Представления о субъективности и индивидуализации в отечественной науке.

Сущность и ведущие мотивы русской религиозной философии ХХ века.

Этот период в истории русской культуры получил несколько названий: «новое религиозное сознание», «богоискательство», «веховство», «духовный ренессанс». Духовный ренессанс представляет собой комплекс религиозных, философских установок, реализация которых, по мнению богоискателей, может привести к созданию «религиозной общественности» – главной силы возрождения России. Соловьев, Розанов, Булгаков, Бердяев, Шестов, Франк, Флоренский и др.

Общие черты:

1.Онтологизм, чувство бытия, которое дано нам не внешне, а присутствует внутри нас, которое одновременно объективно и самоочевидно. Задача – проникновение в само бытие, которое является первичным и самоочевидным.

2. Ориентация на гуманитарное знание, тесная связь с литературой символизма (Гиппиус, Сологуб, Бенуа, Блок, Ремизов). Философия по своей сущности является не только наукой, она есть сверхнаучное интуитивное учение о мировоззрении, которое стоит в непосредственной связи с религиозной мистикой.

3. Этицизм. Главный интерес представляет нравственное совершенствование человека, поэтому предлагались различные проекты нравственного обновления мира, который «лежит во зле»..

4. Историософичность, внимание к проблемам развития истории, смысле истории, конце истории. Русская идея – история трансцендентная. Это то, что думает о России Бог, поставивший русскому народу свои провиденциальные цели. Это идея особой судьбы и предназначения России.

------

Субъект в философии - индивид как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в самом себе. Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо, в том числе и осуществляющее восприятие окружающего мира. Само понятие «субъект» используется в философской науке в двух аспектах: в рамках противостояния субъекта и объекта и для характеристики наиболее общего уровня субъектно-деятельностной организации общества.

Субъектность в философском определении понимается как - рефлексивное осознание себя как физиологического индивида, имеющего физиологическую общность с другими индивидами, как общественного существа, подобного другим людям, как члена Социума, как индивидуальности, характеризующее собственное «Я».

Субъектность является основанием всех характеристик человека как субъекта жизнедеятельности, Человек не рождается субъектом, а становится им, становится личностью, когда включается в систему общественных отношений.

В психологической науке анализ категории «субъектность» можно рассмотреть опираясь на исторически сложившуюся логику анализа категории «субъект».

Субъект - это индивид или группа как источник познания и преобразования действительности, носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом.

С.Л. Рубинштейн выделял понятие субъекта как философское, обозначающее, согласно концепции Г. Гегеля, имманентный источник активности. В его работах подход к построению методологических категорий психологии начинается с анализа категории «деятельность» и заканчивается постановкой проблемы человека, субъекта этой деятельности. Рассматривая проблему субъекта деятельности, С.Л. Рубинштейн выступал против понимания их взаимосвязи как чисто внешней. В деятельности он видел условие формирования и развития субъекта. Субъект не только действует, преобразуя предмет в соответствии со своей целью, но и выступает в разном качестве ее осуществления, при котором изменяются и объект, и субъект.

А.Н. Леонтьев предпочитал говорить о субъекте, который реализует в совокупности деятельностей свои отношения, и отмечал, что основной задачей психологического исследования является «изучение процесса объединения, связывания деятельностей субъекта, в результате которого формируется его личность». А она - личность - «требует анализа предметной деятельности субъекта, всегда, конечно, опосредованной процессами сознания, которые «сшивают» отдельные деятельности между собой».

А.В. Брушлинский, уделивший особое внимание анализу категории субъекта в психологической науке, подчеркивает: «Трактовка человека как субъекта помогает целостно, системно раскрыть его специфическую активность во всех видах взаимодействия с миром (практического, чисто духовного и т.д.). По мере взросления в жизни человека все большее место занимают саморазвитие, самовоспитание, самоформирование и соответственно больший удельный вес принадлежит внутренним условиям, через которые всегда только и действую внешние причины, влияния и т.д.)».

А.В. Брушлинский не ограничивает анализ активности деятельностью подчеркивая, что важнейшее качество человека - «быть субъектом, лжетворцом своей истории: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, по знание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности творческой и нравственной».

