Глава I. Экзистенциальный психоанализ -Жан Поль Сартр
Весьма примечательно, что основателем экзистенциальной психологии, введшим сам термин "экзистенциальный психоанализ" и разработавшим первую концепцию такового, стал не психолог или психиатр, а философ, не имевший ни специального психологического образования, ни клинической практики. Сама философия первого экзистенциального психолога далеко не всегда следовала нормам академической строгости, выливаясь в свободные формы литературного творчества.
Жан Поль Сартр (Sartre; 1905- 1980)-французский мыслитель и литератор, основатель атеистического экзистенциализма, являвшийся последователем экзистенциальной аналитики Хайдеггера, но существенно переработавший ее. Исходным пунктом психологического познания у Сартра служит рефлексия. Здесь Сартр следует за магистральной философской традицией, идущей от Декарта, усмотревшем в самосознании единственное несомненное подтверждение хотя бы какого-нибудь реального бытия. Согласно мысли Декарта, мы можем и имеем основания сомневаться во всем, в том числе в существовании мира вокруг нас или любого предмета в этом мире, но сам факт сомнения остается несомненным, а этот факт свидетельствует о существовании сомневающегося. Сомнение же есть модус мышления, поэтому "мыслю, следовательно, существую" (cogito ergo sum). Рефлексия в качестве квази-познания схватывает одновременно и символ и символизацию. Как рефлексия она представляет собой также нететическое сознание себя в качестве рефлексии. Она есть данный проект и нерефлективное сознание. Сартр пишет о рефлексии: "Она пронизана сильным светом, не будучи способной выразить то, что этот свет освещает. Это отнюдь не загадка, которая еще не разгадана, как считают фрейдисты: все налицо, светлое, рефлексия всем обладает, все схватывает. Но эта тайна "при полном свете" возникает скорее из-за того, что это обладание лишено средств, позволяющих произвести анализ и концептуализацию. Рефлексия схватывает все, все одновременно, без теней, без рельефа, без масштаба совсем не потому, что эти тени, эти ценности, эти рельефы существуют где-нибудь и спрятаны от нее, но скорее потому, что они должны быть
Экзистенциальный психоанализ — Жан-Поль Сартр
установлены другим человеческим отношением и могут существовать лишь посредством и для познания. Рефлексия, не будучи способной служить основой экзистенциального психоанализа, будет, следовательно, просто поставлять ему сырой материал, опираясь на который психоаналитик сможет занять объективную позицию"45.
Критика классического фрейдистского психоанализа и отказ от признания сферы бессознательного имеет для Сартра важное методологическое значение. Свободный выбор сознателен. Это означает, что человек несет бремя ответственности за этот выбор, он не может снять с себя эту ответственность, апеллируя к спонтанности автономного бессознательного. С другой стороны, этот отказ теснейшим образом связан с онтологическим подходом к проблеме человеческого сознания.
На основании критики ортодоксального психоанализа Сартр формулирует то, что он понимает под экзистенциальным психоанализом: "Это метод, предназначенный для выявления в строго объективной форме субъективного выбора, посредством которого каждая личность делает себя личностью, то есть дает себе знать о том, что она есть. Так он ищет выбор быть и в то же время бытие, он должен сводить отдельные формы поведения к фундаментальным отношениям, не к сексуальности или "воле к власти", а к бытию, выражающемуся в этих формах поведения. Следовательно, он идет с самого начала к пониманию бытия и не может иметь другой цели, кроме обнаружения бытия и способа бытия перед лицом этого бытия"46. Сартр считает, что "...экзистенциальный психоанализ-это моральное описание, ибо он открывает нам этический смысл различных человеческих проектов..."47.
Между тем, в качестве главного предшественника экзистенциального психоанализа Сартр называет не кого иного, как Фрейда. Во фрейдистской концепции он обнаруживает много ценного для себя и включает многие идеи Фрейда в свою концепцию. Оба психоанализа рассматривают манифестации психической жизни в качестве символизации фундаментальных структур, составляющих личность. Оба отрицают наличие первоначальных данностей и рассматривают человека в ситуации: "Психоаналитические исследования стремятся
45 Sartre J.-P. L'etreetle neant: Essai d'ontologie phenomenologique.- P.- 1943.-P.658-659. 4''Sartre J.-P L'etre etle neant: Essai d'ontologie phenomenologique.-P.- 1943.-P.658-659. 47 Sartre J.-P. L'etre et le neant: Essai d'ontologie phenomenologique.- P.- 1943- P.658-659.
