Глава IV. Аналитическая экзистенц-психология - Медард Босс
Медард Босс (Boss) родился 4 октября 1903 г. в Санкт-Галлене (Швейцария). Когда ему было два года, родители переехали в Цюрих, где Босс с тех пор и жил. После неудачной попытки стать художником, Босс решил изучать медицину. Он учился в Париже и Вене, где был подвергнут психоанализу самим Фрейдом, а в 1928 г. получил медицинскую степень в Цюрихском университете. Подобно Бинсван-геру, Босс начинал свою деятельность как психиатр в известной швейцарской клинике Бургхельци, возглавляемой Блейлером. С 1928 по 1932 гг. Босс был его ассистентом. Затем в течение двух лет он проходил дальнейшую психоаналитическую подготовку в Лондоне и Германии у таких выдающихся психоаналитиков, как Карен Хорни (Homey; 1885-1952), Вильгельм Райх (Reich; 1897 -1957), Ганс Сакс (Sachs), Эрнст Джонс (Jones) и Отто Фенихель (Fenichel). В Германии, кроме того, он работал с Куртом Гольдштейном. После такой блистательной подготовки Босс в возрасте тридцати двух лет начал практиковать как психоаналитик. С 1938 г. Босс вместе с несколькими другими психотерапевтами начал участвовать в ежемесячных встречах в доме Юнга, но их сотрудничество было недолгим. Несмотря на наличие общего интереса к "духу", религии, мифологии, философским учениям древности, Босса не устаивало в юнгианстве некритическое постулирование архетипов коллективного бессознательного. Как и в ортодоксальном фрейдизме, считал он, здесь происходило не чистое описание психических явлений, а их объединение с помощью гипотетических, не данных в опыте сил. Таким образом, Босс начинал свою деятельность как ортодоксальный фрейдист. Но, оставаясь членом психоаналитического общества, он чувствует все большую неудовлетворенность механицизмом фрейдовского учения.
1946 г. стал поворотным в интеллектуальной жизни Босса. Он лично познакомился с Хайдеггером, и между ними установились самые дружеские отношения. К этому времени Хайдеггер ушел от некоторых положений своего первого трактата, поэтому Босс и мог прийти к выводу, что никакого экзистенциализма у него нет. Подобно Бинсванге-ру, Босс сохраняет понятие "бытие-в-мире", как центральное для психологии и психиатрии; он так же полагает, что в онтологии немецкого
123 =
Ю.В. Тихонравов
философа преодолевается дуализм субъективного и объективного. Термин "экзистенциальный анализ" (Daseinsanalyse) Босс тоже сохраняет, но всегда подчеркивает, что Dasein - это не человек, а здесь-бытие, открытость, "просвет", в котором выявляется смысл бытия. По просьбе Босса Хайдеггер на протяжении нескольких лет приезжал в Швейцарию для того, чтобы знакомить со своей философией психоаналитиков и психиатров. Хайдеггер чрезвычайно неохотно покидал свою "хижину" в Тодтнауберге, поэтому, пожалуй, можно считать, что претензии Босса на то, что именно он является выразителем хай-деггеровских идей в психологии, имеют основание. В результате тесного сотрудничества с Хайдеггером Босс создал экзистенциальную форму психологии и психотерапии, которую он и назвал Daseinalyse.
Воззрения Босса оказали значительное влияние как на швейцарскую психологию и психиатрию, так и на многочисленных психоаналитиков в США. В течение многих лет Босс был президентом Международной Федерации медицинской психотерапии, в конце 80-х он стал ее почетным президентом. С 1954 г. Босс - профессор психотерапии в Цюрихском университете. Он стал также президентом Института экзистенциальной психотерапии и психосоматики в Цюрихе.
Босс опубликовал много работ по широкому кругу вопросов - от истолкования сновидений и симптоматики сексуальных извращений до философского переосмысления медицинской теории и практики в целом. На мировоззрение Босса сильно повлияло знакомство с мудростью Индии, куда он предпринял путешествия в 1956 и 1958 гг. Он описывает свои впечатления в книге "Психиатр открывает Индию (1965).
Босс пошел по пути, проложенному феноменологической психологией. Он становится сторонником экзистенциального анализа, и первые его книги написаны под несомненным влиянием Бинсвангера. Но постепенно Босс приходит к выводу, что его взгляды по целому ряду пунктов отличаются от концепции Бинсвангера и других представителей экзистенциального психоанализа, которые, по его мнению, совершенно неверно истолковывали "Бытие и время". Как полагает Босс, Бинсвангер и все находящиеся под его влиянием представители "гуманистической психологии" остались на субъективистских позициях; учение же Хайдеггера вовсе не является экзистенциализмом -это не антропология, а онтология, учение о бытии.