Таким образом, за основу исследования нами взято понимания субъекта как всеохватывающего, широкого понятия, обобщенно раскрывающего неразрывно развивающееся единство, целостность системность всех его качеств, раскрытых в работах С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского.

В настоящее время категория «субъектность» является предметом изучения в современной психологии. Термин «субъектность» вводится, как правило, без определения этого понятия и понимается при этом или как атрибут субъекта, или как эквивалент этого понятия (А.Н. Леонтьев).

Методологическая основа изучения субъектности заложена в концепции человека, выдвинутой С.Л. Рубинштейном и конкретизированной и в его научной школе. Человек в концепции С.Л. Рубинштейна рассматривается, прежде всего, как автор, режиссер, и актер собственной жизни. Каждый человек имеет свою историю, которую творит сам через изменение себя. Акцентируя внимание на активно - преобразующей деятельности человека, на его субъектных характеристиках, С.Л. Рубинштейн «психологическим орудием» преобразований считает личность, которая понимается, как совокупность характеристик мотивационно - смысловой сферы человека, способностей и характера.

Сходную позицию, но уже употребляя интересующий нас термин, занимает И.С Якиманская: «Субъектность - приобретаемое, формируемое свойство, но существующее благодаря сложившейся природе жизнедеятельности человека, кристаллизованной в потенциях учащегося».

А.В. Брушлинский, отождествляя, по сути дела, понятия «субъект» и «субъектность», последнюю он определяет как «...системную целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств его сознания и бессознательного. Такая целостность формируется в ходе исторического: индивидуального развития. Будучи изначально активным, человеческий индивид однако не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов своей активности».

В работах В.А. Петровского сформирован новый образ человека, преодолевающего барьеры своей природной и социальной ограниченности. Он отказывался от господствующего й устоявшегося в психологии взгляда на человека как существо адаптивное, наделенное целью и устремленное к ней.

Предложенная В.А. Петровским идея неадаптивной активности и отраженной субъектности дала возможность существенно переосмыслить феномен развития личности и выразить его в терминах самодвижения. Личность предстала в качестве саморазвивающейся системы, включающей в орбиту своего движения других людей как носителей их идеальной представленности и продолженности.

В концептуальной модели становления субъектности человека ученым были объединены моменты его активной неадаптивности и отраженности в людях. В.А. Петровскому удалось показать, что порождение и воспроизводство человеком себя как субъекта образует единый цикл самоценной активности. В переходах виртуальной, отраженной и возвращенной субъектности человек выступает как личность свободная, целостная и развивающаяся.

Смысл порождения себя как субъекта В.А. Петровский видит в том, чтобы существовать в этом качестве впредь, возвращаться к себе, выходя за пределы себя, т. е. становление индивида как личности рассматривается им как самостановление.

Таким образом, девальвация идей развития личности в ряде последних десятилетий XX в. была остановлена ее трактовкой как «феномена субъектности», особой формы целостности, включающей в себя ее следующие проявления: в качестве субъекта жизненного отношения к миру, субъекта предметного отношения, субъекта общения и субъекта самосознания.

В исследования психологов рассматриваются следующие аспекты субъектности: компоненты субъектного опыта (А.К. Осницкий, И.С. Якиманская), внутренние предпосылки и внешние проявления субъектности (Е.Н. Волкова), механизмы субъектности (В.А. Татенко), принципы организации образовательных систем, развивающих субъектность (В.В. Давыдов.), закономерности развития субъектного начала человека в онтогенезе (Д.И. Фельдштейн, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман).

Е.Н. Волкова дает следующее определение: «Субъектность - личностное свойство, заключающееся в способности производить взаимообусловленные изменения в мире и в человеке». К основным компонентам структуры субъектности она относит активность, способность к рефлексии, свободу выбора и ответственность, уникальность субъекта и саморазвитие.