Ю.В. Тихонравов
реконструировать жизнь субъекта с рождения до момента лечения; в них используются все объективные документы, которые они могут обнаружить: письма, свидетельства, дневники, всякого рода "социальные" справки"48.
В психоанализе Сартр усмотрел первую попытку создания науки, постигающей внутренний мир другого человека. Он называл фрейдизм "эмпирическим психоанализом", дабы отличить его от собственного "экзистенциального психоанализа", но вместе с тем признавал, что без фрейдистского психоанализа экзистенциальный психоанализ не был бы возможен. Экзистенциальный психоанализ, в отличие от эмпирического (фрейдовского) психоанализа, стремится определить первоначальный выбор. Эмпирический психоанализ, по мнению Сартра, не доводит свои исследования до конца, застревает на промежуточных звеньях49. С этим связана и уже упомянутая коренная особенность сартровской концепции: экзистенциальный психоанализ безоговорочно отклоняет доктрину бессознательного. Последний вывод непосредственно обусловлен тем вариантом онтологии сознания, который был выдвинут Сартром с его различением сознания и познания: осознанность фундаментального проекта не означает, что он познан. Подобно тому, как Фрейд предложил метод толкования сновидений, фантазий, поведения человека, согласно которому все они имеют глубинный смысл, Сартр тоже стремился создать метод расшифровки, позволяющий видеть за конкретными особенностями человека его экзистенцию во всей ее целостности.
Сартр дает лишь общие наброски своего метода, ибо, по его словам, экзистенциальный психоанализ еще не нашел своего Фрейда. Многие положения фрейдизма он считает совместимыми с собственным учением о человеке. Вместе с Фрейдом, пишет Сартр, он отвергает "великие объяснительные идолы нашего времени - наследственность, образование, среду, психологическую конституцию"50. Сартр видит определенное сходство между своим учением о первоначальном выборе и фрейдовским либидо. По его мнению, экзистенциальный психоанализ сближает с фрейдизмом и то, что в обоих случаях имеется стремление рассматривать его, стремление понять историю
4* Sartre J.-P. L'etreetleneant: Essai d'ontologie phenomenologique-P.- 1943.-P.658-659.
49 Подробнее об этом см.: КузьминаТ.А. Человеческое бытие и личность у Фрейда и Сартра
// Проблема человека в современной философии.- М.- 1969.-С.269-314.
5,1 SartreJ.-P. L'etreetleneant: Essai d'ontologie phenomenologique.-P.- 1943.-P.658-659.
Экзистенциальный психоанализ — Жан-Поль Сартр
каждого индивида в "конкретной тональности". Общим является также поиск некоего решающего события в детстве индивида, определяющего его последующее развитие. Сартра не смущает иррационализм Фрейда. И в том, и в другом случае имеется нечто, лежащее за пределами логики: единство существования мыслится как алогичное. Наконец, Сартр признает необходимость труда исследователя-психоаналитика: хотя самосознание и знание о самом себе непосредственно даны человеку, концептуализация и анализ возможны лишь при взгляде извне. На этом сходство кончается, и Сартр посвящает ряд страниц критике фрейдизма. Обратим также внимание на то, что и там, где Сартр с Фрейдом соглашается, он толкует его весьма вольно51.
Сартр не связывает решающую "кристаллизацию" в детстве индивида (Фрейд называет это событие "фиксацией") с сексуальностью, а если подобная связь им и намечается (например, при анализе детства Бодлера), то он расценивает ее как нечто вторичное. "Эдипов комплекс", с его точки зрения, есть проявление какой-то иной, более глубокой установки индивида. "Кристаллизация", считает он, может осуществиться вообще вне эмоциональной связи с другим человеком (как у скандально известного писателя Жана Жене). К тому же, по Сартру, сознание, будучи свободным, никогда не является узником своей судьбы, заданной первоначальным выбором. Жене перестает быть вором и становится писателем в результате спонтанного акта выбора. По Фрейду, напротив, освобождение от детских фиксаций без помощи аналитика невозможно. Они слишком глубоко вытеснены, человек не осознает подлинных причин и значения своих поступков, желаний и помыслов. Тем более чуждой психоанализу является концепция первоначального выбора, с помощью которой Сартр пытается объяснить "кристаллизацию".
