Основные периоды в истории науки и их особенности (античность – XXI век).
1. I тыс. до н.э. – XVI в. н.э. – период преднауки
Накопление знаний, первые философские представления о природе
2. XVI – XVII в. – эпоха научной революции
Заложены основы современного естествознания, систематизированы отдельные знания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества. Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Гук, Лейбниц, Ньютон.
3. XVIII – XIX в. – классическая наука
Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук, наука становится двигателем прогресса.
4.XX в. – постклассическая наука.
Революционные открытия на рубеже XIX-XX в. потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со 2ой пол. ХХ в. – огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращение сроков от открытия до применения.
Вопрос об эпохах в развитии науки связан с этапами развития познавательной деятельности. Она прошла соответственно основным этапам развития европейской культуры три основных периода. Другими словами, в сфере познавательной деятельности европейская культура породила три основных исторических типа рациональности: античная универсально-философская рациональность, средневековая универсально-религиозная рациональность, универсальная научная рациональность.
Античная универсально-философская рациональность была характерна для европейской античной цивилизации. Главная цель познания - созерцание окружающего мира. Производство знаний не было ориентировано на преобразование окружающего мира. Знания рассматривались не как инструмент, а как самоценность, как средство достижения гармонии человека с миром. Универсально-религиозная рациональность, сформировавшаяся в средневековом обществе, подчинила рациональное познание вере. Европейская универсальная научная рациональность, сложившаяся в Новое время и господствующая на Западе и сегодня, характеризуется инструментально- прикладным отношением к знанию. Знание рассматривается как инструмент, средство, орудие достижения прагматических целей человека. Европейская рациональность, породив современную науку, науку в собственном смысле, по мере ее успехов и расширения границ научных знаний, по мере обнаружения границ познания и познавательных трудностей прошла в своем развитии три основные стадии: классическая (с XVII до конца XIX в.), неклассическая (Х1Х-ХХ вв.), постнеклассическая (переход к ней - со второй половины XX в.). В основе классической науки лежат достижения Галилея и Ньютона. Для нее характерно понимание линейности развития, жесткий детерминизм т.е. прошлое определяет настоящее, а настоящее определяет будущее. Основным требованием к процессу познанию является элиминация (исключение) всего, что относится к субъекту познания. Неклассическая наука пришла на смену классической, в ее основе лежат первые теории термодинамики. На нее оказали влияние революция в естествознании на рубеже XIX - XX вв. и теории относительности. В неклассической науке возникает иная схема детерминации, учитывающая роль случая она называется статистическая закономерность. Учитывается зависимость субъекта познания от познаваемого. Постнеклассическая наука основана на достижениях Бельгийской школы И. Пригожина в области синергетики (ее основные понятия: хаос, порядок, саморазвитие, самодостраивание и т.д.). Ее опорные принципы: глобальный эволюционизм, космизм, экологизм, холизм (подход к объектам как целостным образованиям), антропный принцип, гуманизм, наука междисциплинарно ориентирована
Вопрос об эпохах в развитии науки связан с этапами развития познавательной деятельности. Она прошла соответственно основным этапам развития европейской культуры три основных периода. Другими словами, в сфере познавательной деятельности европейская культура породила три основных исторических типа рациональности: античная универсально-философская рациональность, средневековая универсально-религиозная рациональность, универсальная научная рациональность.
