Определите ошибки аргументации.
12.4.1. Малютку сына - баю-бай!
Прижми покрепче к сердцу
И никогда не забывай
Задать ребенку перцу!
Баюкай сына своего
Хорошею дубиной -
Увидишь, будет у него
Характер голубиный!
А исполняя второй куплет этой странной колыбельной. Герцогиня так свирепо подбрасывала младенца и несчастный малыш так отчаянно вопил, что Алиса разобрала только половину слов:
Уж я-то деточку свою
Лелею, словно розу!
И я его - баю-баю,
Как Сидорову козу!
12.5.2. - В этой стороне - Кот помахал в воздухе правой лапой, - живет некто Шляпа. Форменная Шляпа! А в этой стороне, - и он помахал в воздухе левой лапой, - живет Очумелый Заяц. Очумел в марте. Навести кого хочешь. Оба ненормальные.
- Зачем это я пойду к ненормальным? - пролепетала Алиса.- Я ж... Я лучше к ним не пойду...
- Видишь ли, этого все равно не избежать, - сказал Кот, - ведь мы тут все ненормальные. Я ненормальный. Ты ненормальная.
- А почему вы знаете, что я ненормальная? - спросила Алиса.
- Потому что ты тут, - просто сказал Кот. - Иначе бы ты сюда не попала.
12.5.3. Алиса подождала немного, втайне надеясь, что он снова появится, но кота все не было, и она пошла в ту сторону, где, по его словам, жил Очумелый Заяц.
"Шляпы я и раньше видела, - думала она, - а Заяц, конечно, намного интереснее! А потом, ведь сейчас май месяц, а не март, - может, он уже поправился, стал нормальный..."
12.5.4. «- Уж у нас школа была - первый сорт! - продолжал Деликатес.- Ты, может, и этому не поверишь, но даю честное слово: у нас занятия были каждый день!
- Я, если хотите знать, тоже ходила в школу каждый день,- сказала Алиса.- Что тут особенного! Нечего так уж хвалиться! Деликатес встревожился.
- Каждый день? - повторял он в раздумье.- Да-а, интересно, на каком же уровне твоя шкода?
- Простите, я не понимаю, - сказала Алиса, - что значит на каком уровне?
- На каком уровне она стоит! - пояснил Деликатес. - Ну от поверхности моря, поняла?
- Там моря нет, - сообщила Алиса. - Она стоит в городе. Но я думаю, все-таки выше моря, конечно, над водой!
- Выше! Над водой? - переспросил Деликатес.- Ты серьезно?
Алиса молча кивнула.
- Ну, тогда это не серьезно! - с облегчением сказал Деликатес. - Какое же тогда может быть сравнение с нашей школой! Это... это верхоглядство, а не образование, вот что это такое.
Грифон фыркнул.
- Да уж, воображаю, какие вы там получаете поверхностные знания! - сказал он.- У нас мальков - и тех учат гораздо глубже! А уж кто хочет по-настоящему углубиться в науку, тот должен добраться до самого дна!»
12.5.5. - "Завтра, завтра, не сегодня!" -
Говорил Вареный Рак -
Что бы там ни говорили,
Поступайте только так!
Утверждаю это смело:
Если хочешь долго жить,
Должен ты любое дело
Первым дедом отложить!
Черепах (да и Улиток)
Я прошу иметь в виду -
Тот из нас, кто слишком прыток,
Первым попадет в беду!
Где дурак устроит гонку,
Там разумный наш собрат
Или отойдет в сторонку,
Или пятится назад!
Вот и я - засуетился
И попал в рыбачью сеть...
Суетился, кипятился -
И приходится краснеть, Потому что в этой спешке
Я сварился кое-как...
Поделом терплю насмешки! -
Говорил Вареный Рак.
"Завтра, завтра, не сегодня!"
Хорошо сказал поэт!
Лишь бы вы не забывали
Этот правильный совет!
12.5.6. - Ваше величество! - крикнул Белый Кролик, поспешно вскочив с места.- Обнаружены новые доказательства! Только что найдена вот эта бумага.
- И что в ней есть? - спросила Королева.
- Я ее еще не разворачивал,- сказал Белый Кролик,- но есть... есть предположение, что это письмо от обвиняемого к... к... к кому-то!
- Раз письмо - значит, к кому-то,- сказал Король,- писать никому пока не в обычае!
- А кому оно адресовано? - заинтересовался кто-то из присяжных.
- Никому,- сказал Кролик.- Я хочу сказать, снаружи ничего не написано,- торопливо поправился он, развернул бумажку и добавил:
- Ну конечно! Это даже и не письмо - это просто стишки!
- А почерк подсудимого? - спросил другой присяжный.
- В том-то и дело, что нет,- сказал Белый Кролик,- и это особенно подозрительно!
Присяжные растерянно захлопали глазами.
- Выходит, он подделал чей-то почерк? - сказал Король.
Присяжные успокоились и просветлели.
- Ваше величество! - неожиданно заговорил Валет.- Я этого не писал, и никто не докажет, что я это писал: там нет никакой подписи.
- Тем хуже для вас, если подписи нет,- сказал Король.- Не будь у вас на уме злодейства, вы бы подписались, как честный человек!
12.5.7. Нора сперва шла ровно, как тоннель, а потом сразу обрывалась так круто и неожиданно, что Алиса ахнуть не успела, как полетела-полетела вниз, в какой-то очень, очень глубокий колодец.
То ли колодец был действительно уж очень глубокий, то ли летела Алиса уж очень не спеша, но только вскоре выяснилось, что теперь у нее времени вволю и для того, чтобы осмотреться кругом, и для того, чтобы подумать, что ее ждет впереди.
Первым делом она, понятно, поглядела вниз и попыталась разобрать, куда она летит, но там было слишком темно…
- Да, - сказала себе Алиса, - вот это полетела так полетела! Уж теперь я не заплачу, если полечу с лестницы! Дома скажут: вот молодчина! Может, даже с крыши слечу и не пикну!
(Боюсь, что тут она была даже чересчур права!)
И она все летела: вниз, и вниз, и вниз! Неужели это никогда не кончится?
- Интересно, сколько я пролетела? - громко сказала Алиса.- Наверное, я уже где-нибудь около центра Земли! Ну да: как раз тысяч шесть километров или что-то в этом роде...
Немного отдохнув, она снова начала:
- А вдруг я буду так лететь, лететь и пролечу всю Землю насквозь?
Вот было бы здорово! Вылезу - и вдруг окажусь среди этих... которые ходят на головах, вверх ногами! Как они называются? Анти... Антипятки, что ли?
Мы-то с вами, конечно, прекрасно знаем, что тех, кто живет на другой стороне земного шара, называют (во всяком случае, в старину называли) антиподами» (Льюис Кэрролл).
9. Вопросы для подготовки к экзамену
Программа экзамена по логике и теории аргументации включает 70 заданий, половина (35 из них) – вопросы теории, остальные – логические задачи. Формулировка заданий в упражнениях на экзамене аналогична заданиям, приведенным в настоящем учебно-методическом комплексе. Конкретные задания, входящие в практическую часть экзамена, студентам до экзамена не сообщаются. Примерное количество билетов – 35.
Примерный перечень теоретических экзаменационных вопросов:
1. Общая характеристика умозаключения как формы мышления и его виды.
2. Противопоставление простых категорических суждений субъекту.
3. Противопоставление простых категорических суждений предикату.
4. Обращение простых категорических суждений.
5. Отрицание и превращение простых категорических суждений.
6. Модальность суждений. Логический шестиугольник.
7. Понятие, классификация и структура сложных суждений в классической логике.
8. Отношения между простыми категорическими суждениями. Логический квадрат.
9. Простое категорическое суждение, его виды.
10. Правила распределённости терминов простого категорического суждения.
11. Общая характеристика суждения как формы мышления, его структура и виды.
12. Определение понятий, его виды, правила и ошибки.
13. Деление понятий, его виды, правила и ошибки.
14. Обобщение и ограничение понятий. Операции с классами.
15. Отношения между понятиями.
16. Виды понятий.
17. Общая характеристика и структура понятия как формы мышления.
18. Общие законы логики и методы рационального мышления.
19. Генезис и развитие логики в России (XVII–XIX вв.).
20. Развитие европейской логики в Новое время.
21. Логика средних веков.
22. Становление логики как науки. Логика античности.
23. Мышление и его формы.
24. Логика как наука, ее предмет и структура.
25. Основные виды логики.
26. Становление и развитие математической логики.
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Литература
Основная:
1. Маслов Н. А. Логика. 2-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 413 с.
2. Рузавин Г. И. Основы логики и аргументации: уч. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям. М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2007. 320 с.
3. Хоменко И. В. Логика. Теория и практика аргументации. М.: Юрайт, 2010. 320 с.
Дополнительная:
4. Анисов А. М. Современная логика. М.: ИФ РАН, 2002. 273 с.
5. Бочаров В. А. Аристотель и традиционная логика: Анализ силлогистических теорий. М.: Изд-во МГУ, 1984. 136 с.
6. Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики («Классический университетский учебник»). М.: Инфра-М, Форум, 2009. 336 с.
7. Важнейшие концепции теории аргументации: Сборник исследований представителей амстердамской школы / Научн. ред. А. И. Мигунов. СПб.: СПбГУ, 2006. 296 с.
8. Гетманова А. Д. Учебник логики со сборником задач. 7-е изд. М.: КноРус, 2010. 368 с.
