Атомистическая школа (Демокрит, Левкипп, Эпикур).
Значительное место в ранней греческой философии заняло творчество атомистов – Демокрита и Левкиппа. Суть атомизма состоит в признании первоосновой мира атомов как мельчайших неделимых частиц, движущихся в пространстве. Так Левкипп учил, что атомы перемещаются в пустом пространстве, имеют определенную величину и форму.
Демокрит развил идею атома в целое философское учение. По его убеждению, невидимые атомы имеют бесконечное число форм (выпуклые, вогнутые, шарообразные и др.) Этим и объясняется факт разнообразия материальных вещей, явлений мира. Атомы отделяет друг от друга пустота, иначе бы они слиплись друг с другом. Их основным свойством является движение, присущее им по природе своей и существующее в разных формах – хаос, вихрь, испарение. Сталкиваясь, атомы образуют сочетания разных вещей. Следовательно, причиной вещей является их взаимодействие. Демокрит рассматривал ее в качестве «виновницы» всех вещей, их «рождающей» силы. Он полагал, что все происходит по необходимости. Для случайности нет места в мире.
Демокрит считал, что атомы вечны и неуничтожимы, а вещи тленны, рано и поздно они распадаются. Душа человека – это тоже сочетание (огневидных) атомов. Сам же человек произошел естественным путем (из теплой грязи), без участия Творца. Человек – это малый мир, это «микрокосм», в котором есть огонь и тепло. Он может познавать окружающий мир посредством своих чувств и мыслей. Обретение истины представляет собой долгий и очень трудный процесс, т.к. она скрыта в глубине. Само познание есть единство чувственной и рациональной сторон деятельности человека.
Демокрита принято считать родоначальником материализма в истории философии
В то же время учение о детерминизме создавало множество теоретических трудностей в понимании мира и практической деятельности людей. Существуют ли случайные события? Может ли человек сам принимать решения, делать выбор или свободы воли нет, а все наши действия уже чем-то или кем-то заранее предопределены? Может ли человек нести ответственность за свои действия, если они предопределены движением атомов и от его воли не зависят?
Новый ответ на все эти вопросы попытался дать Эпикур. Он утверждал, что атомам присущ еще один, третий вид движения. Они способны не только лететь по прямой и двигаться по кругу, но и произвольно, спонтанно отклоняться в своем движении от прямой линии. Самопроизвольное отклонение атомов от движения по прямой Эпикур назвал «clinomen» («клиномен»). Признание этой способности означало переворот в философском понимании мира. Если в самой сущности первоосновы мира – атомов – заложена способность к случайным отклонениям, то существование случайности в любых природных явлениях и в человеческом мире становится совершенно естественным и понятным. (Эта проблема наиболее подробно обсуждалась в докторской диссертации К. Маркса «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура».)
Гуманистический период
Софисты (Протагор, Горгий).Переход от натурфилософии кантропологии связано с появлением школы софистов – первых древнегреческих просветителей, учителей мудрости.
Софисты— условное обозначение группы древнегреческих мыслителей сер. 5—1-й пол. 4 вв. до н. э. Время их активной деятельности часто называют веком греческого Просвещения. Первоначально слово σοφιστής было синонимично слову σοφός (“мудрый”) и обозначало человека, авторитетного в различных вопросах частной и общественной жизни. С середины 5 в. софистами стали называть появившихся тогда платных преподавателей красноречия и всевозможных знаний, считавшихся необходимыми для активного участия в гражданской жизни, которые и сами нередко активно участвовали в политической жизни. Софисты навлекли на себя нападки со стороны консервативных общественных групп (обвинение в нечестии против Протагора, изображение Сократа в виде типичного софиста в комедии Аристофана “Облака” и т. п.). Основные сочинения софистов до нас не дошли, и об их взглядах можно судить гл. о. по той полемике, которую вели с ними Платон и Аристотель и находившиеся под их влиянием позднейшие авторы.
Общей чертой учений софистов был релятивизм (относительность всего), нашедший классическое выражение в положении Протагора “Человек — мера всех вещей”. Этому способствовал сам характер деятельности софистов: они должны были научить обратившегося к ним молодого человека убедительно защищать любую точку зрения, какая только могла понадобиться ему в делах. Основой такого обучения было представление об отсутствии абсолютной истины и объективных ценностей. Сопоставление противоречивых норм, господствовавших у различных народов, быстрый распад традиционной идеологии в греческих городах расшатывали представление о едином божественном нравственном законе. Относительность понятий добра и зла.
“Двоякие речи” доводят почти до карикатуры; “Болезнь есть зло для умирающих, а для продавцов вещей, нужных для похорон, и для могильщиков — благо”. Важнейшую роль в мировоззрении софистов играло противопоставление природы как элемента относительно постоянного человеческому закону или установлению — изменчивому и произвольному.
Софисты неизбежно впадали в противоречие с традиционными религиозными верованиями. Так, Протагор утверждал, что не знает, существуют ли боги. Другие прямо отрицали существование богов. «Ибо многое препятствует знать (это): и неясность (вопроса), и краткость человеческой жизни». За эти суждения Протагор был обвинен в безбожии и бежал из Афин.
