Специфика телевизионной речи
Лингвистический статус телевизионной речи (ТВ-речи) ещё не ясен. Сложность его определения обусловлена самой природой речи на телевидении. Многие исследователи считают ТВ-речь синкретическим процессом, вытекающим из взаимодействия разных семиотических систем при передаче информации по телевидению. В первую очередь это связано с функциональным характером каждой системы, например, звуковой и изобразительной, в которых отражается экстралингвистический фактор. Итак, ТВ-речь предстаёт как массово-коммуникативная разновидность речи, а её основной конструктивный принцип определяется тройной зависимостью: изображение – звук - речь. Б.В. Кривенко справедливо полагал, что необходимо выделять четвёртую знаковую систему - музыку, которая обладает особыми средствами выразительности и передачи информации разного рода. На наш взгляд, такой подход правомерен, поскольку в эфирном сообщении на музыкальный компонент может падать основная смысловая нагрузка. Например, отсутствие музыкальной заставки после информации о кончине какого-либо лица обозначает выражение скорби и сожаления, а звучание прекрасной музыки из балета П.И.Чайковского “Лебединое озеро” вызывало в обществе тревожное ожидание чрезвычайных событий или обозначало сами эти события (например, во время попытки государственного переворота 1991 года). Если речь лишить изобразительного ряда, то она сразу теряет свой отличительный признак – делать видимым субъекта речи со всеми его индивидуальными особенностями, которые проявляются в использовании жестов, мимических и кинетических движений в кадре. Мало того, зритель в значительной степени теряет ориентировку в соотнесении звучащей речи с конкретным лицом. Вспомните, к примеру, как затруднено восприятие разговора по радио, когда в студии находится более трех лиц. Именно изображение максимально приближает телевизионную речь к акту межличностного общения, при котором личность говорящего проявляется в идеальном варианте.
Таким образом, телевизионная речь является неотъемлемой частью нерасторжимого целого. Заметим, однако, что при определённых условиях звук, музыка или речь могут отсутствовать, но это явление всегда должно быть обусловлено коммуникативной или эстетической задачей. В новостной программе Euronews есть постоянная рубрика No comment, в которой показывают какие-либо важные, шокирующие события: стачки, митинги, военные операции, авто- и авиакатастрофы, стихийные бедствия. При этом главная роль в передаче информации принадлежит изображению и различным звукам, сопровождающим событие.
Основные функции ТВ-речи соотносятся с двумя видами информации, передаваемой по телевидению - рационально-логической и эмоционально-экспрессивной. В соответствии с ними выделяют коммуникативную и эстетико-стилистическую функции.
ТВ-речь может рассматриваться как специфическая разновидность звучащей речи, представляющая собой вариант устной литературной разговорной речи, обработанной с учетом наилучшего выполнения коммуникативного задания. Поскольку коммуникативным заданием является использование наиболее эффективных способов передачи информации и воздействия на зрителей, то телевизионное сообщение строится с учётом законов звучащей речи, а также законов психологии восприятия телетекста.
С.В.Светана предлагает разграничивать в телевизионной речи два понятия: синкретичность и синтетичность её характера. Синкретичность речевого процесса на телевидении определяется экстралингвистическими факторами, такими как взаимодействие разных семиотических систем при передаче информации, функциональный характер каждой системы. Языковые и неязыковые знаки характеризуются рамками своей естественной природы и социальными функциями. Синтетичность телевизионного сообщения обеспечивается комплексным воздействием трёх семиотических систем (изображение – звук - речь) при восприятии телевизионной речи (Светана С.В., с.31-32).
М.П.Сенкевич отмечает, что в таких жанрах, как прямой репортаж, прямая трансляция, выступление, документальные материалы отсутствует ориентация на письменный текст. По её мнению, экспансия разговорной речи на телевидении в речи комментаторов, корреспондентов и особенно ведущих прямого эфира имеет ярко выраженные негативные последствия – нарушение норм. Но устно-разговорная норма, не совпадающая с кодифицированной, не является речевой ошибкой и допустима в живой, раскованной речи журналистов (Сенкевич М.П., с.33).
Синкретизм телевизионной речи обусловлен не только взаимодействием разных семиотических систем, но и конкуренцией двух форм её реализации - устной и письменной. М.П.Сенкевич справедливо замечает: “Публичные речевые коммуникации ориентированы на речь интеллектуализированного характера (т.е. на письменно-книжный тип речи), но в то же время устная форма осуществления языка в эфире соотносит её также с устно-литературной и устно-разговорной речью, что и определяет синкретический характер речи радио- и тележурналистов” (Сенкевич М.П., с.33).