Философские проблемы личности. Философия ценностей.
Человек вообще – понятие абстрактное, родовое. В действительности каждый человек находится в постоянном процессе развития, что в свою очередь требует особых научных понятий. Общепризнанными понятиями характеризующими ступени развития человека являются понятия индивид, индивидуальность, личность.
Термин «индивид» употребляется прежде всего для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода. В социальной философии словом "индивид" издавна обозначался единичный представитель какой-либо группы (исторически определенного сообщества, общины, корпорации). Уникальность реальной жизни и деятельности отдельного человека в это понятие не входит. Индивид экземплярен. Это не просто "один", а всегда "один из". Различия людей как индивидов - это, во-первых, различия между самими общественными группами, к которым они принадлежат, а во-вторых, различия в том, насколько полно типические признаки одной и той же группы выражены в разных ее представителях. С помощью понятия "индивид" подчеркивается исходная зависимость каждого отдельного человека от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование (от объективного социального положения, характера включения в общественное производство, от решающего для его группы общего интереса и т.д.). Понятие «индивидуальности» акцентирует внимание на том особенном, специфическом, своеобразном, что отличает данного конкретного человека от других людей. Оно может рассматриваться как антитеза по отношению к понятию среднетипичного. С представлением о развитой индивидуальности связывается наличие многообразных социальных качеств, сообщающих человеку подлинную неповторимость.
Высшим этапом в развитии человека является превращение человека в личность. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств. Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Он анализирует процесс развития личности во взаимосвязи с социальными общностями и социальными группами, обществом в целом. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Понятие «личность» означает, что человек может выступить ответственным субъектом своего действия и переживания, он осознает свои восприятия и знает цену собственным инициативам. Принято выделять две основные концепции личности – сущностную и ролевую. Первая понимает личность как наличие определенного ценностного ядра, формирующегося в процессе деятельности и общения в социальной среде. Данное ядро представляет собой определенную устойчивость. Ролевая концепция ставит под сомнение наличие устойчивого ядра и утверждает множественность социальных ролей личности в зависимости от окружающих обстоятельств.
Личность есть носитель системы ценностей, которые опредмечиваются и в вербальном, и в объектных планах. Поэтому считается, что личность может "сделать" самое себя, т.е. строить свою жизнь, сообразуясь с идеальным планом-замыслом, и в определенной мере подчинить себе обстоятельства. Личность всегда нуждается в самовыражении, она устойчива и узнаваема. В этом смысле утверждение, что личность есть органическая целостность, а не конгломерат случайным образом проявляющихся черт и особенностей, правомерно. В структуру личности входят – система потребностей, система деятельностей, система способностей и система целей и ценностей. Устойчивость личности является следствием развития автономности в самосознание и жизненную позицию. Последнее – одно из важнейших отличий личности от индивида состоит в способности активно отстаивать свои убеждения, осознавая в качестве субъекта социальной деятельности их правоту. Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, который традиционно принято называтьсоциализацией. Человек учится выполнять социальные роли в семье, организации, социальном институте, государстве. Однако, данный процесс не происходит сам по себе. Лишь в процессе различных типов деятельности (и прежде всего труда), а также общения, коммуникации с другими участниками социальной жизни, происходит формирование личности. Вместе с тем, социализируясь человек все больше осознает свое собственное значение в обществе, свою роль и социальные функции. Данный процесс принято называть индивидуализацией.
Вместе с тем, автономность личности и ее жизненная позиция предполагают точное осознание границ поступков. Для характеристики данных сторон степени развития личности принято использовать понятия «свобода», «ответственность» и «творчество». В истории философии можно наблюдать две взаимоисключающие точки зрения на понятие свободы. Одни философы (например, Спиноза, Гольбах, Гегель) сближают это понятие с понятием необходимости; они либо отрицают наличие в свободе элемента случайности, либо преуменьшают его значение. Свое крайнее выражение такая точка зрения получила у Гольбаха. «Для человека, — писал он, — свобода есть не что иное, как заключенная в нем самом необходимость». Другие философы, напротив, противопоставляют понятие свободы понятию необходимости и тем самым сближают его с понятием случайности, произвола. Весьма распространенным является представление о свободе каквозможности выбора. И это вполне справедливо. В этом понятии свободы отчетливо можно видеть наличие обоих противоположных моментов — случайности и необходимости. Необходимый момент выбора находит свое выражение в двух категориях — категории потребности и категории долга (моральной ответственности). Категория потребности выражает личностно необходимый момент выбора (человек нуждается, испытывает настоятельную потребность в каком-либо роде деятельности или в каком-либо предмете, который он может «добыть» только с помощью труда). Категория долга (ответственности) выражает общественно необходимый момент выбора (человек обязан, должен работать, трудиться, чтобы не быть тунеядцем, иждивенцем). Случайность же оказывается лишь незнанием окружающих обстоятельств. Условием и критерием развития личности выступает творчество. Принято различать три аспекта творчества:
1. Творчество как создание духовных и материальных ценностей — ценностный (аксиологический) аспект.
