Идеи английских мыслителей Ф. Бэкона и Дж. Локка нашли своих талантливых продолжателей во Франции в лице Дени Дидро и Поля Дитриха Гольбаха.
Идеи француза Рене Декарта вдохновили немца Иммануила Канта.
Такое своеобразное перераспределение философских пристрастий частично объясняется общественно-политическим климатом той эпохи.
Франция приближалась к буржуазной революции, и сложившаяся обстановка требовала от философов ясных и быстрых решений насущных вопросов по переустройству феодальной системы отношений.
Философия выходила за стены университетов и активно перемещалась в светские салоны Парижа. Новые философские идеи становятся главным оружием идеологов и политиков.
В этих условиях простые и ясные рецепты философии Ф. Бэкона и Дж. Локка пришлись к стати, и использовались весьма эффективно.
Совсем по-другому обстоит дело в феодально-раздробленной Германии. Здесь философией занимаются преимущественно университетские профессора в уединении своих рабочих кабинетов, где разрабатывались гениальные философско-рационалистические системы и схемы.
И так, тогда как в XVII веке центр философских изысканий был в Англии, то к началу XVIII века он переместился во Францию, а затем в Германию.
Философию французского просвещенияхарактеризуют огромное количество идейно-научных исканий и подвигов, связанных с распространением просвещения среди народных масс и борьбой за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми.
Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются: Вольтер, Жан Жак Руссо, Дени Дидро, Поль Дитрих Гольбах, Клод Адриан Гельвеций, Жан ЛеронД’аламбер.
Вольтер(Мари Франсуа Аруэ) (1694 – 1778) – один из идейных вождей французского Просвещения.
Его творчество отличается исключительной многосторонностью: он философ, поэт, драматург, романист, историк.
Его произведения носят философичный характер: философские повести и романы «Задиг», «Кандид».
Философична его поэзия и огромный по объему (более 50 пьес) «театр Вольтера», пользовавшийся огромным успехом не только во Франции, но и в других европейских странах.
Вольтер безраздельно властвовал над умами почти весь XVIII век. Вокруг него бушевали страсти. Он обладал неиссякаемым трудолюбием и вулканическим темпераментом. Его слово было острым, как лезвие бритвы, и отличалось от бритвы разве лишь тем, что никогда не тупилось.
Вольтер и его соратники требовали свободы мысли, свободы устного и печатного слова. Свое политическое кредо он выразил в крылатой фразе: «Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам!»
Вольтер – не атеист, но деист, а это означает, что Бог признается творцом мира, но отвергается его участие в жизни общества. Он выступает сторонником «естественной религии», которую он понимает как принципы морали, общие для всего человечества.
Главный принцип морали, считает Вольтер, сформулирован уже мудрецами древности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».
Его творчество показывает, что философия не менее других наук может иметь прикладной характер, добиваясь на этом поприще заслуженных успехов. Он неустанно критиковал феодальный режим с его чудовищными злоупотреблениями и диким варварством.
Впервые употребил термин «культура».
Чрезвычайно сильным влияние Вольтера было в России, чему способствовала Екатерина Великая, которая вела с ним активную переписку и приказывала переводить его труды на русский язык.
Жан Жак Руссо(1712 – 1778) один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Характеризуется своим стремлением к изменению социального порядка, борьбой за научное мышление. Всей своей разносторонней литературной деятельностью он, как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции.
Он философ, социальный мыслитель, писатель, крупнейший специалист в области философии искусства (особенно музыки) и педагогики.
Веря в существование Бога и, признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала.
В вопросах теории познания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сторонником врожденных нравственных идей.
Руссо резко критиковал феодально-сословные отношения и деспотический политический режим. В частной собственности он видел источник всех социальных зол.
«Тот человек, - писал Руссо – который, окопав и огородив данный участок земли, сказал, «это мое» и нашел людей, которые были достаточно глупы, чтобы этому поверить, был настоящим основателем гражданского общества».
Свой знаменитый трактат «Об общественном договоре» Руссо начинает патетическими словами: «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах!»
