Раздел 2. Философия техники и технических наук. Философские проблемы техники.
Лит-ра: 1. Степин, В.С., Горохов, В.Г., Розов, М.А. Философия науки и техники. 2)Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники.
1. Понятие «техника». Предмет и основные задачи философии техники.
Техника от греч. «техне» -искусство. Смысл техники – нечто искусственное, не природное. В понятие входят: 1.совокупность любых мат. ср-в создаваемых чел-м для целесообразной деят-ти. 2.сами средства + тех знание + тех творчество. 3.природообразующая деят-ть 4.совокупность знаний.
Техника – искусство что-л. делать(практика). Классификация техники:
1) по видам (военная, строит-я, мед-я и т.д.);
2) историческому развитию:
а) ручная – орудия труда делаются по подобию частей организма чел-а, происходит имитация частей тела (расческа, грабли).
б) ремесленная – основывается на физ. способности человека. Создаются орудия труда для изготовления орудий. Исп-ся сила животных, дабы высвободить чел-а от тяжелого труда (вод.мельницы, ветр. мельницы). Но элементы все равно завязаны на чел-е. Все ограничивается пределом чел-а (нельзя создать большую лопату и поставить 8чел ею работать). Характерна свобода творчества.
в) машинная – машина строится не по подобию чел-а. Она выключает чел из производства (частично). Энергетически и физически может развиваться бесконечно. Ограничивается экономич. факторами (бесконечно обновлять станки нельзя – слишком дорого), и психологическими факторами чел-а (всю жизнь у одного станка, монотонная работа). Чел-к – подстраивается под машину. Отсутствие творчества, узкая проф. ориентация.
г) автоматизированная (информационная) – за человеком остается слежение за техникой. В технике заложен потенциал на будущее. За людьми - творчество.
Первый исп-вал терм.«философия техники» - немецкий философ Эрнст Капп.Философия техники – напр-е совр-й философской Н, исследующее наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и технической деятельности, проектирования, технических наук, а также место их в человеческой культуре вообще и в современном обществе в частности, отношения человека и техники, техники и природы, этические, эстетические, глобальные и другие проблемы современной техники и технологии. Предмет Ф техники: техника понимаемая:
- как совокупность технических устройств (сооружений);
- как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств (от научно-технического исследования и проектирования до изготовления и эксплуатации);
- как совокупность технических знаний – от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических.
Задачи ФТ – решение проблем, связанных с: 1.соотношением культуры и техники (историко-культурный и социокультурный аспекты). 2. Решение методологических проблем философии техники, методология технических наук и проектирования. 3. Социальная оценка техники и ее последствий. 4. Инженерная этика. Т.о., главные задачи ФТ - исследование технического отношения человека к миру, т.е. технического миропонимания и гуманизация техники.
----------
Технология – способы и приемы деятельности людей. – способы связи чел-а с орудиями труда и предметами труда. Т – операционный процесс. 1.создание тех ср-в. 2.применение тех ср-в (поэтапное) в получении рез-та труда, т.е. связь м/у чел-ом и производством.
Техносфера – Совокупность техники и мира жизни людей (культура). Вместе с орудиями труда создается мир чел-их отношений, происходит осознание и разделение мира чел-а и мира природы, т.е. это:1.техника(Σ средств) 2.технология (деят-ть) 3.результаты (продукты тех. тв-ва) 4.тех.знания
Особенности техносферы: влияние на природу (порой пагубного); влияния на жизнь людей, на их способности; техника работает по своим законом, своим закономерностям.
Технореальность – совокупность реально существующих природных объектов и реально существующих искусственно созданных объектов. Все то, что существует в технор-ти, включается в процесс развития Земли.
2. Специфика и виды инженерной деятельности.
Инженерная деятельность связана с регулярным применением научных знаний для создания искусственных, технических объектов — сооружений, устройств, механизмов, машин и т.д. Инженер (лат.-творить, создавать, изобретать, внедрять; гений-родственное слово (дух)). Особый вид высококвалифицир. умств. труда. Первонач-но те, кто созд. и упр-лял воен. машинами, гражд. – с 16в.