Хотя Сартр использовал некоторые идеи фрейдизма для описания межличностных отношений (садизм, мазохизм и т.д.), общей ос-
51 Это дало повод некоторым исследователям утверждать, что во времена написания «Бытия и ничто» Сартр просто не понял Фрейда (см.: Descamps Ch. Les Existetionalismes // La philosophie au XX siecle.- P.- 1979.- P.224-225). Но речь, видимо, должна идти не о непонимании, а о том, что Сартр ясно сознавал несовместимость основных положений психоанализа с собственным учением. Об этом пишет, в частности, С. де Бовуар (Beauvoir S. de. La force de I'age.- P.- I960-A.I). Вместе с тем Сартр видит и то, что некоторые идеи психоаналитиков вполне совместимы с экзистенциализмом, что подтвердила последующая история как ортодоксального, так и экзистенциального психоанализа.
Ю.В. Тихонравов
талась лишь установка найти за эмпирически наблюдаемыми поведенческими актами, так сказать, "фундаментальную реальность". У Фрейда речь идет о бессознательном психическом, причинно обусловливающем поведение и мышление индивида. Сартр подвергает критике фрейдовскую концепцию бессознательного, которая вступает в противоречие с его экзистенциально-феноменологическим учением, отвергающим любые факторы, способные причинно обусловливать сознание. Сартр не видит никаких оснований для постулирования инстанции, которая определяет приходящие в сознание субъекта желания и мысли, осознаваемые субъектом без понимания подлинного их смысла. Ведь тогда субъект обманывал бы себя относительно смысла собственного поведения. Психоанализ говорит в таком случае о некоей "лжи без лжеца". Получается, замечает Сартр, что сознание не понимает, что доносится до него из глубин бессознательного, но в то же самое время оно должно прекрасно это понимать - иначе совершенно невероятной становится концепция вытеснения и сопротивления. "Если мы отбросим язык и материалистическую мифологию психоанализа, то мы поймем, что цензор, чтобы заниматься своей деятельностью по различению, должен знать, что он вытесняет. Чтобы вытеснять что-либо, цензор должен выбирать тенденции, подлежащие вытеснению, а чтобы выбирать, он должен их себе представлять"52. Действительно, цензура, согласно психоанализу, избирательно подавляет влечения: она не вытесняет, скажем, несексуальные желания (сна, голода, жажды). Но главное, что неприемлемо для Сартра - признание бессознательного как основного источника мотивов человеческого поведения лишает человека свободы и ответственности за собственные действия, является признанием существования какой-то силы, детерминирующей их.
Именно против детерминизма в психологии Сартр вел борьбу во всех своих работах по феноменологической психологии. Сознание "прозрачно", оно всегда наделено осознанием на дорефлективном уровне. Потому-то "дурная вера", то есть уверенность в своей несвободе и в зависимости собственной жизни от посторонних обстоятельств, не является ни ложью самому себе, ни "ложью без лжеца". Лгать самому себе невозможно, и пребывающий в "дурной вере" человек, не желающий признать себя свободным, по сути дела, своей цели не достигнет, пока его сознание продолжает действовать. Он может не
52 Sartre J.-P. L'etre et lc neant.- P.97.
Экзистенциальный психоанализ — Жан-Поль Сартр ----------------------------
осознавать ясно мотивов своих поступков, но в той или иной мере это осознание всегда имеется, и человек в каждый момент выбирает себя. На месте фрейдовского бессознательного у Сартра оказывается спонтанное дорефлективное сознание53. В основе всех человеческих действий, согласно его концепции, лежит не бессознательная мотивация, а "первоначальный проект".
Под этим понятием Сартр понимает последнее, далее не редуцируемое основание, к которому можно прийти при анализе человеческой личности, изначальный сознательный выбор самого себя по отношению к бытию. Этот выбор и есть сама личность, это ее бытие. Сартр называет первоначальный проект "несубстанциальным абсолютом", "несводимой унификацией", лежащей в основе всех остальных решений и выборов, которые осуществляет субъект на протяжении всей своей жизни. Это решение субъекта о том, как он будет писать собственную историю жизни. Первоначальный выбор идентичен свободе человека, и во всех последующих актах выбора будет воспроизводиться то, каким он осуществился впервые; это первое сознательное решение, принятое личностью по отношению к миру, и вокруг него происходит "кристаллизация".
