Карл маркс и политическая теория

Марксистская политическая теория занимала и продолжает занимать важнейшее место в современной интеллектуальной жизни общества. В истории человечества, пожалуй, еще не было такой научной теории, которая оказала бы столь большое влияние практически на все области социального и гуманитарного знания. Опираясь на наследие «класси­ков» политической мысли, философии, истории и экономики, Маркс и Энгельс смогли сформулировать новое понимание общественного раз­вития.

Марксистское мировоззрение сформировало социальное и полити­ческое мышление по наиболее фундаментальным вопросам. Практиче­ски большинство современных проблем политической теории имеет марксистское происхождение. Например, одной из популярных тем в сегодняшних политико-теоретических дискуссиях между учеными раз­ных «школ» является проблема роли культурных институтов в анализе современных индустриальных обществ. Хотя концепции и конкретные

положения серьезно различаются в зависимости от места теории в по­литическом спектре, в целом имеется консенсус по поводу того, что культурные институты, как бы они ни понимались, заняли в обществе доминирующие позиции, которые раньше занимали экономические. В самом общем виде, таким образом, речь идет, используя марксистскую терминологию, об отношениях между базисом и надстройкой. Сегодня большинство политических и социальных мыслителей «переворачива­ют» эти отношения: по Марксу, приоритетом обладал экономический базис по отношению к надстройке, теперь надстройке придается значи­тельно большее значение. По-прежнему, сохраняются марксистские термины и представление об обществе в целом, а многие современные теории явно или скрыто имеют марксистское происхождение. Таким образом, идеи Маркса продолжают жить даже в трудах тех теоретиков, которые отвергают марксизм в целом.

ГЕГЕЛЕВСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Наиболее сильное влияние на формирование взглядов Карла Маркса оказал видный немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831). Сейчас нам уже трудно представить, каким мощным цен­тром притяжения интеллектуальной немецкой, да и всей европейской, мысли был Гегель в середине XIX столетия. Формирование молодого поколения в значительной степени происходило под знаком гегелевской философии. На период учебы Маркса в Берлинском университете как раз приходился спор между «гегельянцами» — убежденными сторонниками Гегеля, и «младогегельянцами» — в целом продолжавшими гегелев­скую традицию, но критиковавшими многие отдельные аспекты его теории.

Среди «младогегельянцев» был и Людвиг Фейербах (1804— 1872 гг.), впоследствии признанный также одним из крупнейших немецких философов XIX века. Критические идеи Фейербаха произвели сильное впечатление на молодого Маркса. Позднее он развил философские идеи Гегеля и Фейербаха, подняв их на новую высоту.__________________

ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — один из крупнейших немецких философов, создатель системы абсолютного идеализма, профессор философии в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Его основные труды: «Наука логики», «Философия природы», «Философия права» и др.

Гегелевская философия стремилась дать оценку истории в целом. Вся история человечества, полагал Гегель, может быть рассмотрена как

единый, организованный и рациональный прогресс. Многие философы и историки рассматривали ее по-другому: как случайную цепь событий, которые следуют одно за другим хаотично и неорганизованно. Такой подход показался Гегелю искусственным и надуманным. Правильно следует рассматривать историю как связный рассказ о развитии и про­грессе. Этот прогресс не является гладким, последовательным или ку­мулятивным, он достигается в процессе борьбы, конфликта, разрывов в преемственности, которые, тем не менее, имеют свою логику.

Для Гегеля конфликт — это упорядоченный процесс, состоящий из формирования и преодоления противоречий. Тогда история человечест­ва — это просто реализация потенциала, который присутствовал уже на более ранних стадиях развития. История — это естественное выражение сущностной природы людей, подобно тому, как дерево является естест­венным выражением сущностной природы семени. Поэтому человече­ство должно реализовать собственный потенциал развития. Гегель нис­колько не сомневается в коллективистской природе истории, то есть это история человечества в целом, больших групп людей, но отнюдь не от­дельных индивидов.