= 124
Аналитическая экзистенц-психология - Медард Босс
В отличие от Бинсвангера, Босс не говорит о различных миро-проектах, но обсуждает существование в терминах открытости или закрытости, откровенного или сокровенного, светлого и темного, широкого и узкого. Например, все существование может быть абсорбировано в навязчивость еды или накопительства. Психологическое или соматическое состояние может быть фактором, ограничивающим "воплощение того или иного возможного отношения с миром, из которых состоит человеческое существование"'96.
Босс полагает, что нет никакого смысла говорить о существовании чего бы то ни было, если нет того, кто "высвечивает" это сущее. Без человеческого восприятия нет и предмета. Босс специально оговаривается: речь должна идти не только о предметах, созданных человеческим трудом; существование любого предмета зависит от нашего видения. "Вот почему, - пишет он, - мы никогда не можем знать, что было, когда еще не появился человек. Мы не можем даже решить, правильно или нет утверждать, что Альпы пребывали здесь до того, как появились первые человеческие существа. Строго говоря, мы никогда не можем сказать, что было до человека"197. Человек и мир друг без друга не существуют, они конституируют друг друга, будучи, собственно говоря, единым бытием-в-мире.
Люди не имеют существования, отдельного от мира, и мир не имеет существования, отдельного от людей. Как неоднократно повторяет Босс, "человек раскрывает мир". Люди - это "просвет, в котором все, что должно быть, действительно высвечивается, возникает, появляется как феномен, то есть как то, что является"198. Феномен есть "свечение" непосредственной реальности. За феноменами ничего не стоит; они не представляют внешних проявлений конечной реальности. Они суть реальности. Следовательно, в экзистенциальном анализе человек пытается увидеть, что представляет проживание, и описать его настолько точно, насколько позволяют языковые средства. Это представление составляет большую трудность (в плане его принятия) для представителей западной научной традиции, согласно которой следует искать скрытые или невидимые причины и смыслы. Человек не придает смысл объектам; они открывают свои смыслы человеку, когда он открыт для их принятия. Основная характеристика
''"'Boss M. Psychoanalysis and Daseinanalysis.-N.Y.: Basic Books, 1963.-P. 228.
147 Boss M. Existential Foundations of Medicine and Psychology.- L.; N.Y.- 1979.-P. 98.
™BossM. Psychoanalysis and Daseinanalysis.-N.Y.: Basic Books, 1963,-P.70.
= 125 —
I
Ю.В. Тихонравов
- его открытость, готовность к восприятию всего, что есть в настоящем. Босс говорит о человеческом пребывании в мире, подчеркивая нераздельность бытия-в-мире.
Бытие-в-мире залечивает разрыв между субъектом и объектом и восстанавливает единство человека и мира. Необходимо подчеркнуть, что эта точка зрения не утверждает, что люди связаны с миром или взаимодействуют с ним. Это означало бы, что люди и среда - две отдельности. Человек и мир - это и не два полюса, как в биосфере у Ангъяла. Любопытно, что Босс в последних работах стал вводить дефис в выражение "Dasein", возможно, чтобы подчеркнуть, что "Da" означает не просто "там", а "именно там".
В открытости человека бытие получает возможность проявить себя, но сама эта открытость возможна лишь благодаря тому, что бытие открывается человеку. Это учение, восходящее к феноменологии Гуссерля, но истолкованное в духе позднего Хайдеггера. Единство человека и мира понимается теперь как их мистическое слияние. Человек более не конституирует сущее, а служит получателем "послания" бытия, да и сам он "послан" в мир, чтобы бытие могло "открыть" себя. Человеку нужно освободиться от всех предзаданных интерпретаций, вслушиваться в "язык бытия", позволяя тем самым говорить самому бытию.
Правда, несмотря на то, что Босс настойчиво повторяет эти положения Хайдеггера, происходит неуклонный отход от фундаментальных положений хаидеггеровскои онтологии. Хаидеггер вполне может рассуждать не о конкретном человеке, а о бытии, совершенно отличном от мира сущего (онтического). Босс же, будучи более психиатром, нежели философом, должен иметь дело с конкретными людьми и говорить именно о человеке, о его отношениях с окружающим миром и другими людьми.
Цель экзистенциальной психологии, как указывает Босс, - проявить связную структуру человеческого существа: "Связность возможна лишь в контексте целого, не подвергавшегося повреждению; связность как таковая происходит из целостности"199. Главную задачу экзистенциального анализа Босс видит в излечении от неврозов и психозов посредством преодоления всех предвзятых понятий и "субъективистских" интерпретаций, заслонивших бытие от человека. Необходимо, по его словам, постигнуть "непосредственно данные
'"'BossM. Psychoanalysis and Daseinanalysis.-N.Y.: Basic Books, 1963.-P.265.
= 126