Инженер – специалист с высшим тех.образ-ем, примен-щий Н знания для решения тех задач, управления процессом создания тех.систем, проектированием , орг-ей произв-ва, внедрение в него Н-Тех-их нововведений. Инж.деят-ть – деят-ть, напр-я на применение Н знаний для создания тех.объектов, сооружений, мех-ов, устр-в, машин и т.п. и управ-я процессом их изгот-я. Характерные черты Инж.деят.: 1)принадлеж. к матер. произв-ву; 2)тех.направ-ть; 3)Н обоснованность; 4)неотъемлемость от тех. и Н-тех. творчества; 5)воздействие на технику. Результаты инж.деят. представляются в знаковом виде: чертежей, схем, программ, расчетов, схем, расчетов, описаний, устных рекомендаций, объяснений, указаний. Практическая профессия, в отличие от ученых(познавательная деят-ть). Однако инженеры не только применяют Н знания, они, осуществляя Инж.деятельность также вырабатывают новые научные и технические знания, оказывающие обратное стимулирующее влияние на развитие Н. Это роднит деятельность инженера с деятельностью ученого-экспериментатора и отличает ее от работы техника-ремесленника.
Классиф. инж.деят-ти: изобретательство; конструирование (переход от опытных образцов к классовому произв-ву); технология (орг-я произв-ва, эксплуат.); проектирование (продукт в знаковой форме+чертежи, графики, расчеты; как самост. деят-ть в 20в.); инж. исслед-я (связь инж.Н с практикой).
Выделяют три этапа развития инженерной деятельности: 1) классическая инженерная деятельность (Первые инж. - в эпоху Возрождения в среде ученых, обратившихся к технике, или ремесленников-самоучек, приобщившихся к Н). Классическая инженерная деятельность включала: изобретательство, конструирование, и организацию изготовления технических систем, а также инженерные исследования и проектирование. Это были архитекторы, строители фортификационных сооружений, артиллеристы, врачи, математики, естествоиспытатели и изобретатели. В прошлом выдающиеся инженеры часто сочетали в себе изобретателя, конструктора, и организатора производства. Позднее разделение труда в области инженерной деятельности привело к специализации инженеров по видам деят-ти; 2) системотехническая деятельность (изменяется объект инженерной деятельности - вместо отдельного технического устройства, механизма, машины и т. п. объектом исследования и проектирования становится сложная человеко‑машинная система, а также сама инженерная деятельность, которая становится более сложной, требующей организации и управления); 3) социотехническое проектирование (деятельность связана с природной средой, обществом, и самим человеком, а не только на естествознание, технические науки и математику).
Среди различных видов инженерной деятельности в ХХ в. можно выделить 3 основных направления. Инженеры-производственники выполняющие функции технолога, организатора производства и инженера по эксплуатации. Такого рода специалистов готовят с учетом их преимущественно практической ориентации.
Инженеры-исследователи-разработчики которые должны сочетать в себе функции изобретателя и проектировщика, связанные с научно-исследовательской работой в области технических наук. Они являются основным звеном в процессе соединения науки и производства. Для них предполагается широкая научно-техническая подготовка.
Инженеры-системотехники, задача которых в организации и управлении сложной инженерной деятельностью. Подготовка такого специалиста требует самой широкой междисциплинарной направленности.
Социотехническое (в противовес системотехническому) проектирование, где главное внимание уделяется не машинным компонентам, а человеческой деятельности, её социальным и психологическим аспектам. Основная черта – гуманитаризация.
3. Исторические типы техники и технологии.
