Борьба номинализма и реализма (спор об универсалиях)

Одним из важных философских вопросов средневековья был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, т.е. о природе общих родов и понятий. Существовали два основных решения этого вопроса.

Реализм. Согласно ему, общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека. Подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия - универсалии, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира. Среди виднейших представителей реализма можно выделить Иоанна Скотта Эриугену и Фому Аквинского. Эриуген выделял 3 вида существующих универсалий: (троякость существования) «до вещей» (в божественном разуме), «в самих вещах» (как их сущность или формы) и «после вещей» (в чел. разуме как результат абстракции). Взгляды Аквинского похожи. Во-первых, общее понятие (универсалии) существует в единичных вещах (inrebus) как их сущностная форма (formasubstantiales); во-вторых, они образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного (postres); в-третьих, они существуют до вещей (anteres) как идеальный прообраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме. В этом третьем аспекте, в котором Аквинат онтологизирует будущее в смысле объективного идеализма, он отличается от Аристотеля.

Эти взгляды можно отнести к умеренному реализму. Существовал и крайний реализм, согласно представителям которого общее существует только вне вещей (например, Ансельм). По Абеляру существуют только единые вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основана возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению ко многим вещам, наше утверждение относится не к вещи, а к слову (это номинализм). Но наряду с этим Абеляр предполагал реальность общих понятий в уме Бога. Это образцы, по которым Бог творит вещи.

Согласно концепции номинализма универсалии не существуют реально, независимо от человека. Они суть только имена (Росцелин). Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания... Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему представитель номинализма Уильям Оккам вводит понятие о интенции, т.е. о направленности мысли, о логических. и психологических. актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.

Философия эпохи возрождения

(общая характеристика, периодизация, основные представители)

