ГЛАВА VII. Экзистенциальная диалектика -экзистенция и причинность
Чему противостоит экзистенциальная психология в других психологических системах и с чем она не согласна? В первую очередь - и это главное - она возражает против переноса из естественных наук в психологию принципа причинности. Психолог Л. Мишотт установил, что понятие физической причинности, по крайней мере в ее механической форме, феноменалистически наличествует в самом акте восприятия и допускает истолкование в понятиях гештальтпсихологии. По мнению же психологов-экзистенциалистов, в человеческом существовании нет причинно-следственных отношений. В основном есть лишь последовательность поведенческих событий, но недопустимо из последовательности выводить причинность. Нечто, происходящее с ребенком, не является причиной его более позднего взрослого поведения. Оба события могут иметь тождественный экзистенциальный смысл, но это не означает, что событие А - причина события В. Говоря коротко, экзистенциальная психология, отвергая казуальность, отвергает также позитивизм, детерминизм и материализм. Она утверждает, что психология не походит на другие науки и не должна строиться по той же модели, что и они. Она требует собственного метода - феноменологии - и собственных понятий - бытие-в-мире, модусы существования, свобода, ответственность, становление, трансцен-денция, пространственность, темпоральность - и многих других, взятых из онтологии Хайдеггера.
На место понятия "казуальность" экзистенциальный психолог ставит понятие "мотивация". Мотивация всегда предполагает понимание (верное или неверное) отношений между причиной и следствием. Чтобы проиллюстрировать различие между причиной и мотивом, Босс приводит пример: окно, захлопнутое ветром, и окно, закрытое человеком. Ветер - причина того, что окно закрылось, человек же мотивирован закрыть окно, так как знает, что, когда окно закрыто, в комнату не проникнет дождь, либо будет приглушен шум с улицы, или не будет так пыльно. Можно сказать, что давление руки на окно было причинной того, что оно закрылось - и это будет правда, но при этом упускается целостный мотивационный и когнитивный контекст, завершение - и только! - которого является финальный акт. Даже сам по
Ю.В. Тихонравов
себе акт давления требует понимание того, куда следует поместить руку, что означает толкать или тянуть что-то и т.п. Следовательно, казуальность имеет очень мало отношения - или вообще никакого - к поведению человека. Мотивация и понимание -действенные принципы при экзистенциальном анализе поведения.
С этим первым возражением тесно связано твердое противостояние экзистенциальной психологии дуализму субъекта (духа) и объекта (тела, среды, материи). Это разделение, приписываемое Декарту, нашло воплощение в объяснении человеческих переживаний и поведения в терминах стимулов среды или телесных состояний. "Думает человек, а не мозг"329. Экзистенциальная психология утверждает единство индивида-в-мире. Любой взгляд, разрушающий это единство, -фальсификация и разрыв на осколки человеческого существования.
Экзистенциальная психология также отрицает, что за феноменами стоит нечто, что их объясняет или служит причиной их существования. Объяснения человеческого поведения через представления о Я, бессознательном, психической или физической энергии, о таких силах, как инстинкты, электрические процессы мозга, драйвы и архетипы - не принимаются. Феномены есть то, что они есть во всей непосредственности; они - не фасад или дериваты чего-то еще. Дело психологии - возможно более тщательное описание феноменов. Цель психологической науки - феноменологическое описание или экспликация, а не объяснение или доказательство.
Психологи-экзистенциалисты отвергают и генетические объяснения типа "ранние переживания являются причиной дальнейшего поведения"; не обозначают они в своих трудах и какой-либо последовательности событий развития, которые характеризовали бы растущего индивида. С другой стороны, они настаивают на том, что все существование индивида - событие историческое. Босс, к примеру, утверждает, что "вся история неотъемлемо присутствует в любой данный момент". Эта история состоит не из стадий, а из различных модусов существования. Модус существования младенца иной, чем у ребенка, а модус существования ребенка отличен от модуса существования подростка, но эти модусы существования пока еще не прояснены.
зм Straus E. W. The primary world of senses: a vindication of sensory experience. - Glencoe (III.): Free Press, 1963.
= 200