Техника (греч.- «мастерство и ремесло, умение пользоваться, искусство изгот-я»). То, чего раньше не было в природе. Техника (узкий сысл) – совокупность тех.систем, произвед. человеком на основе методов инж.деят-ти. В широк понимании-комплексный тех.подход в построении и формир. чел. деят-ти. 4 основных этапа становления техники:
1.Первобытный тип. Первобытнообщинный строй, нет государства, права, только родовое право. Техника – имитация чел-их органов («ручная») Примитивный инструмент служил для дополнения и усиления физиологической деятельности. Органическое преобразование, увеличение ловкости и силы производительного инструмента, т.е. чел-ой руки, стало возможным путем лишь упражнений, и медленного развития. Простота и скудность первобытной техники приводят к тому, что связанные с ней действия м. выполняться всеми членами общины, техника не выделяется из всевозможных занятий (разделение в том, что мужчины одним техническим занятием, женщины – другим). Темпы развития – низкие. Открытие колеса – это подготовило основу для оседлого образа жизни(земледелие).
2.Ремесленный тип (допромышленная). Субъективный тип (т.е. за техникой стоит человек – плуг.) Техника под возможности человека. Технология изготовления – сложна. Не всякий чел-к м. изготавливать. Развитие Т шло по пути дифференциации и узой специализации техн. деятельности, что привело к образованию отдельной соц. прослойки – ремесленников (соединяет в себе и техника и рабочего, не только проектирует, т.е. идеально создает предмет своей деятельности, но и сам осуществляет свой проект). В отличие от машинной Т, здесь орудие труда является придатком чел-а. Основывается не на науке и теоретическом расчете, а на традиционных знаниях, передаваемых от поколения к поколению. Это обстоятельство наложило ограничение на изобретательскую способность.
3.Машинный тип. В основе – инженерная деят-ть, ориентирующаяся на науку, на теоретическое и прикладное естествознание. Вот поэтому, она как историческая альтернатива ремесленной технике, не могла сложиться раньше, чем начало формироваться и свободно развиваться естествознание. Тем не менее, техника опирается и на опытное естествознание. Которое до эпохи Возрождения резко противопоставляется теоретической деятельности (зачатки этого с Аристотеля, считающего сооружение машин занятием, не заслуживающим внимания, сопричастное повседневным нуждам). Первую серьезную попытку преодоления традиции предпринял Леонардо да Винчи (1452-1519), а затем Г. Галилей (1564-1642). Промышленная революция произошла благодаря паровой машине Джеймса Уатта (1736-1819). Переход от мануфактуры к промышленному производству, ознаменовался превращением средства производства из орудия в машину, что в свою очередь привело к широкому внедрению в производство и использование машинной техники. Повысился спрос на инженерную деятельность. Существенный признак машинной Т: мускульная сила человека как движущее начало всего технического процесса заменяется какой-либо из сил природы. Функции техническая и исполнительная (к-ые раньше соединены были в ремесленнике) оказываются разделенными: инженеры конструкторы, рабочие исполнители.
Ремесленник трансформировавшийся в рабочего отчуждается от своих орудий производства, становится придатком машины. Широкое применение машин заменило физ. силу чел, существенно повысило производительность, но открыло возможности для использования менее оплачиваемого женского и детского труда.
4. Автоматизированный (информационный) тип. С середины 20в. Особенности: не только мускульная сила, но и интеллектуальные способности заменяются природными силами, связями и процессами. → ускоренное развитие. Техника становится «органом человеческого мозга» и «овеществленной силой знания». Возрастает вовлеченность техники и науки в экономический оборот, усиливающаяся коммерциализация. Происходит более глубокая дифференциация инженерной деятельности (изобретение, проектирование и конструирование). Участие и роль чел в непосредственном технолого-производственным процессе крайне минимизируется, что повлекло последствия: узкую специализацию занятого в производстве человека, т.е. одностороннее интеллектуальное духовное развитие; превращение непосредственного исполнителя в незначительную частицу машинного механизма («винтиком»), таким образом сильнее ощущает свою рабскую зависимость от техники как важный аспект своего отчуждения вообще. Безработица. Темпы развития Т на современном этапе ее существования настолько ускоряются, что направленность и последствия этого развития становятся непредсказуемыми. При капиталистической с/с хозяйствования на самом деле действует технологический императив, согласно к-му допускается производство всего того, что технически возможно производить. Исключение человека из технологической цепочки.
