Глава 7. Вещественность души. Свтт. Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник.

Мысли Иоанна Дамаскина возбудили творческий дух русских людей. Святитель Игнатий

Брянчанинов (1807-1867) строит свое учение о душе, отталкиваясь от ее определения,

данного Дамаскиным:

"В основание изложения нашего о душе человека мы полагаем то определение,

которое делает ей вышеприведенный учитель Церкви. "Душа, - говорит он, - есть существо

живое, простое, бестелесное, телесными очами по своей природе невидимое, бессмертное,

разумом и умом одаренное, безвидное, действующее посредством органического тела и

сообщающее ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения, имеющее ум, не как что-

либо отличное от нее, но как чистейшую часть самой себя. Душа есть существо свободное,

одаренное способностью хотеть и действовать, изменяемое, и именно изменяемое в воле,

как существо сотворенное"".*

Тут же святитель вынужден объясняться относительно того самого понимания

духовной природы, которая относительно вещественна. Поэтому он не может принять

определение святого грека, и начинает собственное исследование, которое приведет его к

спору с Феофаном Затворником. Сутью этого исследования является собственное

созерцание мыслителя, его попытка рассмотреть действительность, сопоставляя сказанное

с тем, что он видит в себе.

"Очевидно, что святой Иоанн Дамаскин дал такое определение душе относительно:

относительно нашему состоянию и степени способности к познанию.

Далее он объясняет это. "Бестелесное, - говорит он, - одно таково в самом естестве, а

другое в сравнении с грубым веществом. По естеству бестелесен только Бог; ангелы же,

демоны и души - бестелесны по благодати, и в сравнении с грубым веществом"".**

В той же работе Игнатий Брянчанинов предлагает способ, каким можно понять

взаимоотношения души и духа. Он использует библейский образ и уподобляет отношения

духа и души отношениям души и тела, показывая, что и тело и душа могут рассматриваться

как своеобразные сосуды, вмещающие более тонкое содержание.

"Что такое - человек?

На этот вопрос отвечает человекам апостол: Ибо вы храм Бога Живого, как сказал Бог:

вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. Священное

Писание называет всякого вообще человека домом, обителью, сосудом.

Тот человек, который не захочет быть домом Божиим, сосудом Божественной

благодати, соделывается домом и сосудом греха и сатаны".***

Что важно, что это относится и к душе и к телу:

"Не только души, но и телеса ваши храм живущего в вас Святого Духа суть". ****

Из этого положения рождается не только психология, но и пневматология, то есть наука

о духе.

"Тело первого человека было в совершенном согласии с душою, а душа находилась в

совершенном согласии с духом, то есть, то есть с силою словества - этим высшим

достоинством души человеческой…

Дух пребывал постоянное горл, при Боге; увлекал туда с собою душу; она влекла туда с

собою тело".*****

В этом крошечном отрезке скрыта не просто мысль, но и глубокое наблюдение за

жизнью собственного духа. Дух оказывается чем-то, вроде легкого газа, наполняющего шар

душевного тела. И все, что он делает, стремится к себе домой, туда, куда принадлежит. В

силу этого, главным качеством духа оказывается способность держать направление и

задавать его душе…

Такое понимание духа, делающего его содержание и естеством души, позволяет и

разграничить слившиеся в едином слове разные понятия о духе: дух, как некое тончайшее

вещество, да простится в данном случае такое слово и дух, как невещественное существо,

тело которое состоит из духа в первом значении.

"Преподобный Кассиан Римлянин, беседовавший с величайшими угодниками Божиими

древнего христианского Египта, учениками великих Антония, Макария, Пахомия, передает

учение их о сем предмете таким образом:

"Хотя мы называем некоторые существа духовными, каковы ангелы, архангелы и

прочие силы, также самая душа наша, или, конечно, этот тонкий воздух (сам Игнатий

современно называл его эфиром - АШ); однако никак не должно признавать их

бестелесными. Ибо они имеют свойственное себе тело, в котором содержатся (пребывают),

хотя много тончайшее, нежели мы".

Они суть тела, по изречению апостола, который говорит так: Есть тела небесные и тела

земные; и опять: Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Из сих (слов апостола)

вытекает ясное заключение, что ничего нет бестелесного, кроме единого Бога, и что,

следовательно, только Он может проникать во всех духовные и разумные существа".******

И вот вывод:

"Называя и признавая душу, вместе с святыми отцами, духом по отношению к грубому

веществу видимого мира, мы, вместе с отцами, признаем ее, по отношению к Богу и точной

истине, телом, которое плоти и кости не имеет, но имеет свое вещество, по отношению к

нам тонкое, невидимое, подобно воздуху…".*******

Почти одновременно с Игнатием Брянчаниновым о природе души и духа пишет святой

Феофан Затворник, в миру Георгий Васильевич Говоров (1825-1894). Чрезвычайно

образованный человек, профессор Петербургской духовной Академии, много

путешествовавший, собиравший древние рукописи и издававший их в сборниках

"Добротолюбия", Феофан в 1868 году написал главную работу своей жизни - "Путь ко

спасению. Краткий очерк аскетики".