В итоге Сартр приходит к парадоксальному результату: первоначальный выбор оказывается тождественным бытию человека и осуществляется вместе с первым проявлением сознания. Он осуществляется еще в то время, когда нет ясного осмысления и постановки цели. То, что было выбрано изначально, оказывается у Сартра даже не необходимостью, а судьбой, свобода исчезает. "В сартровской концепции свободы не остается ни грана свободы, -замечает В.Н.Кузнецов, - ибо она есть такая деятельность, которая, по сути дела, ничего не выбирает и не проектирует свободно, то есть с полным сознанием целей; поскольку же она проектирует и выбирает на основании целей, формулируемых ею самой, она, согласно Сартру, действует не самостоятельно, а является определенной изначальным выбором"54. И сам Сартр делает вывод: "Свободный выбор, который
53 П одробное сопоставление фрейдовской сзруктуры "бессознательное - подсознательное -сознание" и сартровский структуры "нерефлексированное сознание- соучаствующая рефлексия - очищающая рефлексия" см.: Филиппов ЛИ. Философская антропология Жан Поля Сартра.- М- 1977.- С. 178-182. Кузнецов В.Н. Жан Поль Сартр и экзистенциализм.- М.- 1969.- С. 133.
Ю.В. Тихонравов
делает человек, из самого себя, абсолютно тождествен тому, что называют судьбой"56.
Учение о первоначальном выборе предлагается Сартром в качестве замены фрейдовского либидо и других моделей "последнего основания" для понимания человеческого существования. Сартр подвергает резкой критике те биографические исследования, в которых человеческая личность сводится к каким-то абстрактным законам. Психиатры, считает он, также слишком быстро удовлетворяются обнаружением общих структур в бреде больного, тогда как непонятным остается главное - "почему этот человек считает себя именно этой исторической личностью скорее, чем другой"56. Вместо того чтобы искать абстрактные законы, способные объяснить поведение всех людей и данной личности, Сартр предлагает обратиться к самой личности, "расшифровать" ее благодаря обнаружению первоначального проекта. Он считает, что тем самым будет найдено не абстрактное, а конкретное. "Если мы признаем, что личность является тотальностью, мы не можем надеяться на реконструкцию ее через сложение и организацию различных тенденций, которые были нами в ней открыты эмпирически. Напротив, в каждом намерении, в каждой тенденции личность выражает себя полностью"57. Каждый конкретный эмпирический выбор выражает первоначальный выбор индивида в определенных обстоятельствах, каждая эмпирическая тенденция есть символическое выражение лежащей в фундаменте, столь похожей на судьбу тенденции. Так как самое фундаментальное желание человека - соединить "в-себе-бытие" и "для-себя-бытие", стать Богом - нереализуемо, то в эмпирических ситуациях он желает обладать тем или иным модусом бытия.
Подвергая критике фрейдовское толкование символики сновидений, при котором она сводится к выражению бессознательных сексуальных влечений, Сартр приходит к мысли о том, что не может быть какого-либо универсального метода толкования символов в экзистенциальном психоанализе. Он должен изменяться в зависимости от той личности, которая анализируется в данный момент. Но Сартр все же предложил свою универсальную методику трактовки символов.
55SartreJ.-P. Baudelaire-P.224.
5,1 Sartre J.-P. L'etreet le neant.-P.544.