Исторические типы технологий– основные способы производственно- хозяйственной деятельности общества.
Выделяют следующие исторические типы технологий:
1) орудийный (ручной);
2) машинный (механизированный) и
3) автоматический (автоматизированный).
Исторические типы технологии соотносятся с развитием техники, а так же с этапами становления и развития технических наук.
4. Технический и научно-технический прогресс.
Н становится непосредственной силой НТП (1813г. – первый паравоз в Англии, Наполеон и параход). Стирается грань между Н основой и тех. эксперимент. Особенности НТП 20в.: -увеличение производства; -в основе роста – тех.-науч. знаний; -сокращение врем. интервалов приумножения Н знаний. Важна социальная обусловленность НТП обществом, его потребностями.
НТР – особый исторический феномен, ибо соединяет в себе радикальные изменения как в науке, так и технике. НТР способствует укреплению исторической взаимосвязи элементов с/с «наука – техника». С одной стороны, потребности современной техники диктуют внимание к соответствующим научно-исследовательским разработкам. С другой стороны, фундаментальные научные исследования требуют экспериментального обоснования и воплощения в опытно-конструкторских и технических образцах.
Критерии тех. прогресса: развитие науки, рост техники, совершенствование технологии. 4 определяющих этапа революций в динамике технического развития современной цивилизации: 1)Первая техническая Р (неолетическая) ассоциируется с изобретением «первоорудий». В рез-те этого «первочеловек» выделился из окружающего природного мира. Он укрепил свой статус в окружающем природном мире за счет орудий труда – своеобразных «искусственных органов», повышающих эффективность хоз. деятельности.
2)Вторая тех. Р (промышленная) 18в, связывается с переходом от преимущественно орудийной деятельности к сравнительно крупному машинному производству.
3)Научно техническая Р (сер. 20в). совокупность радикальных изменений в с/с «наука-техника-социум». Выявляется двойственность процессов, обусловленных НТР. С одной стороны повышается эффективность, с другой обостряет мировые социально-экологические противоречия.
4)Информационная революция (вторая пол 20в), связанная с превращением информации в важнейший ресурс цивилизации. Технические ориентиры в значительной мере обуславливаются потребностями общества, его целевыми установками.
5. Марксистская концепция техники. Роль техники и технологии в развитии общества. Концепция общественно-экономических формаций.
Техническое средство К. Маркс трактовал как проводник чел-ой деятельности, как связующее звено м/у человеком и преследуемой им целью.
«Природа не строит машин, ни локомотивов, ни железных дорог, ни электрического телеграфа и т.д. Все это – продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли, властвующей над природой, или человеческой деятельности в природе. Тех.-овеществленная сила знания, мех-мы – продолжение мозга, сделанные руками. Труд определяется как «совершающийся м/у человеком и природой процесс, в котором чел своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен в-в м/у собой и природой.
Структура труда включает в себя три простых момента: целесообразную деятельность, предмет труда и средство труда, труд человека отличается от труда животных – сознательной деятельностью (Паук плетет паутину – не задумываясь).
Показателем степени развития общества, экономики в частности считает уровень развития техники. Машина не отменяет орудия, а лишь видоизменяет и трансформирует его. Она его «преобразует из карликового орудия человеческого организма в орудие созданного человеком механизма». При этом в процессе труда она заменяет двигательную, мускульную силу человека силами природы.
Крупная промышленность овладевает «характерным для нее средством производства» и приобретает возможность «производить машины с помощью машин».