Это потрясающее сочинение, учебник православного искусства работы над собой и

одновременно учебник самопознания. В 1872 году Феофан затвотряется в своей келье и

перестает общаться с внешними людьми. Правда, при этом он получает в день от 20 до 40

писем и на все отвечает…

Суть этой переписки, как считают исследователи, сводилась к разъяснению его

учебника аскетики. Поэтому в письмах он говорит о том же самом, но, как считается, проще

и понятней. Я воспользуюсь его письмом, изданным под названием "Дух и душа человека".

Душу он здесь определяет как духовное существо, особую, разумную личность.

"Душа составляет низшую сторону внутренней жизни, а высшую составляет дух, иже от

Бога, богоподобная, равноангельская сила, которая и составляет характеристическую черту

человека…

Когда Бог творил человека, то образовал прежде всего тело из персти (из земли или

пыли - АШ). Это тело что было? Глиняная тетерька или живое тело? Оно было живое тело -

было животное в образе человека с душою животною. Потом Бог вдунул в него дух Свой - и

из животного стал человек - ангел в образе человека.

Как тогда было, так и теперь происходят люди. Души рождаются от родителей, или

влагаются путем естественного рождения, а дух вдыхается Богом, Который везде

есть".********

Это, казалось бы, отчетливое противопоставление души и духа самого Феофана не

устраивает, и он поясняет, что душа и дух имеют единую природу:

"Обычно мы говорим: душа-душа. А по существу дела следовало бы говорить душа-дух,

или дух-душа. Принимая слово душа - яко дух-душа, я никак не скажу, что она одного

происхождения с душою животных, ибо дух от Бога".*********

Однако у этого единства природы души и духа есть свое устройство, в сущности, точно

такое, как описывал Игнатий Брянчанинов: душа содержит в себе дух как некое тончайшее

"вещество" или стихию.

"Если Вы не забыли, когда-то я заводил с Вами речь о некоей тонкой-претонкой стихии,

которая тоньше света. Зовут ее эфир. И пусть: не в имени дело, а в признании, что она есть.

Я признаю, что такая тончайшая стихия есть, все проникает и всюду проходит, служа

последнею гранью вещественного бытия. Полагаю при сем, что в этой стихии витают все

блаженные духи - ангелы и святые Божии, - сами будучи облечены в некую одежду из этой

же стихии.

Из этой же стихии и оболочка души нашей (доразумевайте при сем слове и дух,

который есть душа души нашей человеческой). Сама душа-дух невещественна, но оболочка

ее из этой тонкой невещественной (думаю, здесь опечатка - вещественной - АШ) стихии.

Тело наше грубо, а та оболочка души - тончайшая есть и служит посредницею между душою и телом. Чрез нее душа действует на тело и тело на душу.

Но об этом я мимоходом говорю. Удержите только в мысли, что душа имеет тончайшую оболочку и что эта оболочка такая же и у нашей души, какая у всех духов. Из этого Вам нетрудно уже вывести заключение, что та всемирная тончайшая стихия, из которой эти оболочки и в которой витают все духи, есть посредница и для взаимного общения наших душ и духов тех".**********

Затем Феофан заспорил с Игнатием Брянчаниновым, чуть не обвинив того в ереси. Суть же спора сводилась к тому: считать ли тонковещественной всю душу, сравнивая ее с духовностью Бога, или же считать вещественной только ее оболочку, а содержание духовным, ибо это дух Божий…

Не хочу писать об этом споре снова, поскольку довольно подробно разбирал его раньше. Главное сделано: наше понятие о духе обрело некоторую определенность, и теперь можно перейти от религиозного понятия о духе, к понятию народному, лежащему в самом основании всего огромного здания, каким оказывается на поверку такое вроде бы простое понятие.

________________________

* Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке // Аскетическая проповедь. - Минск: Лучи

Софии, 2002, с. 444

** Там же, с.445

*** Там же, с. 425-6

**** Там же, с.428

***** Там же, с.443

****** Там же, с. 446

******* Там же, с. 448

********Там же, с.344

********* Феофан Затворник. Творения Феофана Затворника. Собрание писем, в 2 т. - Т. 1.

- С.: Правило веры, 2000, с.97-8.

********** Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. - Клин:

Христианская жизнь, 2004, с. 50-1.

с сайта http://acasam.ws/

Наши рекомендации