9. Гладкий А. В. Введение в современную логику. 2-е изд., испр. М.: Либроком, 2009. 240 с.
10. Зайцев Д. В. Теория и практика аргументации. М.: Форум, Инфра-М., 2007. 224 с.
11. Ивин А. А. Логика и теория аргументации. М.: Гардарики, 2007. 224 с.
12. Ивлев Ю. В. Теория и практика аргументации. М.: Проспект, 2009. 288 с.
13. Каверин Б.И., Демидов И. В. Логика и теория аргументации. М.: Юнити-Дана, 2005. 286 с.
14. Кобзарь В. И. Логика. СПб.: Питер, 2001. 140 с.
15. Конверский А. Е. Логика традиционная и современная. М.: Идея-пресс, 2010. 380 с.
16. Кузина Е. Б. Лекции по теории аргументации. М.: МГУ, 2007. 136 с.
17. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. Екатеринбург: Деловая книга, 1997. 432 с.
18. Никифоров А. Л. Логика и теория аргументации: вводный курс. М.: Изд-во УРАО, 2003. 144 с.
19. Огородников В. П. Логика: Краткий курс. СПб.: Питер, 2004. 176 с.
20. Поварнин С. И. Искусство спора: о теории и практике спора. М.–СПб.: Терра, Книжный клуб, 2009. 187 с.
21. Родос В. Б. Правила дискуссии и уловки спора. М.: Идея-пресс, 2008. 232 с.
22. Романов В. Ф. Математическая логика и теория алгоритмов: Задачник. Владимир: Вл.ГУ, 2003. 24 с.
23. Скачков А. С. Логика и теория аргументации: Методические указания, курс лекций, домашние задания. Омск: ОмГТУ, 2005. 184 с.
24. Стяжкин Н. И. Формирование математической логики. М.: Наука, 1967. 508 с.
25. Шипунова О. Д. Логика и теория аргументации. М.: Гардарики, 2005. 270 с.
26. Яскевич Я., Берков В. История логики. Мн.: Новое знание, 2001. 170 с.
10.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
Учебно-методические материалы на электронных носителях
Электронный учебный курс: Гусев Д. А. Логика
http://www.e-college.ru/xbooks/xbook005/book/index/index.html
Аудиокнига: Поварнин С. И. Искусство спора
Раздаточный материал (тесты, задания)
Компьютерные классы (для проведения машинной промежуточной аттестации)
1. Аристотель. Категории // http://krotov.info/lib_sec/01_a/ari/stotel_01.htm
2. Библиотека математической логики // http://eqworld.ipmnet.ru/ru/library/mathematics/logic.htm
3. Википедия. Свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki
4. Васильев Н. А. Воображаемая логика // http://www.philosophy.ru/library/logic/vas/imlg.html
5. Лупандин И. Формальная и диалектическая логика // http://krotov.info/lib_sec/12_l/lup/andin_27.html
6. Маковельский А. О. История логики // http://krotov.info/lib_sec/shso/37_makov1.html
7. Никифоров А. Л. Логика // http://www.krotov.info/lib_sec/shso/37_nikiforov.html
8. Новая философская энциклопедия / Институт Философии РАН http://iph.ras.ru/enc.htm
9. Философская энциклопедия / Словари и энциклопедии на «Академике» http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_philosophy/
10. Электронная библиотека http://ru.bib.tiera.ru/
11. Argumentation: Электронный журнал. http://argumentation.ru/index.html
10.3. Методическое обеспечение дисциплины
1. Берков В. Ф. Логика: Задачи и упражнения. Практикум. 3-е изд. Мн.: ТетраСистемс, 2002. 224 с.
2. Гусева Е. А., Леонов В. Е., Смирнова А. П. Логика и теория аргументации: Практикум. СПб.: СПбГИЭУ, 2006. 37 с.
3. Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И. Упражнения по логике. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2007. 184 с.
4. Кобзарь В. И. Логика в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2009. 160 с.
5. Кусаинов А. А. Логика. Методические рекомендации. Волгоград: ВолГУ, 2003. 36 с.
6. Мейдер В. А. Практикум по логике: (Задачи и упражнения). Волгоград: ВолГУ, 1999. 32 с.
7. Логика. Планы семинарских (задания для практических) занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения специальности 021100 – Юриспруденция / Сост. д. филос. н., проф. Титов В. А. М.: РГТЭУ, 2004. 24 с.
8. Логика: Сборник задач / Сост. Гомбоева Л. В., Кузьмин А. В. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский ГТУ, 2004. 154 с.
9. Логика. Темы контрольных работ (задания) и методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения специальности 021100 – юриспруденция / Сост. д. филос. н., проф. Титов В. А. М.: РГТЭУ, 2004. 30 с.
[1] Задания взяты из источников 12, 24.