57 Sartre J.-P. L'etre et le neant- P.548.
= 42
Экзистенциальный психоанализ — Жан-Поль Сартр ------------------------—
"Универсальный ключ" к толкованию символов Сартр обнаружил в "психоанализе вещей", разработанном его современником и соотечественником Гасгоном Башляром (Bachelard; 1884 - 1962), и приспособил его к нуждам экзистенциального психоанализа. Если человек есть то, чего он желает, что предпочитает, то необходимо понять природу этого предпочитаемого бытия. Скажем, если какой-то художник часто обращается к образам животных, то экзистенциальный психоанализ, стремясь понять этого художника, требует понимания объективного смысла животного. В результате выяснения "объективной символики" каждой вещи формируется некое царство смыслов, которое стоит по ту сторону разделения на физическое и психическое. "Сартр онтологизирует в подлинном смысле внутренний опыт индивида, вынося его вовне, приписывая его характеристики внеположному бытию, - отмечает Л.И.Филиппов, - реставрируется то самое "нутряное" отношение к миру, для опровержения которого задумывалась вся его феноменологическая концепция сознания. Мир становится антропоморфным. Вместо монотонной и бесцветной сетки естественнонаучных понятий "картины мира" перед человеком предстает красочный и рельефный - живописный океан бытия. Оживают вещи, и психоанализ вещей становится возможным. Натурфилософия досок-ратиков, античный символизм и алхимический миф средневековья вступают в свои права"58. Действительно, место понятий у Сартра занимают метафоры, поскольку он переносит на объективную реальность повседневные переживания человека. В результате мир превращается в совокупность нуждающихся в расшифровке символов. Задачей экзистенциального психоаналитика оказывается скрупулезное феноменологическое описание этих символов, их сопоставление. А, обнаружив, скажем, в творчестве какого-нибудь поэта частое повторение и корреляцию некоторых символов, Сартр пытается реконструировать его "фундаментальный проект", глубинное отношение к миру.
Символические значения объектов определяются для экзистенциального психоаналитика в соответствии с тем, какое место они занимают в связной системе ограничений, которую представляет каждая биография. В каждом случае должно отыскиваться индивидуальное сочетание символов. Однако на место фрейдовской универсальной трактовки символов Сартр ставит собственную, не
Филиппов ЛИ. Философская антропология Жан Поля Сартра.- С. 188.
Ю.В. Тихонравов
менее абстрактную трактовку. Символы выносятся им вообще за пределы внутреннего мира человека, и такие качества, как липкость, приятность или отвратительность, становятся объективными свойствами бытия. Но если следовать сартровской концепции, то экзистенциальный психоаналитик, сам специфическим образом понимающий мир и обладающий собственной системой символов, в принципе не имеет возможности рассматривать мир символов другого, а тем более устанавливать их общую значимость.
Большие сложности возникают, когда концепция фундаментального выбора переносится на психически больного человека. По Сартру, выходит, что он еще в раннем детстве сам выбрал болезнь, что отрыв от реального мира, подмена реальности фантастическими сущностями явились результатом его сознательного решения. К тому же, исходя из методологии Сартра, невозможно определить, кто нормален, а кто болен: проект каждого человека уникален и переживается им самим, а такие определения, как норма и патология, имеют чисто внешний характер59. Позднее эти сартровские положения восприняли представители антипсихиатрии.
Хотя, как уже упоминалось, экзистенциальный психоанализ, по словам Сартра, еще не нашел своего Фрейда, некоторые его моменты можно обнаружить в особенно удачных биографических описаниях. В "Бытии и ничто" Сартр обещал дать два примера экзистенциального психоанализа - Флобера и Достоевского. Выполненным (и то лишь частично) оказалось лишь первое обещание60. Однако в большинстве работ Сартра, - и литературных, и публицистических, и философских, - мы находим образцы применения метода экзистенциального психоанализа.
Концепция экзистенциального психоанализа является своего рода мостом между философскими и художественными произведениями Сартра и призвана обеспечить верное описание человеческого существования во всех его проявлениях, во всей его полноте. "Изучение экзистенциального психоанализа после прочтения художественных произведений Сартра подобно заглядыванию за занавес кукольного
w Еще в "Тошноте" Сартр проводил противопоставление "нормального" мира и мира "больного", причем их характеристики явно имели тенденцию поменяться местами. ""SartreJ.P. L'idiotdelafamille:GestaveFlaubertde 1821 a 1857.-P.- 1971-1972.- Vol.1.-P. 1108-2136; Vol.3.-P.665.
= 44
Экзистенциальный психоанализ — Жан-Поль Сартр
театра"61, - пишет один из западных исследователей. Становится понятным, почему герои Сартра действуют так, а не иначе. Сталкиваясь с абсурдностью своего существования, они обнаруживают себя погруженными в "дурную веру", открывают свою автономность и свободу и действуют, сознавая всю полноту ответственности за содеянное. Как сказал бы христианин, спастись от греховности можно, лишь прозрев, увидев всю глубину своего падения.
Наряду с экзистенциальными героями Сартр рисует и фигуры тех, кто бежит от свободы, отказывается от свободного выбора и обрекает себя на самообман и "нечистую совесть". Его биографические исследования о французских литераторах Жане Жене, Шарле Бодлере, Гюставе Флобере тоже являются непосредственным применением экзистенциального психоанализа, примерами того, как нужно понимать, по его мнению, человеческую жизнь в ее конкретной тотальности.