2. Творчество как создание или открытие нового, небывалого — эвристический аспект.
3. Творчество как самовыражение и саморазвитие человека — гуманистический аспект.
Переживания личности неизбежно соотносимы с ценностями. Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право и др. Ценности, традиционно относимые к рангу духовных - эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные), - рассматриваются обычно как части, составляющие единое целое, называемое духовной культурой. Моральные (нравственные) ценности, во главу угла ставят вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. Эстетические ценности также являются определенным переживанием человеком окружающей действительности, выражаемые с помощью представлений о красоте, совершенстве, возвышенном и низменном. Правовые ценности традиционно понимаются как совокупность общественных представлений относительно меры вины, а также способов наказания. Ценности, закрепляясь в обычаях, традициях превращаются в нормы. Однако, возникает вопрос – что делать с теми, кто заведомо полагает данные ценности и нормы неприемлимыми. Т.е. насколько общество готово защищать мораль одних с помощью насилия над другими?
______________
Прежде чем перейти к рассмотрению собственно философских проблем целесообразно выделить в составе человеческого бытия три части – дух, душа и тело.
Понятие духа первоначально имело исключительно религиозный смысл. Со временем понятие духа приобрело более широкий смысл. Дух – это сфера ценностей неутилитарного характера, это сфера идеалов человека.
Понятие души более древнее. Оно сопоставимо с понятием духа, но тождественно ему. Душа – переживания, впечатления, мысли. В этом понятии присутствует интимно-личностный аспект.
Понятие тела отражает материально-вещественную сторону человека. Конечно, человек не есть бесплотный, т.е. бестелесный, дух. Но очевидно, что тело, не есть сам человек. Видимо, не все в человеке являетсясобственно человеческим. Человеческое, с одной стороны, не есть скотское. С другой – человеческое не есть «ангельское». Собственно человеческое располагается между животной и идеальной сторонами человека. Следовательно, человек – это возможность стать человеком. Это свобода выбора. Вот мы и подошли к одной из главных философских проблем человека – проблема свободы.
Свобода – философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека реализовать свою волю. Вне свободы человек не может реализовать богатство своего внутреннего мира и своих возможностей. Свобода общечеловеческая ценность, ибо только будучи свободным человек может быть счастливым.
Счастье – чувство глубокого наслаждения, состояние удовлетворенности человека своей жизнью, ее смыслом, целью и достигнутым результатом.
Но, абсолютной свободы нет и быть не может, т.к. человек не свободен от природных и социальных законов. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Свобода, если она не соотнесена с требованиями нравственности, целесообразности, интересами общества и человечества, легко превращается во вседозволенность.
Со свободой связана ответственность личности. Без свободы нет ответственности. Если человек не свободен, если он постоянно в своих действиях детерминирован, то он не отвечает за свои действия.
Проблема свободы и необходимости впервые была сформулирована Спинозой, который показал, что свобода действий человека определяется степенью их разумности. Гегель утверждал, что свобода – это осознанная необходимость.
Одним из главнейших вопросов философской антропологии является вопрос о смысле человеческого существования.
Человек – телесное существо. Природно-биологическая организация человека обуславливает признание того, что он, как и все живое не земле, смертен. Осознание этого способно претвориться в позицию ответственности за свою жизнь. Если каждый индивид смертен, ради чего он живет? Есть ли какой смысл человеческой жизни? Вопрос о смысле жизни это вопрос о предназначении человека. Не почему? А для чего живет человек? «Есть только один фундаментальный вопрос философии, - пишет французский философ Альбер Камю, - стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить?».
Среди множества подходов к данной проблеме можно выделить три главных:
- смысл жизни изначально присущ самой жизни;
- смысл жизни лежит за пределами жизни;
- смысл жизни созидается самим человеком.
Для первого подхода наиболее характерно религиозное истолкование жизни. Главный смысл земного бытия индивида состоит в том, чтобы подготовиться к жизни вечной. А для этого необходимо прожить ее так, чтобы обеспечить себе достойное место «в иной жизни», соотнося все дела и поступки с заповедями Божьими.
В основе второго подхода лежит секуляризованная религиозная идея. Человек способен переделать мир на началах добра, любви и справедливости. Движение к этому есть прогресс. Прогресс предполагает цель, которая придает смысл человеческой жизни. Т.е. смысл жизни в переделывании мира для счастья будущих поколений.
В соответствии с третьим подходом, жизнь не имеет смысла, проистекающим из прошлого или будущего, тем более, из потустороннего мира. Люди сами сознательно или стихийно, намерено или невольно придают смысл своему бытию.
Еще один момент. Каждый человек в жизни выполняет ряд социальных ролей. Смысл жизни, по всей видимости, связан с количеством и качеством этих ролей, повседневным самоутверждением человека. Когда человек счастлив его жизнь имеет смысл.