Подобно тому, как семя должно со временем превратиться в опреде­ленный сорт дерева, люди обречены придти к полной свободе. Сущно­стный потенциал людей никогда не найдет своего выражения, если их способность к развитию ограничена обстоятельствами и условиями жизни. Человечество получит свое полное развитие, когда станет сво­бодным, то есть свободным от всех условных запретов. В процессе ис­тории люди обязательно представляют собой нечто меньшее, чем ис­тинная и полная природа человечества. Семя находит свое полное вы­ражение в зрелом дереве. Так же и люди сумеют найти свое полное вы­ражение только по окончании периода роста — то есть когда история завершится. Достижение полной свободы возможно только с окончани­ем «роста» людей. Следовательно, наступит конец истории. Поскольку история является процессом изменений, через которые человечество реализует свой потенциал, в тот момент, когда он будет полностью реа­лизован, дальнейшее развитие прекратится, а стало быть, история за­кончится. История движется к своему концу в двух смыслах: 1) в форме конкретного результата, и 2) как бытие, направленное к своему концу. В каком смысле человечество развивается? Для Гегеля развитие выража­лось, прежде всего, в развитии разума или духа. Гегель использовал немецкое слово «Zeitgeist», то есть «дух времени».

Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психоло­гия), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия).

Если внимательно посмотреть на историю группы людей, то обна­ружится, что их искусство, религия и философия в данное историческое время будут иметь определенное сходство, им будет присущ общий тип мышления, разделяемые взгляды. Эта концепция поддерживает коллек­тивистские взгляды Гегеля, поскольку он полагает, что общее, которое мы находим у разных мыслителей одного и того же времени — не случай­ность. На них, как на отдельных индивидов оказывало влияние нечто большее. Иными словами, разум или дух, движущий исторический про­цесс, — это разум человечества, выражающийся в определенных людях и периодах.

Господствующий на данной ступни истории народ является носите­лем Мирового духа. Он получает единственный раз возможность соста­вить эпоху всемирной истории.

ИДЕАЛИЗМ — одна из тенденций (характерных для философского объясне­ния мира) приписывать идеям большую реальность, чем чувственно воспри­нимаемым вещам, искать прообразы общих свойств вещей и явлений в зна­чениях идей.

МАТЕРИАЛИЗМ — одна из основных тенденций в философии, противопо­ложная идеализму, и заключающаяся в установлении фактическим и логиче­ским путем духовного и психического от материального. Материя и природа является первичной, идеи вторичны.

Имя Гегеля ассоциируется с философским идеализмом, подчерки­вающим значение разума, ментальности, а не материального мира. С его точки зрения, социальный аспект физического и материального ми­ра имеет наибольшее значение, а отнюдь не сами эти миры. По мнению Гегеля, люди с помощью пяти чувств обретают знание об окружающих вещах. Лишь позднее они обрели способность понимать также и самих себя. А это в свою очередь позволило им почувствовать, что они могут стать чем-то еще большим. С точки зрения гегелевской диалектики воз­никает неизбежное противоречие между тем, чем люди были, и тем, кем они хотят стать. Разрешение этого противоречия достигается через раз­витие способности человека обретать свое место в более широком духе общества. Люди начинают понимать, что их полная реализация воз­можна только при развитии и распространении духа общества как цело­го.

Таким образом, выстраивается цепочка:

Понимание вещи — понимание себя — понимание более широкой структуры.

Гегель, таким образом, предложил общую теорию эволюции мира. Это субъективистская теория, поскольку изменения происходят на

уровне сознания, вне контроля индивидов. Иными словами, неизбежная эволюция сознания как бы «тащит» индивидов за собой.

Какова природа и логика исторического процесса? Поскольку разви­тие истории — это развитие мысли, а сутью мышления является логика, то из этого следует, что развитие истории — логический процесс. Для того, чтобы рассматривать историю как рациональный процесс, необхо­димо понять логику ее развития. Отсюда вытекает необходимость диа­лектической логики.

