Тема 4.2 Основные проблемы гносеологии.
Гносеология в системе философского знания. Познание как объект философии. Основные подходы к рассмотрению и оценке возможностей познания. Сущность агностицизма, многообразие его проявлений. Скептицизм. Гносеологический оптимизм. Сенсуализм и рационализм. Иррационализм. Интуитивизм.
Субъект и объект познания. Уровни познания. Чувственное, логическое, интуитивное познание. Истина как цель познания. Критерии истины.
Тема 5.1 Природа и сущность человека.
Человек как предмет философской антропологии. Основные подходы во взглядах на происхождение человека. Философско-натуралистические идеи. Теологические концепции. Теория эволюции Ч.Дарвина. Человек как биосоциальное существо. Труд, общение, речь – основные факторы антропосоциогенеза, развития психики, сознания человека.
"Человек", "индивид", "личность" – категории, характеризующие различные уровни и стороны понимания человека.
Специфическая человеческая форма активности. Человек как субъект целеполагания и деятельности в системе общественных отношений. Проблемы типологии деятельности. Смысл жизни человека. Индивидуально-личностные детерминанты: потребности, интересы, установки, ценностные ориентации.
Тема 5.2. Общество. Культура. Цивилизация.
Объект и предмет социальной философии, специфика предметов общественных и гуманитарных наук.
Типология общества; возможные основания классификации, виды и типы общества. Структура общества, его элементы и компоненты. Типология общественных отношений.
Основные сферы общественной жизни, их сущность, содержание, отличительные черты и функции: экономическая, политическая, социальная, духовная. Основные критерии разделения населения на социальные группы.
Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и природа. Сущность культурной деятельности. Многообразие форм, видов, типов культуры
Идея общественного прогресса в истории философской мысли. Взгляды на источники, механизмы и цели общественного развития. Формационный и цивилизационный подходы, концепция технологического детерминизма.
Единство и противоречивость общества и природы. Эволюция взглядов на отношение общества и природы. Необходимость гармонии общества и природы.
Планы семинарских занятий
Раздел I. Предмет философии и ее роль в жизни общества.
Семинар 1. Объект и предмет философии, ее место в системе человеческих знаний.
Вопросы для обсуждения:
1. Исторические формы мировоззрения.
2. Основные проблемы философии. Подходы к определению основного вопроса.
3. Объект и предмет философии.
4. Структура философского знания
5. Основные функции философии.
Семинар 2. Философский космоцентризм. Философия Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции и Рима.
Вопросы для обсуждения:
1. Причины возникновения философского знания в Древнем мире.
2. Особенности философии Древней Индии.
3. Основные проблемы древнекитайской философии.
4. Этапы развития античной философии и основные философские школы.
5. Классический период античной философии: Сократ, Платон, Аристотель.
6. Философия эллинизма.
Семинар 3. Трансформация теоцентризма в антропоцентризм.
Вопросы для обсуждения:
1. Основания средневековой философии.
2. Периодизация средневековой философии в Европе.
3. Основные проблемы средневековой философии в Европе.
4. Изменение мировоззрения в эпоху Возрождения.
5. Отличия философии Нового времени от прежних этапов развития философской мысли.
6. Эволюция и взаимоотношение эмпиризма и рационализма в XVII веке.
7. Социально-философские взгляды мыслителей Нового времени.
8. Философия просвещения; от деизма к материализму.
Семинар 4. Рационализм и иррационализм в философии XIX - ХХ веков.
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности и значение немецкой классической философии.
2. Специфика философских систем И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха.
3. Сущность и истоки волюнтаризма Ф. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
4. Философия марксизма.
5. Социально-исторические условия становления западной философии XX в.
6. Рационалистические школы в западной философии ХХ века.
7. Формы философского иррационализма XIX-XX вв. (экзистенциализм, феноменология, герменевтика, неотомизм).