Устройство голосового аппарата

Для того, чтобы глубже разобраться в факторах, влияющих на различные компоненты интонации, мы должны четко представлять себе процессы порождения голоса, способы, позволяющие управлять частотой основного тона, интенсивностью звучания, темпом речи, дыханием и паузацией.

Голосовой аппарат состоит из четырех частей: дыхательных органов, вибраторов, резонаторов и артикуляторов.

Дыхательные органы - это нечто вроде мехов, они включают легкие, мускулатуру, втягивающую воздух в легкие. Другие мышцы, которые нужны для сильных и контролируемых выдыханий, требуемых речью, выталкивают воздух из легких.

Вибраторы - это голосовые связки. Они расположены горизонтально в дыхательном горле, где оно переходит в гортань, и прикреплены к передней стенке так, что в ослабленном состоянии образуют римскую цифру V. Когда они напряжены и сомкнуты, устремляющийся вверх из легких воздушный поток заставляет их быстро вибрировать, порождая звуковые голосообразующие колебания.

Резонаторы включают гортань, полости носа и рта. Они усиливают и обогащают звук, возникающий благодаря действию голосовых связок. Изменения в форме и объеме полости рта придают во время речи отчетливость каждому звуку или создают резонанс.

Артикуляторы образуют из звуков слоги и слова. Наиболее важные из артикуляторов - язык, губы, нижняя челюсть и мягкое небо.

Эти части голосового аппарата участвуют в создании пяти элементов голоса: а) звучности, б) темпа, в) высоты, г) тембра, д) артикуляции (вместе с произношением). Каждый из пяти элементов голоса в большей или меньшей степени зависит от всех четырех частей голосового аппарата и оказывает некоторое влияние на остальные элементы. Например, неправильное дыхание порождает недостаточную звучность, которая в свою очередь искажает тембровую окраску или резонанс и может вызвать слишком высокий тон, недостаточную длительность звуков или неясную дикцию. "Работающие мускулы крепнут, неработающие - засыпают, неправильно работающие - разрушаются", - говорил К.Лунк.

Звучность речи

Речь хороша в зависимости от повторяющихся в ней разнообразных приемов выразительного подчеркивания. Выразительность в пределах отдельного слова называется ударением. Какова физическая основа звучности? В первую очередь это правильное дыхание, которое включает следующие параметры:

а) глубокое дыхание, б) частое дыхание, в) контролируемое дыхание.

Глубокое дыхание требует сильного, но не насильственного сокращения мышечной системы, связанной с процессом вдоха.

Частое дыхание. Многие говорящие обычно с большой энергией начинают фразу и заканчивают ее, постепенно скатываясь к едва слышному, неразборчивому бормотанию. Хорошая подача звука заключается не в том, чтобы на данные звуки затратить тот или иной запас воздуха, а в том, чтобы за ними был обеспечен воздушный столб, непрерывно и с силой подпирающий и выталкивающий их. Поэтому дышать надо достаточно часто, поддерживая постоянный запас воздуха.

Контролируемое дыхание. Чтобы дать полный звук, воздух нужно выталкивать из легких. Он давит на голосовые связки, которые в свою очередь направят широкие звуковые волны через полость рта к ушам слушателя. Но давление воздуха на голосовые связки должно быть под контролем. Воздух необходимо выталкивать не весь разом, а с перерывами, с различной степенью быстроты и силы и в соответствии со значением произносимых слов и фраз. Контроль дыхания включает также и его задержку или экономию. При быстром произнесении некоторых звуков можно убедиться, что сильный и чистый тон зависит не от объема воздуха, проходящего через голосовые связки, а от интенсивности воздушного давления позади голосовых связок.

Высота звучания

Диапазон голоса соответствует показателям музыкальной шкалы и определяется частотой колебаний голосовых связок в секунду. Перемена в высоте звучания достигается двумя путями: переходом и плавным скольжением. Переход, как отчасти можно судить по этой терминологии, представляет сдвиг в высоте от одной звуковой единицы к другой, причем за звуковую единицу принимается слог. Скольжение, или модуляция, - это смена высоты в пределах одной звуковой единицы.

Мелодический рисунок речи. С помощью интонаций мы создаем общемелодический склад речи, подобно песенному звучанию, только смена высоты звучаний происходит быстрее и на более низком уровне.

Выразительность и высота. Окончательность и непреложность суждения, как и их противоположность, характеризуются направлением и стремительностью интонаций. Обычно чем стремительней падение интонации, тем более категорична окончательность, тем больше убежденности, тем полнее насыщенность мысли. Но и стремительный подъем может также обозначать окончательность.

Наши рекомендации