Революционный переворот, произведенной Машиной техникой в 17в в способе производства промышленности, распространяется затем на земледелие и на общие условия общественного производства. Следует отметить, что средство труда противостоит рабочему «как мертвый труд, который подчиняет себе живую рабочую силу и всасывает ее». В отличие от ремесленника, к-ый сам господствует над условиями своего труда (поскольку он лично владеет средствами труда и практически сам совершает все технические операции, необходимые для производства ГП) фабричный рабочий пребывает в рабской зависимости от условий труда, т.к. он лишен средств труда, и обречен монотонно выполнять одни и те же технические операции, составляющие собой лишь часть производственного процесса. Рабочие – «живые придатки» к машинам.
Широкое внедрение в капиталистическое производство машинной техники породило безработицу. Широкое применение машин заменило физ. силу чел, существенно повысило производительность, но открыло возможности для использования менее оплачиваемого женского и детского труда.
Но машины сами по себе не ответственны за то, что они «освобождают» рабочего от жизненных средств, это происходит от их капиталистического применения. К Маркс отвергает идею технологического детерминизма (главной причиной общества – технологический способ производства), превращающую технику в самостоятельную реальность, определяющую собой все аспекты жизни общества. Он признает нейтральность техники. С его т. зрения, техника м. стать негативно-разрушительно, или же позитивно-созидательной силой не сама по себе, а только в руках человека, т.е. в зависимости от определяемого господствующей в данный момент с/с общественных отношений способа ее применения.
Техника объявляется лишь элементом производительных сил, ведущая роль принадлежит самим людям. Производительные силы, выражающие собой отношения людей к природе, могут служить определяющим фактором общественно-исторического развития в единстве с производственными отношениями.
Т.е. К. Маркс считал, что этот диалектический синтез производительных сил и производственных отношений и служит, материальным основанием существования и развития человеческого общества. Все это говорит о том, что техника м. оказывать активное влияние на жизнь общества только через существующий способ производства.
Техника одновременно орудие рабочего и орудие класса, в собств-ти которого находится. Т.влияет на общ., позволяет всем людям брать сколько надо из-за переизбытка произв-ва. Также и социум влияет на технику. Обществ.-экономические формации (общинная – античная – феодальная – капиталистическая – социальная) меняются, когда меняются произв. силы общ-ва. Развитие техники определяет развитие произв-ва, с ростом населения растет потреб-ти.
Важный аспект технофилософской концепции Маркса – противоречивый характер технического прогресса. «В наше время все как бы чревато своей противоположностью. Мы видим, что машины, обладающие чудесной силой сокращать и делать плодотворнее человеческий труд, приносят людям голод и изнурение. Новые, до сих пор неизвестные источники богатства, благодаря каким-то странными и не понятным чарам, превращаются в источник нищеты. Победы техники куплены ценой моральной деградации». Следовательно развитие техники не может односторонне сведено к позитивному или негативному, как это обычно делают представители технологического детерминизма.
Экон.последствия прехода к машин. произв-ву: 1)кооперативный хар-р произв-ва; 2) завис. рабоч. от владельца оборуд-я; 3)возд-е тех. на общ-во (политика, идеология и проч.)
6. Перспективы и границы техногенной цивилизации.
Традиц. общ-во – сохран. и поддерж. истор.формы соц. развития, высокая роль религии. Модернизация – переход от традиционного общ-ва к техногенному.Техноген. цивил. – ориент на тех. прогресс, высокий темп изменений, автономия личности (сформировался в эп.Возрождения). В основе – технократизм – убеждение в том, что развитие техники – прогрессивный процесс, развитие техники – условие развития общ-ва.
В традиц цивилизац преобладают: хозяйствование на основе эмпирически найденных технологий; использование ремесленных орудий труда, приводившихся в движение главным образом за счет физической силы и мастерства работников производства. В рамках общин совершался технический прогресс, появлялись новые ремесла, но никогда он не был результатом целенаправленных исследований и не рассматривался как общественная ценность. Важнейшей основой жизнедеятельности техногенной цивилизации становится прежде всего развитие техники, технологии, причём не только путём стихийно протекающих инноваций в сфере самого производства, но и за счёт генерации все новых научных знаний и их внедрения в технико‑технологические процессы.