Значительная часть одного из главных сочинений Сартра - "Бытие и ничто" (1943) - посвящена исследованию диалектики взаимоотношения "бытия-в-себе" и "бытия-для-себя", причем анализ последнего вида бытия является куда более пространным. Говоря о человеческой реальности, Сартр приходит к выводу, что она определяется ее конечными целями. Бытие-для-себя характеризуется его свободным проектом, то есть своеобразным порывом, с помощью которого оно стремится к этой конечной цели. Поэтому для понимания человеческой реальности необходимо, очевидно, исследовать конечные цели человека. Возможна ли здесь помощь со стороны психологии?
Эмпирическая психология, говорит Сартр, определяет человека с помощью его желаний, с помощью пучка его склонностей. Разумеется, при этом психолог интересуется не разрозненными данными, напротив, его задачей является выявление синтетического единства склонностей.
Обращаясь к конкретному примеру, к биографии Флобера, Сартр выявляет целый ряд недостатков эмпирической психологии. Прежде всего, это связано с "эссенциалистскими" пережитками. "...С самого начала, - замечает Сартр, - подобный психологический анализ исходит из постулата, что индивидуальный факт является результатом пересечения абстрактных и универсальных законов. Факт, который необходимо объяснить - здесь склонность к литературе молодого
*' Barnes H. Humanistic Existentialism: The Literature of Possibility.- Lincoln- 1959.- P.275.
45 =
Ю.В. Тихонравов
Флобера - сводится к комбинации типичных и абстрактных желаний, которые встречаются у "юноши вообще". То, что здесь конкретно -это лишь их комбинация; сами по себе они суть только схемы"62. Но это ничего не объясняет. Действительно, почему честолюбие и чувствительность породили у Флобера стремление к занятиям писательством, а не музыкой или живописью? Почему эти черты вообще породили стремление к занятиям артистического свойства? Психологические объяснения подобного рода с необходимостью приводят к необъяснимым первичным данностям. В соответствии с этим Сартр формулирует требование относительно этих первоначальных данностей: "То, чего мы требуем, - и чего нам никогда не стремятся дать, -это, следовательно, истинно несводимое, то есть такое, несводимость которого была бы очевидна для нас, которое не было бы представлено в качестве постулата психолога и результата его отказа или неспособности идти дальше, но констатация которого сопровождалась бы у нас чувством удовлетворения"63.
Надо сказать, что принцип, выдвинутый Сартром, также в известной мере произволен, поскольку апеллирует, в конечном счете, к субъективности. Однако нельзя забывать, что сама субъективность понимается им иначе, чем в классической философии. Поэтому здесь исключается регресс в бесконечность. Именно здесь очень важными оказываются онтологические характеристики сознания. Ход своего исследования Сартр связывает с до-онтологическим пониманием человеческой реальности и с отказом от рассмотрения человека в качестве разложимого на элементы посредством анализа. Быть, считает Сартр, - это объединяться с миром. По сути дела, здесь он воспроизводит экзистенциал Хайдеггера "бытие-в-мире". Однако он вводит этот экзистенциал в контекст концепции проекта: "Несводимое объединение, которое мы должны обнаружить, которое есть Флобер, и раскрытия которого мы требуем от биографов, - это, следовательно, объединение изначального проекта, объединение, которое должно открыться нам как несубстанциальный абсолют"64.
Процесс объединения с миром также не должен пониматься как механический. Это снова свело бы человеческую личность к внешней связи склонностей. Такая методика, подчиняющая конкретное аб-
ы Sartre J.-P. L'etre et le neant.- P.644. '•' Sartre J.-P. L'etre et le neant- P.647. M Sartre J.-P. L'etre et le neant- P.648.
= 46
Экзистенциальный психоанализ — Жан-Поль Сартр
страстному, имела бы, по мнению Сартра, не больше ценности и интереса, чем классификации, применяемые в ботанике. Но как понимать ту или иную склонность только как эту склонность? Наиболее проницательные моралисты, указывает Сартр, обнаружили выхожде-ние желания за собственные пределы. Так, "...Стендаль, несмотря на свою связь с идеологами, Пруст, несмотря на свои интеллектуалис-тические и аналитические склонности, - разве они не показали, что любовь и ревность не сводятся лишь к неукоснительному желанию обладать одной женщиной, но что эти страсти ориентированы на овладение всем миром с помощью женщины: в этом смысл стендалев-ской кристаллизации, и именно поэтому любовь, как она описана Стендалем, выступает в качестве способа бытия-в-мире, то есть как фундаментальное отношение "для-себя" к миру и к самому себе (самость) через посредство определенной женщины: женщина представляет собой лишь проводник, включенный в электрическую цепь"65.
