Частные особенности употребления в речи
- ОДИН часто опускается (в тысяча пятидесятом году)
- И.В.п. – сорок, девяносто, сто; ОСТАЛЬН. – сорока, девяноста, ста (сорокАлетний, стОлетие, девяностОметровый)
- И. В.п .- полтора, полтораста (полтора ПОЛНЫХ (мн.ч.) стакана); ОСТАЛЬН. - полУтора, полУтораста (в полутора часах)
- ДАТА: назв месяца в Р.П. (Первое сентябрЯ, к 1 СентябрЯ)
- ДЕНЬ, ПРАЗДНИК + числ. в И.п. (ко дню ВОСЬМОЕ мартА)
СКЛОНЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
- у сложных от 50 до 80, от 200 до 900 склоняются ОБЕ части (пятьЮдесятьЮ, двУХсот, трЕМЯстАМИ)
- у сост.кол. склоняются ВСЕ слова (от двУХсот пятИдесятИ шестИ)
- у сост.пор. склон.ПОСЛЕДНЕЕ слово (в триста шестОМ году)
- ПО: 2,3,4,200,300,400 – В.П.(по две книги);остал.-Д.П. (по одному..)
- СОСТ.на 2,3,4: ОДУШ. В.п.=И.п. (принять двадцать три посетителя 23 юноши (ед.ч.); мн.ч. – И.В.п.=друг.падежи (новые ясли в количестве двадцати четырёх)
|
|
личные | 1 л. – Я (ед.ч.) МЫ (мн.ч.) 2 л. – ТЫ (ед.ч.) ВЫ (мн.ч.) 3 л.-ОН,ОНА,ОНО(ед.ч.) ОНИ(мн.ч. | я – мне (форма); к Нему у неё (не у ней) старше её (ст.ср.) грущу по ваС (по наС) |
Возврат ное | СЕБЯ (НЕТ: рода, числа, лица, и,п.) Относ. к лицу, производящ. действие | Он обвинил прежде всего СЕБЯ. |
Вопро- ситель- ные | Слова-вопросы к именам: КТО? ЧТО? – сущ-ое КАКОЙ? ЧЕЙ? КАКОВ? –прил-ое КОТОРЫЙ? СКОЛЬКО? –числ. | В вопр.предлож-ях (КТО там? КОТОРЫЙ час?) |
Относи- тельные | Те же слова – союзные слова в СПП | Нам интересно, ЧТО это. |
Отрица- тельные | Те же слова + приставки НЕ -, НИ - | нИкто, нЕкого ни У кого |
Неопре- деленн. | Те же + КОЕ-,-ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ (+некто,нечто,некоторый,несколько) | кто-ТО, КОЕ-что кое У кого |
Притя-жательн | ЧЕЙ? (нулевой окончание) мой, твой, наш, ваш, свой | увидел ЕЁ (личное) ЕЁ шарф (притяжател.) ИХ дом (не ИХНИЙ) |
Указа- тельные | Тот, это, этот, такой, таков, столько (выделяют предмет из ряда подобн.) | Встретились у ТОГО дерева. |
определ | Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой | Я САМсмогу это сделать. |
НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ:
|
|
| ||||||
КТО, ЧТО – нет числа, рода
СЕБЯ – нет рода, лица, числа
НЕКТО - только И.п., НЕЧТО – только И. и В.п.