В.А. Татенко выделяет основные мотивационно-операциональные механизмы субъектности:

- целеполагание собственного психического развития и себя, как регулятора этого процесса;

- выбор, нахождение, продуцирование психологических средств для достижения поставленной цели;

- принятие решений по поводу того как, как и при каких условиях возможно достижение поставленной цели в максимальной степени;

- исполнение принятых решений;

- оценка результатов и анализ причин данной степени успешности;

- накопление индивидуального опыта, фиксация результатов и способ развития своей психики и своих субъектных качеств.

Несмотря на то, что в развитии этих механизмов могут быть сбои, показателем субъектности останутся: способность к самовоспитанию, самосознанию и саморазвитию. Самовоспитание - это сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных. Самовоспитание - это управляемое человеком саморазвитие, являющееся высшей формой, так как оно осуществляется осознанно и последовательно. Самовоспитание является важнейшей стороной воспитания, реализуемой под влиянием педагогов и социальной среды и на основе индивидуальных качеств человека. Формирование качеств личности человека происходит под влиянием, как воспитания, так и самовоспитания.

Принципами организации образовательных систем, развивающих субъектность, по В.В. Давыдову являются: принцип единства культурного и образовательного пространства, основанного на исторических традициях (как базы гармонизации национальных отношений); принцип индивидуализации, дифференциации и мобильности образовательного пространства; принцип развивающего, деятельностного образования.

В.И. Слободчиков считал, что развитие субъектности изначально осуществляется в общественно заданных формах деятельности посредством механизмов подражания и рефлексии, где их взаимодействие приводит к тому, что результаты подражания (непроизвольная имитация действии другого индивидуума) - как способа внешнего отношения и восприятия социальных норм - рефлексией превращаются в отношения на идеальном плане мышления индивида. Следовательно, главными условиями развития субъектности становятся обособление и отношения, которые мы испытываем к окружающему нас миру.

На это указывают и исследования ученых (Д.И. Фельдштейн, А.В. Захаров, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.) в области закономерности развития субъектности в онтогенезе. С возрастом человека происходит «наращивание» субъектности и преодоление объектности, то есть зависимости человека, от внешних условий. Субъект, «осваивая родовую сущность в формах культуры... становится культурно - историческим субъектом, делающим историческое прошлое своим прошлым и отвечающим перед будущим, как перед своим будущим. И этой двойной зависимостью определяется его деятельность в настоящем, его свобода и ответственность».

Субъектный опыт, по точному определению И.С. Якиманской, - это опыт пережитого и переживаемого поведения, в котором сам человек может дать отчет себе о своих возможностях, в котором он хотя бы приблизительно знает правила организации собственных действий и собственного отношения, в котором зафиксированы значимые для него ценности, существует определенная иерархия предпочтений, о которых он способен отдать себе отчет, что ему самому нужно и что он хочет.

В современных исследованиях (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, С.Л. Франк, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу и др.) наметилась тенденция соотносить развитие субъектности с духовным ростом, со степенью осознания жизненных целей, с уровнем осмысления жизненного пути, с ценностными ориентациями личности. Причем не дается ориентация на развитие субъектности или 'только духовности. Задачи развития субъектности и духовности соотносятся как два уровня в иерархически организованной системе, где развитию духовности принадлежит высший уровень, а субъектность рассматривается как необходимое, но не достаточное условие ее решения.

Таким образом, за основу исследования нами взято понимания субъекта как всеохватывающего, широкого понятия, обобщенно раскрывающего неразрывно развивающееся единство, целостность, системность всех его качеств, раскрытых в работах С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского.

В XX веке термин «субъектность» в психологических исследованиях стал появляться все чаще. Но вводится он, как правило, без определения этого понятия и понимается при этом или как атрибут субъекта, или как эквивалент этого понятия. Тем не менее в этот термин вкладывается и новое содержание. Мы определяем это содержание следующим образом. Данная характеристика позволяет представить человека в психологическом исследовании не как бесстрастного деятеля-исполнителя (категория «субъект» в плане философского анализа обычно выступает как «взаимоопределенный полюс» объекта, вступающий во взаимодействие с ним), а как пристрастного сценариста своих действий (на высших уровнях развития даже режиссера), которому присущи и определенные предпочтения, и мировоззренческие позиции, и целеустремленность преобразователя.

