Основные философско-правовые концепции Запада в России.
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: СТАНОВЛЕНИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ОСОБЕННОСТИ
Пытаясь определить национальные особенности русской фило- софии права, мы неизбежно приходим к выводу, что становление ее теоретического уровня во многом определялось отношением к запад- ной классической философско-правовой традиции, в особенности к поднятым в ней проблемам свободы и ответственности личности, от- ношения права и нравственности, нравственно-правового идеала [1]. Такая ситуация объясняется тем, что любая культура немыслима как без своеобразного и неповторимого пути развития данного народа, так и без заимствования из других культур. Этот процесс не прекра- щается, какого бы высокого уровня не достигла национальная куль- тура, так как, впитывая достижения других народов, она в то же вре- мя развивает и свои самобытные начала. Как отмечал Н.А. Бердяев, есть только один исторический путь к достижению высшей человеч- ности - путь национального роста и развития, национального творче- ства: «Все великие национальные культуры – всечеловечны по свое- му значению» [4, с. 96]. По этому же поводу М.М. Бахтин писал, что чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже. Один смысл раскрывает свои глубины, встретив- шись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и од- носторонность этих смыслов, этих культур [2, с. 334-335]. Важно от- метить, что восприятие идей западной философии и культуры начи- ная с XVIII в. носило национально-своеобразный специфический ха- рактер, вытекающий из особенностей культурно-исторического раз- вития России XVIII в. и последующих веков. Действительно, можно с уверенностью говорить о том, что об- ращение отечественных мыслителей к западноевропейским фило- софско-правовым теориям не было простым заимствованием, ли- шавшим оригинальности и самостоятельного значения русскую фи- лософию права. Несмотря на то, что для отечественной философии права XVIII в. носил во многом характер ученичества, русские мысли- тели быстро преодолели этот отрыв и сумели построить свои ориги- нальные концепции. Как отмечал Н.М. Коркунов, «наше отношение к западной науке можно сравнить с отношением глоссаторов к римской юриспруденции. И нам приходилось начинать с усвоения пло- дов чужой работы, и нам прежде всего надо было подняться до уровня иноземной науки... Тем не менее, в каких-нибудь полтораста лет мы почти успели наверстать отделявшую нас от западных юри- стов разницу в шесть с лишком столетий» [10, с. 233]. В процессе взаимодействия отечественной и западноевропей- ской философии особое значение имели философские контакты с Германией конца XVIII – начала XIX в., наука которой во всех ее об- ластях считалась в России наиболее полным выражением сущности за- падноевропейской культуры. Немецкие классические системы по- служили для русских мыслителей не только своеобразной философ- ской пропедевтикой, но и отправным пунктом в разработке широко- го спектра научно-философских тенденций, которые впоследствии трансформировались в самостоятельные отечественные школы. Та- кой диалог оказал влияние на развитие практически всех направле- ний русской философии (историософии, философии культуры, фи- лософии религии и т.д.). Серьезное воздействие было оказано и на русскую философию права. Можно сказать, что отечественная фи- лософско-правовая мысль, самостоятельно искавшая решение про- блем свободы и ответственности личности, отношения права и нравственности, нравственно-правового идеала, построения более совершенного общества и государства, духовного освобождения личности, во многом восприняла идеи немецкой философии как своеобразную опору, некую точку отсчета в становлении новой си- стемы ценностей. Установление тесных контактов именно с Германией не было случайным. Можно привести несколько аргументов, позволяющих объяснить феномен взаимодействия между немецкой и русской фи- лософией вообще и философией права в частности. Причем причи- ны такого взаимодействия носят как внешний – событийный, так и внутренний – сущностный характер. Во-первых, именно в немецкой классической философии теоре- тические проблемы в сфере исследований всеобщих основ прав были подняты на качественно новый, более высокий уровень, приобрели иное звучание. Кроме того, анализ путей решения этих проблем по- лучил действительно глубокую методологическую проработку. Во-вторых, для русской философии права, в которой всегда преобладало стремление к цельности знания, к сочетанию чувствен- ного, социально-правового и религиозно-нравственного опыта, осо- бенно были близки и понятны этически и религиозно окрашенные философско-правовые изыскания именно немецких мыслителей. Те выводы, к которым приходили И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг и Г.В.Ф. Гегель, отвечали высокому гуманистическому потенциалу русской философии права, в центре воззрений которой стоит человек, проблемы бытия и вопросы смысла и цели исторического пути. В этом смысле немецкая классическая философия права во многом расходилась с новоевропейскими трактовками природы права, основания которого виделись лишь в «естественном законе», по способу своего бытия принципиально не отличающегося от зако- нов природы, могущего быть постигнутым и выраженным с помо- щью традиционных средств теоретического познания. Немецкие же мыслители четко различали сферу законов природы и сферу законов свободы, относя последние к сфере явлений, имеющих духовную природу. По этому поводу видный русский мыслитель, один из ос- новных представителей философии русского зарубежья И.