III. …(?)… - синтакс.роль (обычно: подлежащее, дополнение, определение
32 33
ОСОБЕННОСТИ МЕСТОИМЕНИЙ
| ГЛАГОЛ I. … (что делать?что сделать?) …-глагол (обозначает действие предмета.) II. Н.ф. – неопределённая форма (-ТЬ, -ТИ-формообразующие суфф, -ЧЬ.) ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ:
Нет этих постфиксов учить, встречать
Несовершенный (что делать?) уезжать, толкать, ложиться
+ В.п. БЕЗ предлога любить Родину (КНИГУ) остальные обращаться к учителю ОБЕЗ - инф., прош. t -И- обессилИть (кого-то) - Е- обессилЕть (самому)
II СПРЯЖЕНИЕ РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ ОСОБАЯ форма спряжения ЕСТЬ, ДАТЬ СМОТРИ ВИД: выполнять (что делать?) - I спр. – выполняЕшь выполнить (что сделать?) – II спр. - выполнИшь
Что происходит? настоящее (нет у СВ) ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ Что происходило? прошедшее (нет лица) Что будет происходить? будущее (простое – прочитаю; сложное – буду читать) ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ (просьба, приказ, совет) уходИ, ПУСТЬ уходит УСЛОВНОЕ (сослагательное) –гл.прош. t +БЫ сказаЛ БЫ
БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ (категория состояния) - ЕД.Ч. у настоящее и явления природы, сост.челов. - Прош. t всех будущее t не сочет. с И.П. Усл.накл. (светает, знобит, хочется) III. …(?) …(синтаксич.роль) –обычно сказуемое (н.ф. м.б. любым чл.пр-ия) |
34 35
ПРИЧАСТИЕ = «тот, который + глагол» I. От сущ. (какой?) -…-причастие (обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию.) II. Н.ф – И.п. ед.ч. М.р. ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ:
Образуются НЕ ВСЕ виды прич.: СВ – нет наст. t, у неперех.-нет страд.ф. ПЕРЕХОД В ПРИЛАГАТЕЛЬН.: не собранные Леной вещи (прич.) несобранный человек (прилагательные) НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ: У страдательных
Законченная работа Работа закончена
III. …(?) … (синтаксическая роль) –обычно определение, сказуемое
| ДЕЕПРИЧАСТИЕ I. От глагола (что делая?что сделав?) –деепричие (обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом.) II. ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ:
+ В.п. без предлога читая (книгу) остальные прислонив к яблоне НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ – не изменяется. III. ..(?) … (синтаксическая роль) – обычно обстоятельство. НЕ ОБРАЗУЮТСЯ деепричастия несовершенного вида (шить, ждать, жечь, стеречь, писать, мокнуть…) ПЕРЕХОД: деепричастия НСВ наречия ПОШУМЕВ, река успокоилась (= пошумела и успокоилась – дееприч.). Туча надвигалась НЕ СПЕША (= медленно – наречие). |
37 38
ПРЕДЛОГ (выражает зависимость одних слов от других в Сс и пр-ях) МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ:
НАПРОТИВ дома (предл.) живу (где?) напротив – наречие по, в, на, перед из самост.ч.речи 2. Понял (БЛАГОДАРЯ кому?) БЛАГОДАРЯ тебе (пр.) Уходил (что делая?) благодаря за помощь – дееприч.
про, для, через из-за, из-под по части, в отношении
СОЮЗ (связывает однородные слова и части сложного предложения)
после того как, в связи с тем что, и, а, чтобы благодаря тому что, из-за того что
ни…ни, то….то; не то…не то; то ли…то ли |
ОМОНИМЫ: нет НИ облачка (част.) -- НИ горя, НИ счастья (союз) КАК хорошо!(Част.) -- Не знаю, КАК мне поступить. (Союз) ЧТО ЗА прелесть!(Част.) -- ЧТО за домом? (Мест.) Стол-ТО почини-КА! (Част.) -- Кто-ТО пришёл. (Суффикс) МЕЖДОМЕТИЕ (ОСОБАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ) звуковой сигнал, который выражает, но не называет чувства, побуждения
ах, ой; айда, брысь батюшки, брось; вот ещё, вот тебе на ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА – не выражают чувств, побуждений, служат для образования других слов (буль-буль – булькать; хи-хи – хихикать; мяу-мяу - мяукать) . |
НАРЕЧИЕ I. …(?)…- наречие (признак предмета (+ сущ.), действия (+ глагол), признака (+ прил., прич., наречие )
СРАВНИТЕЛЬНАЯ – простая (увереннЕЕ, легчЕ. раньШЕ) составная (БОЛЕЕ (МЕНЕЕ) уверенно) ПРЕВОСХОДНАЯ – составная (громчЕ ВСЕХ (ВСЕГО))