Под субъектностью мы понимаем свойство личности, возникающее и формирующееся на определенном уровне ее развития и представляющее собой новое системное качество личности, которое определяет специфику внешнего поведения человека.

Субъектность не только определяет отношение личности к выполняемой деятельности, она также формирует его личностную позицию в деятельности: активность в исполнении деятельности, стремление стать субъектом деятельности и определение путей достижения. Таким образом, развивая субъектность, как личностное качество, мы получаем личность высокого уровня развития, готового к продуктивному исполнению профессиональной деятельности - специалиста.

Как отмечается в трудах по философии и психологии любая деятельность человека осуществляется в системе объектно-субъектных отношений, то есть социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо - личность, субъекта и объекта исторического процесса. Но только в педагогической деятельности «субъект» и «объект» представляют собой особые понятия и особые относительные категории. В других видах деятельности отношения субъекта к объекту могут носить характер прямого управления, иерархической соподчиненности, административных акций, алгоритмической предопределенности. В педагогической деятельности отношения преподавателя и студента, как известно, характеризуются взаимодействием, взаимоотношениями, взаимообусловленностью, сотрудничеством. Без этого фактически невозможны ни воспитание, ни обучение, ни образование личности будущего специалиста.

Тем не менее, термин «субъект» в современной педагогической литературе имеет ряд принципиально различных значений.

«Субъект» - вообще о человеке как активном, деятельном существе, как характеристике высшей системной целостности его фундаментальных свойств, способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования (В.А. Лекторский, В.А. Сластенин).

«Субъект» образовательно-воспитательного процесса - единомышленник педагогов (П.Ф. Каптерев).

«Субъект» как носитель определенных личностных свойств, способный преобразовывать свою жизнедеятельность с позиции успешного овладения избранной специальностью (Т.И. Шамова).

Идея личности и ее субъектности прошла сложный путь с момента ее зарождения до момента признания официального статуса. Ряд идей, касающихся изучения развития личности, провозглашенных сегодня в качестве новых, были в центре внимания педагогов и ученых второй половины XIX -начала XX в. (В.Н. Бехтерева, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, А.П. Нечаева, Н.И. Пирогова, И.А. Сикорского, К.Д. Ушинского). В их работах нашли отражение гуманистические традиции в подходе к человеку и его воспитанию, провозглашены высокие нравственные идеалы добра и справедливости, характерные для русской ментальности, а также сформулированы призывы внести посильный вклад в развитие человеческой культуры.

В России ко второй половине XIX в. четко обозначились два направления в изучении человека. Первое было связано с естественнонаучным пониманием человека (М.А. Бакунин, Н.А. Добролюбов,, Д.И. Писарев, И.М. Сеченов, Н.Г. Чернышевский, и др.), второе - с традициями русского идеализма (Н.А. Бердяев, А.И. Введенский, Н.Я. Грот, К.Д. Кавелин, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, Л.П. Карсавин, B.C. Соловьев, М.М. Троицкий, С.Л.- Франк, Л.И. Шестов).

В педагогике субъектность рассматривается, как правило, в условиях реализации субъект-субъектных отношений (формирование диалога ' между учителем и учеником, воспитателем и воспитанником в условиях равноправного сотрудничества и взаимодействия) (Н.М. Таланчук) и объект-субъектного преобразования личности: превращение человека из объекта, на который влияют обстоятельства в субъект, господствующий над обстоятельствами. (С.М. Годник).

Объект-субъектное преобразование имеет место на:

- макроуровне (обучающийся проходит по ступеням общего и профессионального развития, из звена в звено системы);

- микроуровне (с определением человека во всех ситуациях его личностного развития и профессионального развития). Такое преобразование осуществляется на основе субъектного подхода, который в свою, очередь предусматривает - смыслопоисковый диалог, как метод развития личности, средства реализации новых технологий образовательного процесса (взаимодейство, сотворчество, рефлексия, креативность, ситуационное проектирование, индивидуальное самообразование и саморазвитие).