Общая характеристика философии эпохи Возрождения (основные направления философской мысли, представители). В науке принято деление истории на три периода: Древнюю, Среднюю и Новую историю. Время, о котором идет речь, фи­лософы Возрождения называли Новым, связывая его с выра­боткой принципиально иных подходов к развитию искусства и науки. Эпоха Возрождения - это эпоха зарождения капиталисти­ческих отношений, создания национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы, эпоха глубоких социальных конфликтов. Специфика философской культуры Возрождения Философская мысль эпохи Возрождения охватывает три сто­летия: от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии XVI -нач. XVII вв. Ее нельзя рассматривать только как результат разложения средневековой схоластики, она противостоит всей системе средневековой философии, ибо строится, развивается на принципиально иных основаниях, хотя это и не означает полного разрыва между ними. Для новой философской культуры были характерны: 1) антисхоластический характер (хотя для государства схо­ластика оставалась официальной философией и ее принципы изучались в большинстве университетов); 2) пантеизм как главный принцип мировоззрения; 3) антропоцентризм и гуманизм. В эпоху Возрождения вырабатывается новый стиль мышле­ния, который главную роль отводит не форме выражения идеи, а ее содержанию. Схоластическая же традиция создания фило­софских сочинений была связана с догматической, «ментор­ской» манерой изложения, построенной на толковании авто­ритетного, религиозно непротиворечивого текста. Философы Возрождения противопоставили этому подходу жанр литера­турно-риторический, рассчитанный на образованные светские слои читателей, а не только на узкоспециализированную ауди­торию профессиональных богословов. Иерархическое представление о мироздании они предло­жили заменить на концепцию о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал. Природа трактовалась ими пантеистически, в чем про­явилось влияние неоплатонизма с его учением о Мировой Душе. По мнению одного из выдающихся представителей дан­ного направления, Плотина, Душа, снизойдя в огромную массу природы, пронизывает и освещает ее, как Солнце пронизыва­ет своими лучами и освещает темное облако. Тем самым Душа сообщает материи смысл, ценность и красоту, без которых мир бы не существовал. Философия Возрождения устремлена к человеку, а не к Богу, что было характерно для средневековой культуры. Августин Блаженный считал, что основное содержание человеческой жизни - это стремление к счастью, а счастье - это познание человеком Бога и уяснение своей полнейшей зависимости от него. Морально ценные, добрые поступки свойственны меньшинству людей. Своей безупречной моралью они обязаны предвечному Божественному избранию их к спа­сению. Это избрание называется Божественной благодатью. Оно не зависит от человеческих поступков, а ведет избранных прямо в рай. К добру человека ведет сам Бог, а к греху и злу может вывести и свобода воли. Тело человека бренно и тлен­но, подвержено соблазнам и благам чувственного мира. В свя­зи с этим душа имеет превосходство над ним. Чем полнее иг­норирует душа запросы бренного тела, тем это лучше для посмертных судеб человечества. В эпоху Возрождения сам человек считался прекрасным и возвышенным. Таковыми были не только его душа, но и плоть. Гуманисты эпохи Возрождения считали, что, предоста­вив свободу воли человеку, Бог предопределил ему высшее назначение «стать своим собственным скульптором и твор­цом»1, устремиться к безграничному совершенствованию своей природы. В целом философия Возрождения прошла три периода: I период - гуманистический (XIV - сер. XV в.) Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла II период - неоплатонический (сер. XV - XVI в.) Николай Кузанский, ПикоделлаМирандолла, Парацельс III период - натурфилософский (XVI - нач. XVII в.) Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей. Гуманизм исторически и типологически определил первый период развития философии Возрождения, став ядром нового гуманистического мировоззрения, которое в борьбе со схола­стикой отвоевало право быть философией. Этот подход суще­ственно изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик ученого-теоретика. Сущность новой философии - антропоцентризм. Человек - вот ведущее звено всей цепи вселенского бытия. Мир - потенция Бога, но Им был задан только импульс, а дальше Природа раскрывается, как книга, и человек - венец ее творения. Он сам - Мастер. Античность чтила героев, средние века - святых, эпоха Возро­ждения - Человека. И задача философии - это не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства. Первым, кто наиболее отчетливо и ярко представил эти идеи, был Данте Алигьери (1265 - 1321). Все человеческое ставится в зависимость и подчинение разуму. Другим выдающимся представителем гуманизма Возрожде­ния является Франческо Петрарка (1304 - 1374). К выдающимся гуманистам принадлежит и Лоренцо Валла (1407 - 1457). В своем диалоге «О наслаждении как истинном благе» он последовательно рассматривает три точки зрения на этические ценности: стоическую, эпикурейскую и христиан­скую. Одним из выдающихся выразителей идей неоплатонизма в данный период был Николай Кузанский (1401 - 1464). Если средневековая схоластика считала, что целью человеческого познания явля­ется достижение «божественной истины», которая раз и на­всегда дана через веру, то Николай Кузанский представлял процесс познания как достижение бесконечно совершенного, где «все вещи состоят из противоположностей в различных степенях» Познание бесконечно из-за бесконечности своего объекта и собственной незавершенности. Пантеистические идеи неоплатонизма эпохи Возрождения наиболее проявились у Джованни Пико деллаМирандолы (1463 - 1494). Философ написал трактат, в 900 тезисах кото­рого отразил уровень познания, достигнутого человечеством. Общая программа ПикоделлаМирандолы (концепция «со­гласия») заключается во всеобщем обновлении философии путем согласования различных учений. Пантеисты Возрождения видят природу как некое живое целое, пронизанное магическими силами. Интересны в этом отношении воззрения врача, алхимика и астролога Парацельса (Филиппа Ауреолы Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма) 1493 -1541). Он полагал, что процессы, совершающиеся в теле чело­века, по природе своей химические, и поэтому с химией должно быть связано как их изучение, так и лечение болезней. - идеи неоплатонизма вдохновили мыслителей на создание целостной философской системы, противостоящей средневе­ковой схоластике; - была предложена новая картина мира, пантеистическая по содержанию, хотя и сохранившая элементы мистики; - создание концепции человека как микрокосма открывало дорогу для понимания его естественной сущности. Она не бы­ла вполне материалистической и содержала признание Боже­ственной природы человеческого духа; - разработка концепции «согласия» философских учений содействовала гуманистическому переосмыслению христиан­ского нравственного идеала. Особенности натурфилософской мысли Ренессанса проявились: - в обособлении предмета науки от предмета религии, что способствовало развитию научного мировоззрения; - в формировании учения пантеизма, свободного от теологии, сближающего Бога с Природой и растворяющего Его в ней; - в развитии теории познания, сочетающей чувственный и рассудочный моменты.



Наши рекомендации