Философские взгляды на эффективность познавательной деятельности человека
Для философии, познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем.
Вопрос о том, познаваем ли мир есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознании человека, его ориентации и деятельности в мире.
Функцию ориентации человека восполняет знание.
Знание — это высший уровень сведений о мире, получаемых человеком с помощью сознания. Без знаний невозможно формирование картины мира. Бэкон: «Знание — есть сила».
Сущность познавательных отношений человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания.
Знание и вера не противоречат друг другу. Вера — это познание вещей без доказательств. Вера — это уверенность человека. Если знание открывает нам вещи видимые, то вера помогает обнаружить вещи еще не видимые и таинственные для человека.
Основы гносеологии были заложены еще в античной философии. Познание рассматривалось, как особый процесс. Демокрит выделил знание «темное» (чувственное) и «истинное» (рациональное). Он считал, что истинно лишь то, что доказано и проверено на опыте, но прийти к истине может не каждый, а лишь мудрец.
Сократ поднимал вопрос о методах достижения истинного знания. Главный из них — диалектика, как искусство ведения спора.
Аристотель создал наиболее совершенную по тем временам теорию познания. Истину он рассматривал как знание, соответствующее вещая, а заблуждение — искажение истины. Он выделял субъект и объект познания.
В средние века основные усилия гносеологии были направлены на доказательство существование Бога, как высшей причины всех вещей. Разум — ниже веры. Отсюда лозунг — «Знать, чтобы верить в существование Бога».
В эпоху Возрождения познание рассматривалось, как бесконечный процесс.
В философии Нового времени интерес к проблемам гносеологии возрос. Это было обусловлено промышленной революцией, а немецкая философия обозначила проблему познавательных способностей и возможностей человека. Это сделал Кант. Он считал, что человеком может быть постигнут только мир явлений, а мир сущностей непознаваем. Марксизм убежден в познавательности мира. Познание тесно увязано с практикой, причем, мир можно не только познать, но и преобразовать.
В истории философии сформировалось и такое течение, представители которого то сомневались, то отрицали познаваемость мира — агностицизм. Его представители не отрицали сам процесс познания, но они считали, что он ограничен познавательными возможностями человека.
Что же такое познание?
1. Познание — это особый вид отражательной деятельности человека.
2. Познание — есть духовная сторона практической деятельности человека.
3. Познание — высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно.
4. Познание — это социальный заказ в виде актуальных потребностей общества (в средние века на познание огромное влияние оказывала церковь, в ХХ веке — это потребность изучения космоса).
Познание возможно только при опоре на так называемый интеллектуальный фонд, под которым подразумеваются совокупные знания человечества, методы познания и т.д. Важно опираться на уже достигнутое.
Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения.
Огромную роль в познании играет идеология, т.е. оценка конкретных общественных явлений с позиций различных социальных групп и слоев общества (частная собственность для одних — благо, для других — зло).
На познание активно влияет чувственность, весь эмоциональный мир человека.
Познание — это всегда творческий процесс, а его главным критерием являются новизна и общественная значимость полученных результатов. Большую роль в творчестве играет интуиция, как тип мышления.
О состоянии познания и практики:
В философии под практикой принято понимать деятельность человека, направленную на преобразование окружающего мира. Основной формой практики является труд.
Роль практики в процессе познания:
1. Практика — источник, основа, движение, сила познания. Запросы практики вызывали к жизни познавательные потребности и задачи человека. Практика стимулирует развитие новых отраслей познания.
2. Практика — цель познания. Знания, получаемые людьми, предназначены для использования их в жизни.
3. Практика — критерий истинности человеческих знаний. Но этот способ проверки истинности знаний не универсален, т.к. не все можно проверить практически, поэтому наука использует логические доказательства.
Познание развивается, т.к. у общества появляются новые потребности. Познание есть переход от улавливания внешних свойств к изучению внутренних связей: от живого содержания к абстрактному мышлению.
Первая ступень познания представляет собой чувственное познание (эмпирическое). Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение — отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура).
Восприятие — целостный образ предмета или явления.
Представление — сохранение образов предметов в памяти.
Эмпирическое познание всегда субъективно, что порождает много суждений и оценок одного и того же явления. Однако именно этот вид познания осуществляет связь человека с внешним миром, при этом, имеет свои пределы.
Вторая ступень познания — рациональное или теоретическое познание. Формы логического познания — понятие, суждение, умозаключение.