Стадии: прединдустриальная – индустриальная – постиндустриальная.
Успехи техногенной цивилизации в технико-технологических инновациях, в улучшении образа жизни людей порождали представление, что именно она является магистральным путем развития человечества. Еще в середине ХХ в. мало кто предполагал, что линия техногенного прогресса и ее система ценностей может привести человечество к критическим рубежам, что резервы цивилизационного развития этого типа могут быть исчерпаны. О проблемах заговорили во второй половин ХХ в., когда пришло осознание возможности глобальных кризисов, вызванных техническим развитием. Термин «глобальные» означает, что возможные последствия будут иметь планетарный масштаб (затронут все человечество), а также что предотвратить возможную катастрофу можно только объединенными усилиями всего мирового сообщества.
Среди наиболее значимых глобальных проблем сегодня выделяют следующие:
Экологический кризис (включая проблему глобального потепления)
Проблема истощения ресурсов (включая нехватку пресной воды и продовольствия)
Демографический кризис (включая проблему перенаселения, проблему миграции)
Проблему бедности (включая борьбу с голодом и болезнями)
Предотвращение термоядерной войны (включая угрозу глобальной экологической катастрофы)
Все глобальные проблемы связаны друг с другом. Глобальные кризисы – не новое явление в истории человечества, но только в ХХ в. причиной возможного кризиса становится человек и его деятельность. Т.о., границы развития техногенной цивилизации, могут быть связаны не только с уничтожением человечества в результате ядерной катастрофы или истощением ресурсов, но с и психическими, физиологическими, культурными возможностями человека. В то же время надо отметить, что человек, общества и культура очень быстро изменяются по воздействием технического прогресса.
С появлением машинной техники чел-к подстраивается под машину, он теряет свое творчество. Проблема безработицы т.к. у людей трудовой идиотизм. Автоматизиров техника приходит на смену машинной. Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, новых человеческих ориентиров. Поиск осуществляется в различных областях человеческой культуры - в философии, искусстве, религиозном постижении мира, в науке. Речь идет о фундаментальных основаниях человеческого бытия, о выработке новых ценностей, которые призваны обеспечить стратегию выживания и прогресса человечества. Необходим пересмотр прежнего отношения к природе, необходима выработка новых идеалов человеческой деятельности, нового понимания перспектив человека. Я думаю, что наше будущее отношение к природе не сведется к созерцанию ее и адаптации к ней. Человек по-прежнему будет видоизменять природу. Весьма вероятно, что преодоление экологического кризиса будет связано не с сохранением дикой природы в планетарных масштабах, а с расширяющимся окультуриванием природной среды. В этом процессе важную роль будут играть не только природоохранные меры, направленные на сохранение тех или иных естественных локальных экосистем, но и искусственно созданные природные системы, обеспечивающие необходимые условия устойчивости биосферы.
Перспективы:
1.Информатизация
2.Сближение технического и генетического.
Открытия могут быть неожиданны.
Чем сложнее техника тем больше вероятность что она окажет.
Необходимо искать оптимум в развитии техники.
Границы обусловлены биологической конечностью человек, конечностью природы Земли.
7. Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культуркритика техники.
Исторически сложилось два полярных подхода к оценке технико-технологической динамики, а именно«технический оптимизм» (технофилия) и «технический пессимизм» (технофобия).
Т.Оптимизм – представители утверждают возможность решения глоб. проблем с пом-ю техники (Бэлл, Кан, Форестье). В рамках технического оптимизма, опирающегося на сциентизм, абсолютизируются позитивные перспективы развития техники и технологии. Сциентизм (от лат. scientia - наука) - философско-мировоззренческая позиция, согласно которой научное знание (естественно-математическое и техническое) является абсолютной ценностью, а наука в целом истолковывается как главная сила общественного развития. Сторонники сциентизма преувеличивают значение научного знания в решении социальных проблем, недооценивают возможности социальных (гуманитарных) наук, не видят негативных последствий научно-технического прогресса.
