Жизнь, формирование мировоззрения Карамзина, деятельность.
Первое произведение «Письма русского путешественника» (1791-92).
Поэтика повестей Карамзина.
5. Ранние крестьянские повести: «Фрол Силин», «Бедная Лиза».
6. Исторические повести: «Наталья, боярская дочь», «Марфа Посадница».
7. Романтические повести: «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена».
8. Бытовые повести: «Юлия», «Рыцарь нашего времени», «Моя исповедь».
Поэзия Карамзина.
Карамзин-историк. 12 томов : «История государства российского». «Карамзинский период в литературе».
1. Место и роль Карамзина в литературе
«Карамзин принадлежит истории»,писал Пушкин в письме к Вяземскому сразу же после смерти автора «Истории государства Российского», первого учебник по истории.
Белинскийписал в «Сочинениях Ал-ра Пушкина»:«Карамзин имел огромное влияние на рус. л-ру». Он преобразовал рус. язык, приблизив его к живой, разговорной речи. Своими журналами, статьями распространял познание, образованность, вкус и охоту к чтению».
До 60-х гг. 20 в. Карамзина считалиглавой рус. сентиментализма (и всё). НОотзывы современников о Карамзине, мнения Жуковского, Пушкина, Белинского, Добролюбова заставили сомневаться в этом узком восприятии этого писателя. ОНИ
говорили о «Карамзинском периоде в русской литературе».
С 60-х гг. началось углубленное изучение тв-ва Карамзина. Выяснилось:
· У Карамзина естьне только сентиментализм, но и романтизм, и реализм разного вида – и просветительский, и критический,
а по материалу и бытовой, и психологический, и социальный, и даже общечеловеческий, который и до сих пор часто не отличают. (не замечая, не видя, как воздух).
· Общечеловеческийпотому, что Карамзин писал, показывал и доказывал, что человек – духовная натура, а нравственность у него не от имущественного и сословного положения, а от природы – но или развито, или не развито.
· Признает моральное равенство от Природы.(и это точно: все природные законы гармоничны, т.е. равноправны и взаимосвязаны, взаимно помогают один другому. А вот люди ну никак в с е не воспримут и в с е не используют всем на пользу.
· Просвещение – антидот (гр.: лекарство) против всех зол, –писал он в стихе «Поэзия»: поэзия всегда была наставницей; писатель – друг натуры, стремится к красоте реального мира; «искусство всегда уступает природе, и копия всегда хуже подлинника». Поэтому и писал в ж. «Детское чтение»: только благодаря неравенству крестьянин обрабатывает поле и хлеб отдает дворянину (а в Природе не так: там воздух не мешает земле, а оба обогащают друг друга; так и во всем).
· В этом Карамзин был выше Вольтера (тот считал: соц. неравенство – вечный закон общественной жизни), и выше Руссо (этот считал: надо насильственно установить равенство в обществе; Однако ж «Насильно мил не будешь» - говорит народная пословица).
· При этом в условиях его времени не признавал равенства общественного и был дворянским идеологом. (В этом его реализм: условия современности таковы).
· НО о равенстве МЕЧТАЛ – в будущем ОБ Общечеловеческом братстве:
«Песня мира»(1792): « Обнимитесь, миллионы, как объемлет брата брат,
Цепь составьте, миллионы, дети одного отца.
Вам даны одни законы, вам даны одни сердца».
· Так пришел к сентиментализму(превозносил человека, видел связь человека со средой; противопоставлял богатство ДУШИ – имущественному богатству, пытался СГЛАДИТЬ социальное неравенство моральным равенством и т.д.)
· Его сентиментальный герой – беглец из мира реального.
· Верил в просвещение и в революцию: ни суд над королем (во время Франц. революции 1792 и установление республики), ни казнь короля не вызвали возмущения. (Потом, с приходом Наполеона, осуждал диктатуру).
· Ценил обществ. и научную деятельность Бенджамина Франклина в Америке периода 1776 -1787 гг.: «Франклин… смирил гордость британцев, даровал вольность почти всей Америке и великими открытиями обогатил науки».
· В 1793 г. – разочарован диктатурой (Робеспьера, Марата и Дантона) во Франции, ибо все равно народ остался бесправен, а революция не помогла. А потом – подавление революции и приход Наполеона. И просвещение не может помочь.
· С 1800 г. мечтает и зовет к народности в критических статьях, отстаивает общественного человека, ЗОВЕТ ПОЗНАТЬ ИСТОРИЮ гос-ва и общества.
· В литературе начала 19 векаВСЕ писатели учились у Карамзина - и сенти-менталисты, и романтики, и реалисты.ИБО всё это было у Карамзина.
И еще многому важному опять же ДЛЯ ВСЕХ ПИСАТЕЛЕЙ, а не только разговорному языку у него учились.