III. …(?)… (синтаксическая роль) – обычно обстоятельство. РАЗЛИЧАЙ ОМОНИМЫ: мальчик стал сильнее (=сильный) – прилагат. пожал руку сильнее (=сильно) – наречие НЕ ПУТАЙ ЧАСТИ РЕЧИ: где? (+в чём?) – в лесу (сущ-ое) где?(нет пад.вопроса) – справа (наречие) |
ОМОНИМИЧНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ 40 ОМОНИМИЧНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ 41
говорил длиннее – веревка длиннее (всегда двусоставное) небо светлее вчерашнего - стало светлее - пел светлее небо светло - светло петь - на улице светло будущая весна, вопиющие факты (причастие – прилагательное) Иванов, ванная, часовой (прилагательное – существительное) два десятка глядеть в оба миллионолетний вдвоем на одной ножке (можно посчитать) одна тоска (=только) Я думала об одном: удержаться (= об этом) поклонимся одной головой (=только) история одна была (=какая-то) одной школьнице (=некой) одни названия (=только) мальчик еще «тот» (скверный) Дочь призналась маме, что это «он» (=любимый). оратор я никакой (=плохой) к одному помещику (= к какому-то) | Библиотека располагает тысячей (-ью) книг. Я располагаю тысячью рублями. много читать – 10 рублей – это не много - много друзей сдать на четыре - трое ушли при известных обстоятельствах (=некоторых) дело было в …(это) все мои здоровы (=родные) настолько красиво на столько километров стоит себе лес улыбается не мог и думать ветер как будто стихает (не соединяет части СПП) Наш двор как сад (если частица относится ко всему пр-ию, не подч.) миллион ей навстречу (инверсия) навстречу шел поезд - навстречу нам шел поезд – на встречу с другом едва дышит едва она подошла всех вас вон места вон сколько служи верно вы, верно, все знаете грех за нами водился смеяться грех (=плохо) нельзя, не надо категория состояния можно, нужно |
27 26
МОРФОЛОГИЯ
ДЕЕПРИЧАСТИЕ | СПОСОБЫ СЛОВОБРАЗОВАНИЯ
АНТИроман --- роман НЕверно --- верно РАСписать --- писать
бледнЕть --- бледный серОВАТый --- серый кто-ТО --- кто
ПОДстаканНИК ---стакан ПРИшкольНый --- школа БЕЗверИе --- вера
взмах --- взмахНУть синь --- синий (синЕВа)
+СУФФИКС мясОрубКа --- рублю мясо АББРЕВИАЦИЯ зарплата; СССР; ТАСС
долгоиграющий СЛОЖЕНИЕ (из согл., управл.) глубоководный
ТИТАН (гигант; кипятильник)
ВОКРУГ (наречие; предлог) ДЕТСКАЯ (комната) – детская | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФОНЕТИКА- это раздел науки о языке, который изучает 22
[ Б ] [ П ] буквы «Е», «Ё», «Ю», «Я» ВСЕГДА [ В ] [ Ф ] о б о з н а ч а ю т: твёрдые: [ Г ] [ К ]
[Ж] [Ш] [Ц] [ Ж ] [ Ш ] [ З ] [ С ]
( честный [ чʼ э с н ы йʼ] ) мягкие: [ М ] [ Х ]
[ Р ] [ Чʼ ]
(ёжик [йʼ о ж ы к] ) [ Йʼ]
(съем [с йʼ э м] )
(бояться [б а йʼ а ц а ] ) бо - я - ться [б а йʼ а ц а ] б - [б] – зв. о - [а] – гласн. я - [йʼ] – сон. ʹ [а ] – гласн. т ь - [ц] – глух. с я - [а] – гласн. 7 б.,6 зв. | СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ 52 Лексические средства
Морфологические средства
Синтаксические средства
|
СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ 51 В любом предложении текста (кроме 1-го) есть
РЕМА становится ТЕМОЙ в ТЕМА одинакова во всех предло- следующем предложении, где жениях, каждое из которых появляется новая РЕМА. Эта связано с первым. замена и «сцепляет» пр-ия. Н Е Л Ь З Я М О Ж Н О Р. Р. Т. Вокруг города раскинулись леса. Леса оздоровляют землю. Они не Т. Р. В лесах попадались озёра с огром- только исполинские лаборатории, Р. Т. Р. ными соснами по берегам. дающие кислород. Они поглощают Т. Т. Р. Сосны всё время тихо шумели. пыль и газы. Их называют «лёгкими» СРЕДСТВА ЦЕПНОЙ СВЯЗИ : СРЕДСТВА ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗИ: - повтор слова; - синтаксический параллелизм; - местоимения; - вводные слова; - синонимы; - наречия места; - однокоренные слова; - наречия времени - перифразы | МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ 53 1. Использование существительных в речи
| ||||||||||||||||||||||||
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ 54
