Глава 7. Вещественность души. Свтт. Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник.
Мысли Иоанна Дамаскина возбудили творческий дух русских людей. Святитель Игнатий
Брянчанинов (1807-1867) строит свое учение о душе, отталкиваясь от ее определения,
данного Дамаскиным:
"В основание изложения нашего о душе человека мы полагаем то определение,
которое делает ей вышеприведенный учитель Церкви. "Душа, - говорит он, - есть существо
живое, простое, бестелесное, телесными очами по своей природе невидимое, бессмертное,
разумом и умом одаренное, безвидное, действующее посредством органического тела и
сообщающее ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения, имеющее ум, не как что-
либо отличное от нее, но как чистейшую часть самой себя. Душа есть существо свободное,
одаренное способностью хотеть и действовать, изменяемое, и именно изменяемое в воле,
как существо сотворенное"".*
Тут же святитель вынужден объясняться относительно того самого понимания
духовной природы, которая относительно вещественна. Поэтому он не может принять
определение святого грека, и начинает собственное исследование, которое приведет его к
спору с Феофаном Затворником. Сутью этого исследования является собственное
созерцание мыслителя, его попытка рассмотреть действительность, сопоставляя сказанное
с тем, что он видит в себе.
"Очевидно, что святой Иоанн Дамаскин дал такое определение душе относительно:
относительно нашему состоянию и степени способности к познанию.
Далее он объясняет это. "Бестелесное, - говорит он, - одно таково в самом естестве, а
другое в сравнении с грубым веществом. По естеству бестелесен только Бог; ангелы же,
демоны и души - бестелесны по благодати, и в сравнении с грубым веществом"".**
В той же работе Игнатий Брянчанинов предлагает способ, каким можно понять
взаимоотношения души и духа. Он использует библейский образ и уподобляет отношения
духа и души отношениям души и тела, показывая, что и тело и душа могут рассматриваться
как своеобразные сосуды, вмещающие более тонкое содержание.
"Что такое - человек?
На этот вопрос отвечает человекам апостол: Ибо вы храм Бога Живого, как сказал Бог:
вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. Священное
Писание называет всякого вообще человека домом, обителью, сосудом.
Тот человек, который не захочет быть домом Божиим, сосудом Божественной
благодати, соделывается домом и сосудом греха и сатаны".***
Что важно, что это относится и к душе и к телу:
"Не только души, но и телеса ваши храм живущего в вас Святого Духа суть". ****
Из этого положения рождается не только психология, но и пневматология, то есть наука
о духе.
"Тело первого человека было в совершенном согласии с душою, а душа находилась в
совершенном согласии с духом, то есть, то есть с силою словества - этим высшим
достоинством души человеческой…
Дух пребывал постоянное горл, при Боге; увлекал туда с собою душу; она влекла туда с
собою тело".*****
В этом крошечном отрезке скрыта не просто мысль, но и глубокое наблюдение за
жизнью собственного духа. Дух оказывается чем-то, вроде легкого газа, наполняющего шар
душевного тела. И все, что он делает, стремится к себе домой, туда, куда принадлежит. В
силу этого, главным качеством духа оказывается способность держать направление и
задавать его душе…
Такое понимание духа, делающего его содержание и естеством души, позволяет и
разграничить слившиеся в едином слове разные понятия о духе: дух, как некое тончайшее
вещество, да простится в данном случае такое слово и дух, как невещественное существо,
тело которое состоит из духа в первом значении.
"Преподобный Кассиан Римлянин, беседовавший с величайшими угодниками Божиими
древнего христианского Египта, учениками великих Антония, Макария, Пахомия, передает
учение их о сем предмете таким образом:
"Хотя мы называем некоторые существа духовными, каковы ангелы, архангелы и
прочие силы, также самая душа наша, или, конечно, этот тонкий воздух (сам Игнатий
современно называл его эфиром - АШ); однако никак не должно признавать их
бестелесными. Ибо они имеют свойственное себе тело, в котором содержатся (пребывают),
хотя много тончайшее, нежели мы".
Они суть тела, по изречению апостола, который говорит так: Есть тела небесные и тела
земные; и опять: Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Из сих (слов апостола)
вытекает ясное заключение, что ничего нет бестелесного, кроме единого Бога, и что,
следовательно, только Он может проникать во всех духовные и разумные существа".******
И вот вывод:
"Называя и признавая душу, вместе с святыми отцами, духом по отношению к грубому
веществу видимого мира, мы, вместе с отцами, признаем ее, по отношению к Богу и точной
истине, телом, которое плоти и кости не имеет, но имеет свое вещество, по отношению к
нам тонкое, невидимое, подобно воздуху…".*******
Почти одновременно с Игнатием Брянчаниновым о природе души и духа пишет святой
Феофан Затворник, в миру Георгий Васильевич Говоров (1825-1894). Чрезвычайно
образованный человек, профессор Петербургской духовной Академии, много
путешествовавший, собиравший древние рукописи и издававший их в сборниках
"Добротолюбия", Феофан в 1868 году написал главную работу своей жизни - "Путь ко
спасению. Краткий очерк аскетики".