Понятие отражает общие принципы и свойства предметов.
Суждение — связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами. Умозаключение — связь между несколькими суждениями. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах — их структуру, сущность, законы.
Это касается, прежде всего, познания социальных явлений.
Обе ситуации познания тесно связаны между собой.
Процессу познания присущи некоторые противоречия:
1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостаточных знаниях о нем.
2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира.
3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами.
4. Противоречия между течениями в науке, между теориями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, философия рассматривает процесс познавательной деятельности человека как процесс отражения. Познание в идеальной форме воссоздает предметы и процессы объективной реальности. Для реконструкции этого процесса требуется осмысление основных категорий процесса познания как отражения. Ими, прежде всего, являются категории объекта и субъекта познания.
Под объектом познания понимается весь окружающий человека мир, все, что находится за пределами его сознания. В более узком смысле является не весь мир, а та его часть, на который направлена познавательная и предметно-преобразующая деятельность человека.
Субъектом познания в широком смысле является все человеческое общество, осуществляющее познавательную деятельность. Эта характеристика касается всех живших на земле и ныне живущих. Продукт познавательной деятельности тех, кто жил раньше, продолжает оставаться в предметном поле научного познания как совокупность гипотез, версий, приближений к истине и даже заблуждений, которые предохраняют от того. Чтобы повторять их еще раз.
В узком смысле субъектом познания является конкретный человек, исследователь или группа людей, осуществляющая совместную познавательную деятельность.
Таким образом, познавательный процесс есть продукт взаимодействия субъекта и объекта. Такое понимание познавательного процесса приводит к важному философскому выводу.
Само научное познание и его результат имеют объективные и субъективные характеристики, производные соответственно от объекта и субъекта познания.
Следствие философского вывода: по значимости субъективных и объективных компонент познания можно более четко разграничить основные его виды:
а) научное познание стремится максимально элиминировать (устранить) субъективный компонент знания; научный результат тем чище, тем ближе к объективной истине, чем больше из нее устранены мотивы и цели познания, особенности социального заказа, различные условия и обстоятельства. Например, применительно к знаменитой теореме не имеет никакого отношения, кем был сам Пифагор, к какому сословию он принадлежал, какие философские и социальные идеи провозглашал. Теорема лишь в объективной форме фиксирует соотношение суммы квадратов катетов и квадрата гипотенузы. Все остальное в науке, как говорится, от лукавого.
б) философское познание не может элиминировать субъекта, поскольку оно является мировоззрением человека, субъекта и трактуется как знание человека о мире. Но это знание субъективным не назовешь. Субъективное — есть синоним индивидуально-личностного, иногда предвзятого, а поэтому однобокого и иллюзорного. Философское знание — субъектное по своей природе. Субъект здесь рассматривается не как индивидуальный человек со всеми особенностями его характера, привычек, индивидуальной психики. Он — субъект познания, элемент познавательной ситуации, противоположный объекту. Квалифицируя человека как субъекта познания, философия абстрагируется от индивидуально-личностных особенностей разных людей и рассматривает их лишь как способных отражать свойства субъекта;
в) индивидуальное познание, согласно трактовке особенностей познавательного процесса, как раз и является субъективным, основанным на представлении предметов объективного мира, личных познавательных способностях конкретного человека.
Подобный вывод о субъективных и объективных характеристиках познавательного процесса имеет значение, когда объект познания представляет бой природный феномен. Несколько по-иному представляется там, где объектом познания является человеческое общество или сам человек.
Философский вывод: особенностью взаимодействия субъекта и объекта в социальной сфере является то, что субъект и объект совпадают; для субъекта та объектом познания является он сам; либо человек сам себя познает, либо общество стремится самопознанию.
Следствия философского вывода:
2 социальное познание имеет специфические черты, связанные с полным или частичным отождествлением субъекта и объекта познания;
3 особенность такой познавательной процедуры заключается в том, что существенным фактором познания являются субъектные и субъективные характеристики;
4 субъектные параметры — суть характеристики объекта (общества или человека) в их общезначимом выражении;
5 субъективные параметры связаны с ролью субъективного фактора: воли, социальной и индивидуальной психики, социальных и индивидуальных феноменов веры, убеждений, стереотипов мышления и поведения, индивидуально-личностные характеристик такого объекта, каким является общество, социальная группа, индивид;
6 социальные законы, в отличие от природных, большей степени имеют статистический, вероятностный характер.