Его негодование было направлено против такой культуры, которая оторвана от народа и которая освящает общественное неравенство.
Он различал два вида неравенства: физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье, даровании и т.п. и политическое, выражающееся в различных привилегиях.
По словам Г. Гейне: «Вольтер и Руссо – те два писателя, которые более всех других подготовляли революцию, определили ее дальнейшие шаги и ныне еще руководят французским народом и властвуют над ним».
Гнесеология и этика канта
Родоначальником классической немецкой философии является Иммануил Кант (1724 – 1804). Философское творчество Канта делится на два периода: докритический (до начала 70-х годов) и критический. В первый период своей деятельности философ занимался исследованием вопросов естествознания и пытался дать им решение с материалистической позиции. Особенно большое значение для науки и философии имела гипотеза Канта о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности и высказанное предположение о замедлении вращения Земли благодаря действию приливов и отливов в океане.
С 70-х годов начинается критический период деятельности Канта. Он переходит на позиции философского дуализма и на основе критического анализа познавательных способностей человека разрабатывает новый круг проблем. Единство системы взглядов Канта в этот период определяется той связью, которую он придает постановке и решению следующих вопросов: Что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Ответ на первый вопрос ведет к решению проблемы границ познавательных возможностей человека. Характерными чертами его теории познания являются агностицизм и априоризм. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. В результате воздействия «вещей в себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, т.е. наш разум, предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей – «вещи в себе»: абсолютное познание их невозможно. Канта справедливо критикуют за то, что он отказывается признать адекватность нашего знания вещам. Согласно Канту мы познаем только явления – мир вещей самих по себе нам не доступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия.
Кант разработал сложную гносеологическую конструкцию, включив в процесс познания три этапа. Первая ступень - чувственное познание, характеризуется способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи их субъективных форм – пространства и времени. Вторая ступень – это область рассудка, выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия. Третья ступень – разум, обладающий, по мнению Канта, способностью руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. Разум в отличие от рассудка порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта. Они выражают стремление разума к постижению «вещей в себе». Однако разум здесь бессилен. Как только он пытается выйти за границы опыта, вещи «бегут от него». В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматриваюсь им как необходимый момент познания. Но диалектика для него – лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как выражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности.
Кант выделил три основные способности человека: познание, «чувство удовольствия и неудовольствия» и способность желания. Человек, по Канту, – это «самый главный предмет в мире». Над всеми другими существами его возвышает наличие самосознания. Кант отрицательно относился к мнимой морали, основанной на принципах полезности и приятности, на инстинкте, внешнем авторитете и на различного рода чувствах. Кант призывает: определи себя сам, проникнись сознанием морального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки. Такова квинтэссенция кантовской этики, строгой и бескомпромиссной. Именно долг перед человечеством и перед своей совестью заставляет нас вести себя нравственно. Следует отметить, что согласно Канту – отрицание божественного существования – полнейший абсурд.
В своем учении о праве Кант развивал идеи, выдвинутые французскими просветителями. Это, прежде всего признание необходимости уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенства всех людей перед законом, ликвидация всех юридических привилегий. Подходя к государственному устройству исторически, Кант считал, что оно не может оставаться неизменным: те или иные формы правления существуют до тех пор, пока они необходимы. Республика – это единственный правовой государственный строй, который отличается прочностью: здесь закон самодержавен и не зависит ни от какого отдельного лица. Истинная республика, по Канту, есть система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом. Неотъемлемой частью всей философской системы Канта является идея вечного мира, хотя и сам он считал эту идею нереализуемой.
Конце всего сущего, по мнению Канта, может быть троякого рода: 1) естественный, соответствующий моральным целям божественной мудрости; 2) сверхъестественный – под воздействием причин, нашему пониманию недоступных; 3) противоестественный, который «мы вызовем сами вследствие неправильного понимания конечной цели».
В заключение следует подчеркнуть, что Кант оказал огромное влияние на умы всего мыслящего человечества: многие философские направления, школы и учения, так или иначе, восходят к нему. Его идеи, подвергаясь постоянному осмыслению и переработке, продолжают свою плодотворную жизнь.