Этот подход, как считает Сартр, является все же довольно неточным, поскольку и здесь содержится тенденция подчинения конкретного абстрактному. Но личность - это тотальность, и в качестве склонности она проявляется целиком, подобно субстанции Спинозы, которая выражается целиком в каждом из своих атрибутов. "Такая определенная во времени и конкретная ревность, в которой субъект историзирует себя с помощью отношения к определенной женщине, для того, кто умеет это читать, означает глобальное отношение к миру, с помощью которого субъект конституирует себя"66. Таким образом, конкретное эмпирическое отношение означает для Сартра выбор "интеллигибельного характера". Но если это так, то эмпирическое отношение само есть выбор. Таким образом, развивает свою мысль Сартр, если человек делает что-то, то он - проект этого дела в качестве тотальности бытия, выражающий изначальный выбор в конкретных обстоятельствах. Но для раскрытия фундаментального проекта необходимо сравнение различных эмпирических склонностей. Так Сартр постепенно подходит к идее своего "экзистенциального психоанали-за .
Переходя на онтологический уровень, Сартр указывает, что человек - это желание быть, но это желание не может быть рассмотрено с помощью эмпирической индукции. Желание быть - это изначальный
f'5 Sartre J.-P. L'etre et le neant.- P.649. "' Sartre J.-P. L'etre et le neant- P.650.
47 =
Ю.В. Тихонравов
проект, и он выражается во всех эмпирических склонностях. Причем это не следует понимать так, что сначала есть желание быть, а затем - эмпирические склонности. Желание быть существует и выражается в многообразии случайных эмпирических склонностей.
Но что является объектом желания быть? Чем хочет быть человек? Этот объект известен нам a priori, полагает Сартр. Это - "бытие-в-себе", тот вид бытия, нехваткой которого является бытие-для-себя. Очевидно, здесь Сартр воспроизводит формулу Хайдеггера "бытие-к-смерти". Но для Сартра то бытие-в-себе, к которому стремится бытие-для-себя, имеет свои особенности. Это такое бытие-в-себе, которое было бы собственным основанием, то есть относилось бы к своей фактичности так же, как бытие-для-себя относится к своим мотивациям. Иными словами, это не то бытие-в-себе, которое онтичес-ки предстает в качестве неорганической природы. Сартр пишет: "Это тот идеал, который можно назвать Богом... И если человек обладает до-онтологическим пониманием бытия Бога, то оно не вызвано ни величественными картинами природы, ни господством общества. Бог, высшая ценность и цель трансцендентности, представляет собой постоянный предел, начиная с которого человек проявляет себя как то, что он есть. Быть человеком - это стремиться быть Богом или, если угодно, человек - это фундаментальное желание быть Богом"67.
Но если человек имеет такой предел, если ему нечего выбирать, кроме того, чтобы стать Богом, то что станется с его свободой? Сартр отвечает на этот вопрос следующим образом: "Желание быть всегда реализуется как желание способа быть. А это желание способа быть, в свою очередь, выражается как смысл мириадов конкретных желаний, составляющих перипетии нашей сознательной жизни. Таким образом, мы оказываемся перед весьма сложной символической структурой, имеющей, по меньшей мере, три уровня. В эмпирическом желании я могу распознать символизацию фундаментального и конкретного желания, которое есть личность и которое представляет способ, которым она решила, что бытие в своем бытии находится под вопросом. Это фундаментальное желание, в свою очередь, выражает конкретно и в мире, в отдельной ситуации, в которой находится личность, абстрактную и знаменательную структуру, которая есть
" Sartre J.-P. L'etre et 1c neant - P.653-654.
Экзистенциальный психоанализ — Жан-Поль Сартр ----------------------------
желание быть вообще и которая должна рассматриваться как человеческая реальность в личности..."68.