Для Гегеля первостепенное значение имеет развитие философии. Его история — это история цивилизаций, включая войны и внутренние конфликты. В любой момент исторического прогресса разум и дух лю­дей и цивилизаций определяется противоречиями. Конфликт и развитие через конфликт являются интегральной частью социальной жизни.

Например, военные победы Наполеона были частью той же логики, что и философские аргументы Рене Декарта или Джона Локка. История общества, его интеллектуальной культуры, и даже самой философии — все это части одной тенденции. Разумеется, ни Наполеон, ни Декарт не предполагали, что всего лишь играют роль в этой тенденции. Гегель писал о «хитрости разума», показывая, как проявляется логическая тен­денция в истории через людей, не понимающих, какую роль они игра­ют. Только человек, овладевший философией Гегеля в состоянии по­нять эту логику истории.

Обратимся теперь к политической теории Гегеля. Единственный учебник, написанный Гегелем — это «Философия права» (1821 г.). Концепции свободы и государства предопредляют гегелевскую трак­товку политики, этики и истории. Согласно Гегелю воля в своей сущно­сти свободна. В отличие от животных мы имеем цели и сознательно к ним стремимся. Обладать волей — значит стремиться к свободе. Реали­зация свободы не зависит только от личности, она в то же время соци­альна.

Политическое мировоззрение Гегеля близко к древнегреческому. Он сформулировал теорию современного государства, понимая под ним не систему институтов (полиция, армия, образование, юриспруденция и т.д.), которая управляет жизнью любой современной нации, а объектив­ное воплощение этической жизни. Иными словами, Гегель говорит о квазирелигиозном чувстве причастности к сообществу (полису).

В первой части «Философии права» Гегель говорит о законах соб­ственности.Собственность — не есть нечто естественное, — писал Джон Локк, — она основывается на договоре. Частная собственность — это общественное отношение, которое зависит от признания других. Собственность связывает человека с обществом. Можно обладать чем-то, но это не будет собственностью, если факт владения не признан общест­вом.

Во второй части учебника речь идет о соотношении морали прав моральных субъектов с ответственностью за свои поступки. Третья часть посвящена социальной этике, описывает взаимоотношения между семьей, гражданским обществом и государством.

Гражданское общество, по Гегелю, это сферы производства, распре­деления и потребления продуктов, необходимых для удовлетворения определенных потребностей и желаний. Гражданское общество имеет свои собственные институты — общественное управление, организа­цию правосудия, полицию и корпорации. Гегель назвал эти институты гражданского общества «внешним государством», поскольку они явля­ются простыми инструментами для достижения личных целей.

Под гражданским обществом он, по существу, имеет в виду буржу­азное общество:

Гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире, ко­торый всем определениям идеи предоставляет впервые их право. С точки зрения развития понятия права — это необходимый этап. Право, по Гегелю, употребляется в трех основных значениях:

1. право как свобода (идея права);

2. право как определенная ступень и форма свободы («особое пра­во»);

3. право как закон («позитивное право»).

Гражданское общество раздираемо противоречиями, в нем сталки­ваются различные личные интересы, это почти «война всех против всех», как у Гоббса. Здесь еще не достигнута полная свобода, оно не справляется с проблемами бедности и черни.

Государство — основание гражданского общества. Формирование современного государства связано с утвержденем буржуазного строя.

«То, что есть государство — это шествие Бога в мире, его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю».

Гегелевская идея государства — это правовая деятельность, в кото­рой государство, которое также есть конкретное право, предстает как правовое государство. Свобода и означает наличие правового государ­ства.

Называя нелепым демократический принцип — «все должны при­нимать участие в государственных делах», Гегель возвысил государство над индивидом и обществом. Он не понял, что в этом заложена идея будущего подавления личности государством, то есть ликвидации сво­боды и права. Тем не менее, гегелевский этатизм носит правовой харак­тер и, тем самым, прямо противоположен тоталитаризму. Идеальным государством для Гегеля была конституционная монархия. Именно та­кое будущее он видел для Пруссии, которая, как он считал, вполне мо-

жет стать «этически целенаправленным государством». Но так и не ста­ла. История распорядилась по-другому.

Наши рекомендации