На первых этапах развития техникознания (с/с технических наук, к-ая направлена на описание и изучение соответствующих технических объектов, т.е. предметов орудийной деятельности) доминировал технофильский подход.
А. Бергсон (1859-1941) доказывал, что техника – одно из проявлений «творческой эволюции», форма существования духовной силы, доминирующей над мировыми процессами. Именно в развитии техники от «тесаного камня до паровой машины» ему виднелось проявление духовной силы человечества.
Характерная черта техн. оптимизма – идеализация техники, переоценка возможностей ее развития: техника рассматривается как единственный или как первостепенный детерминирующий фактор социального прогресса.
Проектная логика – все возможно рассчитать имея начальные параметры. Попытка построить общество подобно техническим с/с, где каждый элемент выполняет определенную роль. А также спрогнозировать развитие общества. Человек как бы логически проектирует развитие техники, таким образом, чтобы это развитие было предсказуемо и не принесло глобальной катастрофы человечеству и его культуре. Это так называемый сдержанный оптимизм, когда человек считает, что техника полезна, но логически ее надо проектировать (контролировать).
Сторонники технологического пессимизма (в основе антисциентизм) акцентрируют внимание на негативных сторонах технико-технологического развития цивилизации. Антисциентизм – это критика абсолютизации роли науки в развитии мировой цивилизации. напротив, исходит из положения о принципиальной ограниченности Н. в решении коренных человеческих проблем, а в своих крайних проявлениях оценивает Н. как враждебную человеку силу.
Технофобия (идея, выражающая негативное отношение человека к технике) зародилась вместе с самой техникой. Технику с самого начала м.б. использовать как во благо, так и во вред. Поэтому люди всегда неоднозначно относились к ней. Та же диалектичность техники проявляется во множестве древних мифах (миф о вавилонской башне, лабиринт для минотавра, Дедал и Икар - преодолел земной притяжение).
В Новое время технофобия приобретает социально-экономичекое измерение. Преобладающая в городах цеховая форма организации труда и соответствующий ей тип производства, не могли в новых исторических условиях выжить иначе, как оказав серьезное сопротивление техническому прогрессу. Поэтому технические новации допускались лишь в той мере, в какой они не представляли собой никакой угрозы для существования цеховой организации (Данцига был утоплен по приказу городской власти, аз изобретение ленточного станка. Сам станок был запрещен в Европе).
Экофобные настроения усиливаются в начале 20в. Уже О. Шпенглер (1880-1936), прогнозируя кризис "фаустовского человека", наметил тенденции "заката Европы". С одной стороны, техника трактуется им как "тактика жизни", а с другой — отчетливо подмечалось, что "переизбыток техники" угрожает позитивному развитию цивилизации и выводит ее на "противоестественный" ("искусственный") уровень.
Угрозу человеческому существованию и жизни в целом на планете, к-ую таит в себе НТП, довольно убедительно продемонстрировали американские бомбардировки японских городов Хиросима (6 августа 1945) и Нагасаки (9 августа 1945).
«Рабы часов», «рабы смартфонов». Лудиты (лудисты) – переживали за свои раб.места (начало 1800). Киберизация, сверхчеловек. Антигуманные идеи, сплав биомассы и металла –новое вещ-во. Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Ж.Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как "вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в современных условиях "техника - фактор порабощения человека".
В течение 70-80-х гг. XX в. под воздействием негативной направленности социально-экологических процессов усиливается пессимистическая интерпретация перспектив технико-технологического развития цивилизации. Особенно заметное воздействие на общественное мнение оказали результаты исследований, выполненных под эгидой Римского клуба ("Пределы роста", 1972 и др.), из которых вытекало, что сохранение современных тенденции мирового развития, в том числе и в технико-технологической сфере, ведет к планетарной экологической катастрофе.
Технический прогресс угрожает личности человека и культурному разнообразию. В сер. ХХ в. Западноевропейская цивилизация впервые достигла такого уровня развития, который можно охарактеризовать как «общество всеобщего благосостояния» или (в случае негативной оценки) «общество потребления». Характериз-ся: - высокий уровень материальной обеспеченности и социальной защищенности основной массы населения; - доступное образование; - доступное медицинское обслуживание; - развитое трудовое законодательство; - достойное пенсионное обеспечение и т.п.
Глобализация - переход от сложившейся исторически общемировой практики существования человечества в условиях многообразия экономик, культур, идентичностей, государственных порядков, бытовых условий и т.п. к исторически новому для человечества существованию в условиях формирования единой универсальной цивилизационной целостности – глобального общества. Глобализация имеет как положительные аспекты, так и отрицательные:
+ увеличение производства, рост благосостояния, облегчение взаимопонимания и возможность совместно решать глобальные проблемы, межкультурный обмен, новые возможности для людей в области образования, трудоустройства, отдыха и т.и.
- подверженность экономики глобальным кризисам, унификация культуры, неконтролируемая миграция, межкультурные конфликты.
Кроме того, есть мнение, что современное общество потребления негативно влияет на личность человека. С этой точки зрения современный человек слишком привязан к материальным благам, он утрачивает способность самостоятельно мыслить, критически осмыслять действительность, творить. С другой стороны, человек в современном мире все больше освобождается от тяжелого труда, повышается средний уровень образования, перед ним открываются новые возможности для личностного роста.
8. Специфика технических наук и технознания. Основные типы технических наук.
Выявление специфики технических наук осуществляется обычно через сопоставление их с естественными науками. Это особый класс Н дисциплин, отличающихся от естественных наук, хотя между ними и существует тесная связь. Предмет исследования – технику и технологию как особую сферу искусственного, созданного человеком. Важной особенностью Тех.знания является его связь с практикой, оно обслуживает проектирование технических и социальных систем. ТехЗнан. рассматривают как сферу знания, возникающую на границе проектирования и исследования и объединяющую в себе элементы того и другого. ТехЗнан. влияет как на саму деятельность по созданию новых объектов, так и на структурно-функциональные характеристики самих объектов.
Особенностью технических объектов является их двойственная природа, то, что они представляют собой синтез искусственного и естественного. Исходя из этой двойственной природы, любой технический объект может быть рассмотрен как: 1)Естественное явление, частный случай закона природы; 2)Искусственный объект, обладающий заранее заданными характеристиками.
Особенность ТН: в них инженерная деятельность заменяет, как правило, эксперимент. Именно в инженерной деятельности проверяется адекватность теоретических выводов технической теории и черпается новый эмпирический материал. В ТН не проводят эксперименты, но они не являются основным методом эмпирического уровня. Огромное значение приобретает инженерная практика.
В технических науках, также как в естественных, различают эмпирический и теоретический уровни. Отличие: В технической науке теория представляет собой не только ориентир для дальнейшего исследования, но и основу предписаний для осуществления оптимального технического действия. Эмпирический уровень технической теории образуют конструктивно-технические и технологические знания – методы и приемы, разработанные в самой инженерной практике и являющиеся результатом обобщения практического опыта при проектировании, изготовлении, отладке и т.д. технических систем.
Основные типы технических наук. В научно-техническом знании выделяют три пересекающиеся области, различающиеся по:
1. Специфике познаваемого объекта. Выделяют виды научно-технического знания, имеющие своим предметом: Вещество(Вплоть до сер. ХIХ в. основным было знание о веществе (сырье, материалах, технических устройствах) – т.н. механический цикл); Энергию (с нач. 19 в. предметом технических наук также становиться энергия и способы ее преобразования – энергетический цикл); Информацию(в сер. ХХ в. появляется новая область научно-технического знания – знание об информации и управлении – Н информационно-кибернетического цикла).
2. Фазам деятельности (технологического применения). Различают: Научно-технические исследования – осуществляется теоретическое обоснование принципов действия технических средст