А. Ильин отмечал, что в свое время идеи французских энциклопедистов за- крепили безбожие и материализм. Французская революция практи- чески реализовала эти идеи, а Наполеон разнес их по всей Европе. Что касается немецкой классической философии, то она, по мнению И.А. Ильина, пытается противостоять этим идеям и найти «фило- софский путь к Богу», что так отвечает интенциям русской фило- софской мысли. В-третьих, отечественная философия всегда была нацелена на решение кардинальных проблем национального развития, и в первую очередь – проблемы самобытности. Подобная проблематика интересовала и немецкую философию, яркие представители которой несколько раньше в своих учениях сумели свести все многообразие идей, теорий, концепций в одну ведущую доктрину – немецкую национальную идею. В-четвертых, как отмечают некоторые мыслители, русские и немцы являются «метафизическими народами», то есть играющими особую роль в мировой истории, что нашло свое отражение в рус- ских и немецких историософских концепциях. Ни во французской, ни в итальянской, ни в английской философии не возникает вопроса об особой роли соответствующего народа в историческом процессе. Между тем стремление осмыслить особую роль Германии можно обнаружить прежде всего в системах Фихте и Гегеля; особую роль России – в учениях ранних славянофилов, Данилевского и Достоев- ского. В этих тенденциях проявилась общая направленность немец- кой и русской культуры – стремление осмыслить мировые вопросы, соотнести собственное национальное развитие с ходом мировой ис- тории, с ее крупнейшими событиями, такими как Просвещение, Французская революция XVIII в. и др. [13, с. 419]. В-пятых, и в Германии, и в России в силу различных причин с большим историческим опозданием происходило усвоение резуль- татов и самого духа обновления, который охватил Европу после эпохи Возрождения. Промышленное развитие, централизация стра- ны, утвердившись в Германии и России значительно позже, чем в большинстве стран Западной Европы, встречали сопротивление консервативных сил [13, с. 419]. Активное взаимодействие русской и западноевропейской (прежде всего немецкой) философско-правовой мысли делает актуальным во- прос: в какой мере отечественная философия права была результа- том усвоения интеллектуального опыта Запада, а в какой развивалась на своей собственной национально-культурной основе. Уже при пер- вом приближении к этой исследовательской проблеме мы сталкива- емся с целым рядом различных вопросов: когда возникла, как разви- валась, кем была представлена русская философия права. Одним из подобных вопросов является и вопрос о соотношение двух понятий: «философия права в России» и «русская философия права». По нашему мнению, к понятию «философия права в России» относится весь объем проблем этой науки, решаемый в российском интеллектуальном поле. Поэтому здесь возможно изучение не толь- ко русской философии права, но и компаративистские исследования ее диалога с иными зарубежными течениями в области философии права. Сюда же относится изучение влияния философии права от- дельных зарубежных школ, течений, взглядов ученых на проблемы философии права в России, а также институирование этой юридиче- ской и одновременно философской дисциплины в качестве учебной (история преподавания в учебных заведениях России, создание учебников по этому курсу и пр.). «Русская философия права» имеет меньший содержательный объем чем «философия права в России». Это понятие подразумевает лишь труды русских (отечественных) юристов, разрабатывавших проблемы философии права. Для русской философии права акту- альным является прежде всего проблемное изучение ее истории, то есть в круг исследовательских задач включаются проблемы, интере- сующие русскую философию права, а также ее категориальное поле. Именно здесь выявляются национальные особенности русской фи- лософии права [6, с. 15-17]. В развитии философии права в России условно можно выделить три основных этапа: Средневековье (XI–XVII вв.), эпоха Просвеще- ния (XVIII столетие) и период ХIХ – начала XX в. [15; 5, с. 2]. В Средневековье философия права определялась православным миро- воззрением и принимала форму поучений, посланий и молений кня- зей, церковных деятелей и образованных людей своего времени. Так, первые оформленные философско-правовые идеи можно обнаружить в таких памятниках, как «Слово о законе и благодати» Илариона (сер. XI в.), «Повесть временных лет» (XII в.) в составе Лаврентьевской и Ипатьевской летописей, «Поучения» князя Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Моление Даниила Заточника» (XII–XIII вв.). В них затрагивались вопросы происхождения русского государства, законности власти, возможных форм государственного правления и отношения к подвластным. Главный древнерусский ис- точник светского права – «Русская правда» (XI–XIII вв.). Уже в этихлетописных памятниках поднимаются темы нравственно-религиоз- ного понимания сущности княжеской власти, соотношения «закона и благодати», вольности и долга, справедливости и правды. Примеча- тельно, что этическое измерение права сохранилось как доминирую- щая черта философии права в России на века вперед.