Общее и особенное в естественных (ен) и социально-гуманиатрных науках (сгн)
Естествознание – наука о природе, социально-гуманитарные науки (СГН) – о человеке и о системе «человек – общество». Так как и естественные науки, и СГН – науки, то они имеют общим то, что присуще науке вообще.
К общим параметрам относится следующее.
1. Объективные метод понимания и истолкования реальности. Объективно можно понимать и субъективную реальность (См. работу Маркса «18 брюмера Луи Бонапарта», в которой раскрыты мотивы Л. Бонапарта).
2. Поиск верного знания (истины) и разработка технологий на основе такого знания.
3. Наличие эмпирического, теоретического и методологического уровней познания.
4. Общий логико-категориальный состав мышления (качество, количество, мера; сущность, явление, действительность; система, структура, элементы; причина – следствие – взаимодействие и т.п.), принципы познания – детерминизм, системность, структурность, развитие, историзм и др.
5. Общие закономерности в развитии мысли путем восхождения от содержания абстрактного к конкретному.
6. ЕН и СГН организованы в социальные институты.
7. Обусловленность ЕН и СГН историческими предпосылками развития общества, способом производства людьми своей жизни, наличной культурой, потребностями общества.
8. Функции: познать закономерности, разработать на их основе те или иные технологии и реализовать проекты для преобразования реальности; объяснять, предвидеть и прогнозировать.
Особенное состоит в различиях по предмету и методам истолкования реальности:
1. Предмет ЕН – реальность, не обладающая самосознанием, свободой воли. Поэтому в истолковании реальности доминируют объективность, детерминизм, перестройка наличных связей в предмете согласно внешним целям по отношению к предмету. Природа «искренняя» по отношению к исследователям, она непосредственно обнажает свои закономерности.
2. Предмет СГН – человек и отношения между людьми; т.е. предмет обладает свободой воли, самосознанием, самоопределением, самодеятельностью, самодетерминацией. Самоопределение, самодетерминация у человека доминируют над определением извне (последнее присуще предмету ЕН). Поэтому для верного понимания предмета СГН необходимо учитывать не только внешнюю обусловленность, но и мотивы, цели, ценности, идеалы людей; т.е. в СГН преобладает ценностно-смысловой компонент в истолковании реальности.
3. Для понимания социально-гуманиатрной реальности необходим должный уровень развития самого исследователя – душевно-духовный, социально-коммуникативный, общекультурный, нравственный, гражданский. Иначе сам исследователь будет не на высоте развития предмета, и его концепции будут упрощенными, вульгарными.
4. В природе закономерности пролагают себе дорогу стихийно, бессознательно. Их действие не зависит от сознания и воли людей.
В обществе закономерности есть те общие тенденции, которые слагаются из совместной деятельности и отношений людей. Поэтому люди могут изменять такие тенденции, если они коопирируют свои усилия, направляют их к общей цели, согласовывают свои внешние действия общими значениями, ценностями, идеалами, верою. Поэтому тезис «свобода есть осознанная необходимость» по существу верен: раз люди познали закономерности своей жизни, то они могут превращать такие закономерности в органы своей сознательной общей воли, действуя по согласованному плану. Тем самым объективная необходимость снимается, превращается в инструмент власти людей над стихиями природы, общества, психики.
5. В объяснении природы действует схема: прошлое → настоящее → будущее. В понимании человеческой реальности помимо упомянутой схемы действует еще иная схема: будущее →настоящее; т.е. представление о будущем определяет настоящее.
6. Природные закономерности отличаются устойчивостью, регулярностью действия, они предсказуемы в отношении будущего. Закономерности в человеческой реальности стохастические, статистические, складываются из массива случайностей, из действий каждого отдельного субъекта, как параллелограмм суммарных сил, они отличаются неустойчивостью, исторической изменчивостью, более коротким периодом действия в связи со сменой форм собственности государственной власти, правовой системой, мировоззрением, идеологией. Они трудно предсказуемы в отношении будущего.
7. Истолкование человеческой реальности затрагивает интересы больших социальных групп, влияет на изменение образа жизни людей. Поэтому в истолковании человеческой реальности наблюдается борьба концепций, теорий, прогнозов. За этой борьбой скрывается следующее: люди борются за тот образ жизни, который они считают достойным для себя, а научные теории служат средством отстаивания того или иного образа жизни, который предпочтителен для тех или иных социальных групп. Как выразился английский философ Гоббс, если бы построения математики затрагивали интересы людей, то они подвергались бы критике.
Отсюда вывод: представители СГН призваны исходить из целей благоденствия человека, народа, человечества; т.е. должны быть нравственно, духовно, культурно подготовленными, чтобы предлагать обществу свои разработки.
8. В СГН понятие истины получает новый смысл. Истина – это не только верное знание, соответствующее устойчивым тенденциям социальной действительности, но и такое знание, которое соответствует должному – чаянием, святыням, ценностям народа, большей свободе большего числа людей, справедливости, креативности, творческому человеческому потенциалу. То есть, истина означает соответствие предмета своему понятию, своей идее, т.е. должному.
Распространение методов ЕН на область СГН, как правило, порожает редукционизм, т.е. сведением сложного к простому, высшего – к низшему.Происходит упрощение, огрубление социальной действительности. Например, когда биологизируют сущность человека (З.Фрейд, Л.Фейербах), распространяют конструкции синергетики на субъективную область, на духовно-нравственное развитие индивидуальности, на воспитание, образование в целом, когда экономикоцентризм вытесняет нравственные и культурные параметры человеческого развития (максимум прибыли – минимум совести) и эффективность социальных усилий сводят к одному показателю – стоимостному, денежному; или когда биологизируют исторический процесс (выживает сильнейший – Ф. Ницше, современный социал-расизм либеральной рыночной экономики), или когда в объяснении человеческой реальности используется только причинно-следственные связи ценой упущения ценностно-смыслового содержания жизни людей.
Нельзя абсолютизировать ЕН как эталонное знание и эталон объяснения, не следует толковать ЕН и СГН как взаимоисключающие типы знания; недопустима также дискредитация как СГН, так и ЕН.
Верная позиция состоит:
• в понимании особенностей природной и человеческой реальности, особенностей ЕН и СГН, в понимании пределов компетентности ЕН и СГН. Как природа есть естественный базис общества, так и ЕН есть исходная основа для СГН в том смысле, что природные закономерности не должны игнорироваться в СГН. Иначе возникают невыполнимые концепции, утопии;
• в понимании тенденции сближения, срастания ЕН и СГН, их взаимной дополнительности;
• в уяснении того, что такое единение ЕН и СГН осуществляется на основе изучения главного предмета – человека. В изучении человека, его универсальной сущности и перспектив ЕН и СГН неизбежно будут объединяться, и многочисленная дисциплинарность все более будет превращаться в междисциплинарные направления, а в тенденции – в одну универсальную науку, в которой отпадут искусственные разграничения, идущие от разделения научного труда. Это будет, предвидел К. Маркс, – «одна наука».