1. Активность действия 1. Пассивность действия В санях СИДЕЛО три мужика. Три человека ВЫШЛИ из подъезда. 2. Кол-во предметов, животных Ряд домов был ПОСТРОЕН… 2. Обособленный член предложения ПРИЛЕТЕЛО два голубя. 3. Собирательное имя сущ-ое Ряд специалистов, окончивших вуз, Молодёжь ТРУДИТСЯ. НАПРАВЛЯЮТСЯ в село. 4. Много, мало, лишь, только… ПРИШЛО лишь пять человек. 3. Большинство +… 5. Кто, никто, кто-то Никто, даже специалисты, не Большинство девушек были МОГ поставить диагноз. ПРИЕЗЖИЕ. Те, кто молод и здоров, (НО: Большинство РАБОТАЛО ИЗБЕГАЮТ докторов.) хорошо.) 6. …один + сущ-ое В шоу УЧАСТВОВАЛ 21 человек 1. Газета «Труд» опубликовалА… приложение не влияет на Цветок роза выращен в теплице. согласование 2. Свет и тепло исходилИ от костра. однор. подл. перед сказуемым От костра исходил свет и тепло. однор. подл. после сказуемого 3. Не то туман, не то дым однор. подл. соединяются окутывал рощу. разделит или против. союзами 4. Девушка – круглАЯ сирота. сущ-ое общего рода Мальчик – круглЫЙ сирота. 5. Выступила замечательный врач врач, педагог, профессор, Фёдорова. представитель – М.Р. 6. В журнале «Смена»… приложение-название в И.П. |
Оплачивать (что?) проезд Платить (за что?) за проезд Уделять внимание (чему) вопросу о… Преимущество (перед кем?) …
Открыли огонь по нему (Д.п. –мн.ч. по нас (П.п. – ед.ч. Скучать, тосковать (по кому?) –Д.п. ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ 1. Изучал музыку и физику. соединение неоднородных понятий 2. Окружили вниманием и помощью. нарушение лексич. сочетаемости 3. Столы, стулья и мебель. смеш. родовых и видовых понятий 4. Учился теннису и играть в карты. объедин. разных частей речи 5. Он добивался отпуска без смешение рядов однородных содержания и путёвки. 6. В книгах и лекциях, докладах и случайные сочетан. в парах однор журналах. 7. Смотрит и увлекается сериалами. наруш.управления пад.формами 8. В книге описывается происхожде- член пр-ия + придаточное ние религии и как она развивалась. 9. Читаю книгу, талантливо написан- прич. оборот + придаточное ную и которую многие хвалят. ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПР-ИЙ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ 1. Прочитанная лекция для студентов. опред. слово не м.б. внутри п\о 2. Базарову и людям этого типа, про- нарушение соглас.п\о с гл.сл. шедшего (-ему) школу жизни… ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ Прочитав рассказ, мне взгрустнулось. основное (глагол) и добавочное (…я почувствовал…) действие (дееприч.) всегда Сдав экзамены, я был принят в вуз. совершается ОДНИМ лицом ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ Ученик сослался на недомогание смешение прямой и косвенной и сказал, что я не готов к уроку. речи |
25 24
МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР (РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ)
(нареч., деепр., ст.ср. н.ф…) ЕСТЬ окончание
проспрягай
окончание может разрывать основу ИГРАетСЯ
Мечтательный мечтатель мечтать мечта
-- не путай морфемы: любить – люблю (б\\бл – наст вр.) любил – (-л- суффикс прош.вр.) |
корни-омонимы ГОРа – ГОРеть 2 корня ВОДоВОЗ связанные корни заНЯть-отНЯть-наНЯть чередования ЛЮБить – ЛЮБЛю СОН – СНа слово-корень служебные ч.р.(что, не) |
А Ф Ф И К С Ы
Служебная морфема (аффикс) | Словообразовательные аффиксы (придают слову новое л\знач.) | Формообразующие аффиксы (образуют формы того же слова) |
Окончание (флексия) | Звуковое ( лесА) Нулевое (лес) Внутри основы (гордЯТся, кЕМ-либо) | |
Приставка (префикс) | Писать-ПЕРЕписать Меры - КОНТРмеры | Писать –НАписать Тропики -СУБтропики |
Суффикс (м.б. нулевой) | Гореть – гореЛый Синий - синЕВа | -ти,-ть (н.ф.глагола) -л- (прош.время) -е,-ее, -ше (ст.ср.) |
Интерфикс (соединительная морфема) | железОбетон Ленинград (нулевой) сорокАметровый четырЁХугольный полУботинки пятИлетний | |
Постфикс (после оконч. или форм\обр аффикса) | -СЯ(СЬ) - одеватьСЯ -ТО,-ЛИБО,-НИБУДЬ чей – чей-либо (входят в основу) | вращать–вращатьСЯ изучать-изучатьСЯ (возвратность) -ТЕ: идём-идёмТЕ (в основу не входят) |
23 42
< Наши рекомендации
|