Протагор был преподавателем риторики и эристики – искусства речи и спора. Он учил – что материя – это вещественная основа мира, пребывающая в изменчивом состоянии. Изменяется и сам человек как познающее существо. Но тезис о текучести всего философ довел до крайности, полагая, что нет ничего устойчивого, в том числе и человеческих знаниях и представлениях. Следовательно, о всякой вещи возможны два противоположные мнения, оба претендующие на истинность.
Протагор, согласно традиции, положил начало словесным состязаниям, в которых многие софисты прибегали к логическим передержкам и парадоксам, получившим уже в древности название софизмов. Горгий и другие софисты развили преподавание ораторского искусства и перенесли его, в частности, в Афины. Софисты сделали важный шаг на пути к созданию науки о языке. Протагор занимался категориями словоизменения и синтаксисом предложения.
Софисты высказывали идеи равенства всех людей. Так, Алкидамант заявлял, что “бог сделал всех свободными, природа никого не сделала рабом”. Взгляды софистов не отличались единством даже по основным вопросам.
Горгий полагал, что в познании все ложно, ничего не существует, а если и существует, то непостижимо. Если что и постижимо, то оно не высказываемо и необъяснимо для другого человека. Нельзя доказать, что бытие и существует и не существует одновременно. Небытие не должно существовать, т.к.человеком оно мыслиться как несуществующее. Вместе с тем оно и существует, ведь мы же размышляем о нем.
Софисты занимались логикой и математикой, астрономией и музыкой, поэзией. Они способствовали развитию языкознания и роста интереса к рациональному знанию. Но их критиковали и Сократ и Аристотель за относительность истины, за словесные ухищрения, подмену истины практической выгодой.
Сократ (469-399г.до н.э.)философ, учение которого знаменует поворот в философии к рассмотрениючеловека.Его называют первым философом в собственном смысле этого слова. В его лице философское мышление обращается к самому себе.
Он считал, что философия должна помочь человеку «познать самого себя» (это любимое изречение Сократа на храме Аполлона в Дельфах). Познание самого себя является основным законом и требованием разума, т.к. без этого невозможно самоопределение человека в этом мире. С помощью знаний можно обрести и такие добродетели, как сдержанность, мужество, справедливость. Без наличия этих добродетелей невозможно выполнение человеком своих общественных и государственных функций, что требуется в условиях демократии.
Наличие знание Сократ считал важнейшей нравственной характеристикой человека. Добро начинается вместе с представлением и знанием о нем. Лишь тот человек справедлив, который знает, что такое. Философ считал, что если человек знает, что такое хорошо и плохо, то он не сможет поступать плохо. Нравственность – плод знаний.
Знания человек приобретает в процессе диалога – столкновения и сочетания различных мнений. Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика);его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии», с ее помощью он освобождал соперника от излишней самоуверенности. Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.
Многие высказывания, традиционно относимые к историческому Сократу, характеризуются как «парадоксальные», потому что они, с логической точки зрения, вроде бы противоречат здравому смыслу. К числу так называемых сократовских парадоксов относятся фразу «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».
Сократ также пытался исследовать и общество как сложный социальный организм. Он высоко оценивал роль землевладельческого труда в истории человечества, который не губит людей и не разрушает общинный строй жизни. Философ пытался классифицировать различные формы государства. Он выделял среди них такие, как монархия и демократия, плутократия («власть богатых»).
Смерть Сократа явилась последним и самым обличительным, самым гениальным его философским произведением, вызвавшим глубокое брожение умов и могучий общественный резонанс на протяжении многих веков человеческой истории. Он был обвинен в богохульстве и развращении молодежи (в смысле сеял сомнение в правильности существующих порядков в государстве). Так как он не пожелал заменить наказание штрафом (т.е.признать себя виновным) и отверг предложение о побеге, то смерть стала неизбежной.
Юный ученик Сократа - Платон, присутствовавший на судебном процессе, испытал настолько сильное нравственное потрясение, что тяжело заболел. ' Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость?'- вот вопрос, который встал перед Платоном во всей своей драматичности и который породил другой вопрос: ' Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с мудростью?' Так родилась первая философская утопия о 'справедливом' (для своего времени) общественном строе, оказавшая впоследствии большое влияние на возникновение и развитие утопического социализма.
Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем как принял свою смерть. Перед смертью Сократ попросил принести в жертву Асклепию петуха (обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление), символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков. По мнению Сократа, этому освобождению душа философа не противится, поэтому тот спокоен пред ликом смерти. И обстоятельства казни, и сам её процесс были подробно описаны Платоном в его диалоге «Федон», целиком посвящённом последнему дню Сократа. Вот как сам Платон описывает смерть Сократа:
Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лег на спину: так велел тот человек. Когда Сократ лег, он ощупал ему ступни и голени и немного погодя — ещё раз. Потом сильно стиснул ему ступню спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал, что нет. После этого он снова ощупал ему голени и, понемногу ведя руку вверх, показывал нам, как тело стынет и коченеет. Наконец прикоснулся в последний раз и сказал, что когда холод подступит к сердцу, он отойдет. Немного спустя он вздрогнул, и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза.