Экзистенциальная диалектика-экзистенция и причинность
Генетическое понимание, говорит Босс, может двигаться вперед лишь после того, как поняты феномены настоящего как таковые. Когда такое понимание достигнуто, генетическое объяснение представляется тавтологичным, так как не добавляет ничего нового к уже известному. Человек может действовать сегодня так же, как действовал вчера - или в детстве, - поскольку видит, что настоящая встреча имеет тот же смысл, что и прошлая. Только в этом случае можно говорить о мотивированности прошлым, но даже эта мотивация предписана бытием-в-мире в настоящем. Мы едим сегодня не потому, что ели вчера, но потому, что настроение в настоящем и настроенность к миру освещает его определенным образом. Правда, мы можем вспомнить, что делали вчера, и сегодня повторить вчерашние действия, но повторение связано со значением действия сейчас. Иначе, навык в экзистенциальной психологии как объяснительный принцип не используется.
Босс отмечает, что пребывание в мире всегда означает пребывание одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Если мы вспоминаем нечто из прошлого, это означает, что наше существование здесь и сейчас открыто прошлому. Не мы существуем в прошлом -прошлое существует в нас. Точно так же, когда мы заглядываем вперед, в будущее, наше Dasein в этот момент открыто будущему. Тем-поральность существования расширяется или сужается так, что включает больше или меньше прошлого и будущего. Мы признаем эти сущностные черты существования, когда говорим о человеке: "Он живет прошлым", или "Она живет только сегодняшним днем". В идеале Dasein должно быть открыто всему прошлому человека, всему будущему, как и всему настоящему.
Поскольку экзистенциальная психология отвергла представления о каузальности, дуализме души и тела, раздельности человека и среды, развитые в ней представления о динамике необычны. Эта концепция не рассматривает поведение как следствие внешней стимуляции или внутренних телесных состояний. Индивид - не пешка в руках среды и не порождение инстинктов, потребностей, драйвов. Он обладает свободой выбора и единственный ответственен за собственное существование. Люди - если таков их выбор - могут трансценди-ровать в отношении их физического окружения и тела. Что бы люди ни делали, это их выбор. Люди сами определяют, чем они станут и что будут делать.
201 =
Ю.В. Тижонравов
Почему же тогда люди, свободные в выборе, страдают от тревоги, отчужденности, скуки, навязчивостей, фобий, заблуждений, множества иных нарушений? На этот вопрос есть два ответа. Первый -наиболее очевидный - заключается в том, что свобода выбора не гарантирует его мудрость. Люди могут реализовывать свои возможности или отворачиваться от них. На языке экзистенциалистов, человек может выбрать аутентичную или неаутентичную жизнь. Тот и другой выбор равно свободны, хотя последствия, конечно, радикально различны.
Чтобы люди могли осуществить мудрый выбор, им необходимо осознавать возможности собственного существования. Это означает, что они должны быть открыты для того, чтобы возможности раскрылись. Открытость - предпосылка раскрытия. Босс пишет: "Daseinanalysis никогда не теряет из вида первичное осознание Бытия и тот факт, что человеческое существование призвано служить светлым миром, в котором возможно действительное свечение, возникновение, появление как феноменов, т.е. того, что проявляет себя330. Существуют ли неограниченные возможности? Могут ли люди быть тем, чем хотят? Нет, ибо всегда есть основание существования - заброшенность в мир, с чем нельзя не считаться. Это основание накладывает ограничения на то, чем может стать человек. Кроме того, существует влияние родительского окружения, а также последующих обстоятельств, которое ограничивает или расширяет исполнение внутренних возможностей бытия. К примеру, Босс признает это, говоря: "Отношения родителей и детей, открытость которых в существенной мере соответствует врожденной природе ребенка - единственный мир, в котором возможности существования могут воплощаться здоровым образом"331.
Другой ответ на вопрос, отчего люди, если они действительно свободны, страдают, еще более решителен. В конце концов, люди способны трансцендировать детские травмы и последующие удары своему существованию332. Они могут преобразовать себя из экзистенциально больного человека в экзистенциально здорового. Всегда есть
-""BossM. Psychoanalysis and Daseinanalysis,-N.Y.: Basic Books, 1963.- P.80.
Ml BossM. Psychoanalysis and Daseinanalysis.-N.Y.: Basic Books, I963.-P.207.
532 См., напр : Frankl V.E. The doctor and the soul.- 1969. Здесь описано, как заключенные
концентрационных лагерей трансцендировали ужасы своего существования.
= 202
Экзистенциальная диалектика - экзистенция и причинность---------------
возможность изменения своего существования, раскрытия целого нового мира.
Но есть то, что невозможно трансцендировать, - это вина. Вина -это экзистенциал, то есть фундаментальная характеристика Dasein. Босс так обозначает великую дилемму, с которой сталкивается каждый человек: "Человек изначально виновен. Его изначальная вина берет начало с рождения. Именно тогда он начинает быть в долгу перед своим Dasein, насколько это касается его способностей и всех возможностей жизни. В этом смысле человек остается виновным всю свою жизнь -то есть должным в отношении всех требований, уготовленных будущей жизнью, до последнего дыхания... каждое действие, каждый выбор означают отвержение других возможностей, также принадлежащих человеческому существованию в данный момент... Экзистенциальная вина человека состоит в невозможности выполнить наказ реализовать все свои возможности"333.
Экзистенциальная психология, отрицая причинность, попыталась поставить на ее место мотивацию. Однако как раз мотивация действия обычно приводится в доказательство причинной обусловленности воли: непреложная зависимость между мотивом волевого акта, который является переживанием ценности (или просто оценкой целесообразного) результата данного действия, и самим действием. Мотивом, который является психологическим основанием действия, как причиной определяется действие; последнее только потому и становится предпочтительным по сравнению сдругими, альтернативными действиями, что признается ценным, является желаемым, то есть выражает собой стремление личности: не объект как таковой мотивирует волю, а желаемый объект (Кант, "Критика практического разума"). Действие является заключительным моментом движения, начавшегося с "Я хочу". Но если известное переживание делает ценным (то есть превращает в основание действия) сама воля, то, следовательно, и элемент необходимости вносится также ею. Таким образом, идея мотивации не затрагивает вопроса о причинной обусловленности и, следовательно, необходимости самих волений; она способна демонстрировать только одно: "я выполняю то, что хочу" (а не обратное). Как и всякая психологическая попытка решить вопрос о свободе воли, идея мотивации оказывается несостоятельной. Психологический анализ остается в области механизма воли; ре-
*™ Boss М. Psychoanalysis and Daseinanalysis.-N.Y.: Basic Books, 1963.- P.270.
Ю.В. Тихонравов