Это потрясающее сочинение, учебник православного искусства работы над собой и
одновременно учебник самопознания. В 1872 году Феофан затвотряется в своей келье и
перестает общаться с внешними людьми. Правда, при этом он получает в день от 20 до 40
писем и на все отвечает…
Суть этой переписки, как считают исследователи, сводилась к разъяснению его
учебника аскетики. Поэтому в письмах он говорит о том же самом, но, как считается, проще
и понятней. Я воспользуюсь его письмом, изданным под названием "Дух и душа человека".
Душу он здесь определяет как духовное существо, особую, разумную личность.
"Душа составляет низшую сторону внутренней жизни, а высшую составляет дух, иже от
Бога, богоподобная, равноангельская сила, которая и составляет характеристическую черту
человека…
Когда Бог творил человека, то образовал прежде всего тело из персти (из земли или
пыли - АШ). Это тело что было? Глиняная тетерька или живое тело? Оно было живое тело -
было животное в образе человека с душою животною. Потом Бог вдунул в него дух Свой - и
из животного стал человек - ангел в образе человека.
Как тогда было, так и теперь происходят люди. Души рождаются от родителей, или
влагаются путем естественного рождения, а дух вдыхается Богом, Который везде
есть".********
Это, казалось бы, отчетливое противопоставление души и духа самого Феофана не
устраивает, и он поясняет, что душа и дух имеют единую природу:
"Обычно мы говорим: душа-душа. А по существу дела следовало бы говорить душа-дух,
или дух-душа. Принимая слово душа - яко дух-душа, я никак не скажу, что она одного
происхождения с душою животных, ибо дух от Бога".*********
Однако у этого единства природы души и духа есть свое устройство, в сущности, точно
такое, как описывал Игнатий Брянчанинов: душа содержит в себе дух как некое тончайшее
"вещество" или стихию.
"Если Вы не забыли, когда-то я заводил с Вами речь о некоей тонкой-претонкой стихии,
которая тоньше света. Зовут ее эфир. И пусть: не в имени дело, а в признании, что она есть.
Я признаю, что такая тончайшая стихия есть, все проникает и всюду проходит, служа
последнею гранью вещественного бытия. Полагаю при сем, что в этой стихии витают все
блаженные духи - ангелы и святые Божии, - сами будучи облечены в некую одежду из этой
же стихии.
Из этой же стихии и оболочка души нашей (доразумевайте при сем слове и дух,
который есть душа души нашей человеческой). Сама душа-дух невещественна, но оболочка
ее из этой тонкой невещественной (думаю, здесь опечатка - вещественной - АШ) стихии.
Тело наше грубо, а та оболочка души - тончайшая есть и служит посредницею между душою и телом. Чрез нее душа действует на тело и тело на душу.
Но об этом я мимоходом говорю. Удержите только в мысли, что душа имеет тончайшую оболочку и что эта оболочка такая же и у нашей души, какая у всех духов. Из этого Вам нетрудно уже вывести заключение, что та всемирная тончайшая стихия, из которой эти оболочки и в которой витают все духи, есть посредница и для взаимного общения наших душ и духов тех".**********
Затем Феофан заспорил с Игнатием Брянчаниновым, чуть не обвинив того в ереси. Суть же спора сводилась к тому: считать ли тонковещественной всю душу, сравнивая ее с духовностью Бога, или же считать вещественной только ее оболочку, а содержание духовным, ибо это дух Божий…
Не хочу писать об этом споре снова, поскольку довольно подробно разбирал его раньше. Главное сделано: наше понятие о духе обрело некоторую определенность, и теперь можно перейти от религиозного понятия о духе, к понятию народному, лежащему в самом основании всего огромного здания, каким оказывается на поверку такое вроде бы простое понятие.
________________________
* Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке // Аскетическая проповедь. - Минск: Лучи
Софии, 2002, с. 444
** Там же, с.445
*** Там же, с. 425-6
**** Там же, с.428
***** Там же, с.443
****** Там же, с. 446
******* Там же, с. 448
********Там же, с.344
********* Феофан Затворник. Творения Феофана Затворника. Собрание писем, в 2 т. - Т. 1.
- С.: Правило веры, 2000, с.97-8.
********** Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. - Клин:
Христианская жизнь, 2004, с. 50-1.
с сайта http://acasam.ws/