С.М. Годник выделяет следующие признаки субъекта учебно-воспитательного процесса: осознает и принимает цели, задачи, установки учебно-воспитательного процесса, на настоящем и предстоящем этапах обучения; осваивает основные процедуры интеллектуального труда; организует личный бюджет времени для выполнения учебных заданий качественно, в достаточном объеме в намеченные сроки; осуществляет целенаправленное самовоспитание и самообразование; достигает высоких результатов в учебно-познавательной деятельности; проявляет активность в выполнении функций социальной роли и в преодолении возникающих трудностей; испытывает удовлетворенность расширившимися интеллектуальными и профессиональными возможностями, перспективами роста и самоутверждения.

По нашему мнению, процесс развития субъектности будущего специалиста должен осуществляться в рамках субъект-субъектных отношений.

Большое значение развитию субъект - субъектных отношений уделяет в своей концепции воспитания Н.М. Таланчук. Педагогика рассматривается автором, как наука о системно-социальном человековедении, которое совершается синергетически: «эффект воспитания достигается не педагогическим воздействием, а синергетическим (синергетика - от греческого «синергена» - содействие, сотрудничество) взаимодействием педагога и учащегося». Реализация синергетического подхода позволяет расширить эвристические возможности педагогического влияния на воспитанника. Основная идея этого подхода заключается в отказе от жестко регламентированного фронтального воздействия на обучаемых без учета реально складывающейся ситуации.

По мнению Ф.Г. Мухаметзяновой субъектность студента - сложная многоуровневая характеристика студента - субъекта деятельности, заключающаяся в инициации овладения им образовательной и педагогической деятельностью. Становление субъектности студента - непрерывный и прерывный динамический процесс, заключающийся в в инициировании самим студентом акта перехода из субъекта образовательной в субъект педагогической деятельности.

А.К. Марковой были выделены шесть уровней субъектности учащихся в их учении. Уровни субъектности отражают в определенной степени уровни развития самостоятельности и активности учащихся как субъектов деятельности. П.Я. Гальперин выделяет функциональные части самостоятельности и активности субъекта: мотивационно-потребностную (источник активности субъекта) ориентировочную (целеобразование, т.е. планирование субъектом своего поведения, связанное с использованием совокупности условий, на которые он реально опирается при выполнении действия); исполнительскую (реализация способов достижения цели через соответствующий инструментарий); контрольную (оценка степени преобразований, условий существования субъекта после получения результатов деятельности, при чем как промежуточных, так й итогового, и соответствия этих преобразований его исходным потребностям).

В педагогике рассматривается и такое понятие, как субъектная позиция учащихся (Н.М. Борытко, С.М. Годник, Н.К. Сергеев). В общеупотребительном значении позиция (от лат. positio - положение) означает «положение, расположение чего-либо», «точка зрения, мнение в каком-либо вопросе, отношение к чему-либо, а также действия, поведение, обусловленные этим отношением». Многие исследователи применяли понятие позиции личности, которое впервые было предложено в этом смысле А. Адлером. В. Н. Мясищев под позицией личности понимает интеграцию доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе.

Позиция человека фактически дает возможность представить то «пространство», в котором осуществляется его «движение», т. е., в которое он включен объективно, и одновременно «субъектное пространство», каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению. Таким образом, позиция как система отношений характеризует человека многоаспектно в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, потенциального и актуального, социального и психологического.

Субъектная позиция характеризует студента как личность, которая сознательно и деятельностно относится к образовательному процессу, прилагает активные усилия для саморазвития жизнеспособности.

Структура субъектной позиции состоит из следующих компонентов: мотивационно-ценностный, отношенческий, регулятивно-деятельностный. Мотивационно-ценностный и отношенческий компоненты определяют стратегию личностно-профессиональное поведение учащегося. Регулятивно-деятельностный компонент характеризует реализацию этой стратегии. Способность к саморегуляции и управление собственной жизнедеятельностью отражает этот компонент.

Н.М. Борытко под субъектностью студента понимает состояние личностного и профессионального развития, выражающееся в его способности успешно адаптироваться к постоянно изменяющейся образовательной, социокультурной ситуации; в его потребности в проявлении активности, самостоятельности, в организации... взаимодействия с преподавателем; в продуктивном педагогическом взаимодействии, в осознании им ответственности за создание условий своего развития. Субъектность студента связана с его способностью превращать собственную жизнедеятельность, свое образование, процесс профессионального становления в предмет практического преобразования и совершенствования.