Эта экзистенциальная диалектика отчетливо обнаруживает нео-платонистские истоки философствования Сартра. Однако его Бог -это философский Бог; не следует отождествлять его с богом религиозной веры. Возможно, в данном контексте лучше было бы вообще обозначить это понятие как абсолют, как самодовлеющий предел человеческих желаний. Таким образом, здесь также можно видеть, что Сартр, как и Гуссерль, начав с разрушения "монологического абсолюта" (феномен - "несубстанциальный абсолют"), снова приходит к введению предельного понятия в свою философскую концепцию. Этот момент можно считать одним из важнейших для понимания дальнейшей эволюции Сартра, его тяготения к нигилизму.
Таким образом, человеческая личность в концепции Сартра анализируется с помощью феноменологической онтологии, а психология должна заниматься изучением номенклатуры эмпирических желаний. Однако оба эти метода, считает Сартр, не способны установить классификацию фундаментальных желаний. Невозможно a priori определить все то, что может произойти в свободном акте. Онтология может сделать лишь самые общие выводы. С другой стороны, и простое эмпирическое психологическое исследование человека не должно ограничиваться только составлением номенклатуры - оно должно уметь расшифровывать различные формы его поведения. Этой цели и служит специальный метод, названный Сартром экзистенциальным психоанализом. Каковы же основные принципы и особенности этой дисциплины, возникающей в русле феноменологической онтологии?
Принципом экзистенциального психоанализа является рассмотрение человека в качестве тотальности, а не механического собрания свойств и тенденций. В каждой форме своего поведения он выражается целиком, и каждое действие открывает всего человека. Цель экзистенциального психоанализа - расшифровка эмпирических форм поведения. Экзистенциальный психоанализ исходит из опыта и должен прийти к до-онтологическому пониманию человека в качестве личности, а его методом служит сравнение, ибо каждое проявление человека по-разному символизирует фундаментальный проект.
'* Sartre J.-P. L'etre et le neant- P.654.
======================================= 49 =
Ю.В. Тихонравов
Сартр имел случай осуществить психоанализ первоначального выбора в детстве. Речь идет об известной новелле "Детство шефа"69. Эта новелла обладала в свое время и политической актуальностью, ибо в ней были раскрыты некоторые аспекты генезиса "фюрерства". Именно с первоначального выбора в детстве начинается (и, в конечном счете, определяется) в концепции Сартра генезис личности. Роль детства подчеркивается и в работе о Флобере, и в книге, посвященной жизни и творчеству Бодлера, в которой содержится также много соображений общего характера, проясняющих специфику экзистенциального психоанализа.
В ноябре 1828 г., когда Бодлеру было семь лет, его мать вышла замуж вторично. Это, как считает Сартр, оказало огромное влияние на становление личности будущего поэта. "Этот внезапный перелом и огорчение, вызванное им, сразу привели его в личностное существование. Еще совсем недавно он был целиком пронизан единодушной и религиозной жизнью пары, которую он образовывал со своей матерью. Эта жизнь удалилась, как морской отлив, оставляя его в одиночестве, он утратил оправдание, он обнаружил в смущении, что он один, что он получил свое существование из ничего"70.
Как видим, здесь дается описание первоначальной детской травмы, которая, как считает Сартр, толкает к непосредственному личностному существованию. Разрыв связей с родителями означает утрату оправдания своего существования. Ребенок оказывается перед лицом головокружительной свободы выбора, он осознает, что он отличается от родителей, что он другой, и окружающие -тоже другие. Генезис личности начинается, по Сартру, с этого осознания. Более того, он сравнивает утрату непосредственной связи с родителями с утратой Бога. Сартр пишет: "Ребенок принимает своих родителей за богов. Их действия, равно как их суждения, абсолютны; они воплощают универсальный разум, закон, смысл и цель мира. Когда эти святые существа смотрят на него, этот взгляд тотчас оправдывает его до самой сердцевины его существования; их взгляд придает ему определенный и священный характер, ибо они не могут ошибаться, он таков, каким они его видят"71.
'■'Sartre J.-P. L'enfanced'unchef//Sartre J.-P. Le Mur-P.- 1954.-P. 151-245 ™SartreJ.-P. Baudelaire- P.- 1963- P.20 71 SartreJ.-P. Baudelaire.- P.63.
= 50
Экзистенциальный психоанализ — Жан-Поль Сартр
Таким образом, в "единстве с родителями" Сартр своеобразно перетолковыв<