Сущностными признаками этого состояния личности студента - будущего специалиста - являются его готовность и способность:

- управлять своими действиями;

- моделировать, планировать способы своей деятельности, взаимодействия;

- реализовывать намеченные программы;

- контролировать ход и адекватно оценивать результаты своих действий, взаимодействий;

- рефлексировать свою деятельность, деятельность других, взаимодействие.

Развитие субъектности студента осуществляется в рамках определенной среды - воспитательного пространства. При этом под социокультурным воспитательным пространством он понимает специально организованную педагогическую среду, структурированную систему педагогических факторов и условий становления человека. Если среда в основе своей - данность, то воспитательное пространство - результат конструктивной деятельности, достигаемый в целях повышения эффективности воспитания, причем деятельности не только созидательной, но и интегрирующей.

Характерными признаками пространства являются его протяженность, структурность, взаимосвязь и взаимообусловленность элементов, его выделенность из среды, обязательно воспринимаемая воспитанником субъективно (как образ пространства, выделенного из среды). Субъективность восприятия - важная характеристика воспитательного пространства. То, что воспринимается одним человеком как пространство, служит ценностью, пределом, имеет определенные очертания, границы, для другого есть бесформенное «нечто», невоспринимаемое и незначимое, т. е. пространством не являющееся.

Н.М. Борытко выделяет ряд признаков воспитательного пространства:

Во-первых, это целостный и в высшей степени осознанный образ себя. Так же, как и социокультурному воспитательному пространству (в трактовке Л. И. Новиковой и ее научной школы) субъектному пространству присуща целостность, согласованность элементов.

Во-вторых, субъектное пространство - это идентичность человека в его социокультурном окружении, способность быть самим собой в уподоблении себя выбранному социокультурному окружению, противостоять разрушительным воздействиям среды.

В-третьих, субъектное пространство - всегда результат собственной работы человека над собой, результат постоянного усилия быть, сохранять свою позитивную идентичность. В этом отношении запрет и самоограничение является не только результатом, но и процессуальной характеристикой становления человека как субъекта.

М.И. Рожков в своих работах рассматривает аспект развития субъектности молодежи. Под его руководством разработан ряд концепций, которые отражают различные аспекты организации воспитания молодежи, подчеркнуты закономерности процесса обучения и воспитания воспитанников.

Первая закономерность: воспитание совершается только на основе активности самого учащегося. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса.

Вторая закономерность определяет единство обучения и воспитания. В процессе обучения приобретается социальный опыт, который является основой для формирования мировоззрения и поведения человека, происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формируется комплекс необходимых знаний, духовных способностей.

Третья закономерность предполагает целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога.

Таким образом, проблема субъектности в настоящее время является одним из центральных направлений в теоретическом и прикладном исследовании всех наук о человеке. Особую актуальность данная проблематика приобретает при изучении механизмов личностного и профессионального развития личности будущего специалиста. В нашем исследовании личность представляет собой систему уровней, высшим из которых является субъектность.

Анализ философско-психологической литературы показал, что любая деятельность осуществляется в системе объектно-субъектных отношений, то есть социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо - личность, субъекта и объекта исторического процесса. Нами взято понимание субъекта как всеохватывающего, широкого понятия, обобщенно раскрывающего неразрывно развивающееся единство, целостность системность всех его качеств, раскрытых в работах С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского.

В педагогике субъектность рассматривается в условиях реализации субъект-субъектных. отношений и объект-субъектного преобразования личности. По нашему мнению, процесс развития субъектности будущего специалиста должен осуществляться в рамках субъект-субъектных отношений. Основной идеей этого подхода является отказ от жестко регламентированного фронтального воздействия на обучаемых без учета реально складывающейся ситуации.

Под субъектностью студента мы понимаем способность к целенаправленной преобразовательной активности, осознанному выбору в постоянно изменяющейся социокультурной и образовательной ситуации и ответственности за создание условий своего развития и профессионального становления.

АВТОР: Гусева И.А.

Наши рекомендации