Античная универсально-философская рациональность была характерна для европейской античной цивилизации. Главная цель познания - созерцание окружающего мира. Производство знаний не было ориентировано на преобразование окружающего мира. Знания рассматривались не как инструмент, а как самоценность, как средство достижения гармонии человека с миром. Универсально-религиозная рациональность, сформировавшаяся в средневековом обществе, подчинила рациональное познание вере. Европейская универсальная научная рациональность, сложившаяся в Новое время и господствующая на Западе и сегодня, характеризуется инструментально- прикладным отношением к знанию. Знание рассматривается как инструмент, средство, орудие достижения прагматических целей человека. Европейская рациональность, породив современную науку, науку в собственном смысле, по мере ее успехов и расширения границ научных знаний, по мере обнаружения границ познания и познавательных трудностей прошла в своем развитии три основные стадии: классическая (с XVII до конца XIX в.), неклассическая (Х1Х-ХХ вв.), постнеклассическая (переход к ней - со второй половины XX в.). В основе классической науки лежат достижения Галилея и Ньютона. Для нее характерно понимание линейности развития, жесткий детерминизм т.е. прошлое определяет настоящее, а настоящее определяет будущее. Основным требованием к процессу познанию является элиминация (исключение) всего, что относится к субъекту познания. Неклассическая наука пришла на смену классической, в ее основе лежат первые теории термодинамики. На нее оказали влияние революция в естествознании на рубеже XIX - XX вв. и теории относительности. В неклассической науке возникает иная схема детерминации, учитывающая роль случая она называется статистическая закономерность. Учитывается зависимость субъекта познания от познаваемого. Постнеклассическая наука основана на достижениях Бельгийской школы И. Пригожина в области синергетики (ее основные понятия: хаос, порядок, саморазвитие, самодостраивание и т.д.). Ее опорные принципы: глобальный эволюционизм, космизм, экологизм, холизм (подход к объектам как целостным образованиям), антропный принцип, гуманизм, наука междисциплинарно ориентирована
3. Методологическое значение научной картины мира в научной теории и в истории науки (на примере той или иной науки, по выбору).
научная картина мира – это особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу её исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.
Научная картина мира является фундаментальным основанием науки. Это широкая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты, претендующая на то, чтобы быть ядром мировоззрения. Она включает систему научных обобщений, возвышающихся над конкретными проблемами отдельных дисциплин, и предстает как обобщающий этап интеграции научных достижений в единую, непротиворечивую систему. В целостной научной картине мира должны быть объединены данные наук о неживой природе, органическом мире, человеческом обществе и общественных отношениях. Базис научной картины мира составляют совокупность основополагающих принципов многих научных дисциплин. Она предстает как строгая система, обобщающая результаты различных ветвей научного познания, и только в этом значении имеет право на существование. Поэтому в научной картине мира равноправное место занимают достижения не только естественных и технических наук, но и социально-гуманитарных.
Структура научной картины мира предполагает
1) центральное теоретическое ядро;
2) фундаментальные допущения;
3) частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются.
1) Центральное теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью и характеризуется достаточно длительным сроком существования. Оно представляет собой совокупность конкретно-научных и онтологических констант, сохраняющихся без изменения во всех научных теориях. Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принцип сохранения энергии, принцип постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле.
2) Фундаментальные допущения носят специфический характер и принимаются за условно неопровержимые. В их число входит набор теоретических постулатов, представлений о способах взаимодействия и организации в систему, о генезисе и закономерностях развития универсума.
3) В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами или аномалиями для сохранности центрального теоретического ядра и фундаментальных допущений образуется ряд дополнительных частнонаучных моделей и гипотез. Именно они могут видоизменяться, адаптируясь к аномалиям. Таким образом, научная картина мира обладает определенным иммунитетом, направленным на сохранение имеющегося концептуального основания. В ее рамках происходит кумулятивное (собирательное) накопление знания.
Научная картина мира представляет собой не просто сумму или набор отдельных знаний, а результат их взаимосогласования и организации в новую целостность, т.е. в систему. С этим связана такая характеристика научной картины мира, как ее системность.
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ:
1) ИНТЕГРАТИВНУЮ, обеспечивающую синтез базовых научных знаний.
Наш современник физик А. Фридман был убежден, что как бы ничтожна ни была сумма людских знаний, всегда находились мудрецы, пытающиеся на основании ничтожных данных воссоздать картину мира. С этим связана системность научного мировоззрения. На протяжении истории философии формировалась идея развития и взаимосвязи природных процессов и общества. Гегель в философии природы подчеркивал диалектическую взаимосвязь и переход от механических явлений к химическим, далее к органической жизни и к практике. Его философия духа подразделялась на учение о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), объективном духе (социально-историческая жизнь человека), абсолютном духе (философия как наука наук). Родоначальник позитивизма Огюст Конт выделял два основных условия, необходимых при построении научной картины мира: (а) расположение наук, при котором каждая из них опирается на предыдущую и подготавливает последующую, (б) расположение наук сообразно ходу их действительного развития – от начальной (математико-астрономической) к конечной (биолого-социологической) через промежуточную (физико-химическую). Конечной целью всякой теоретической системы выступает человечество;
2) НОРМАТИВНУЮ, которая состоит в том, что научная картина мира задает, опираясь на выработанные в недрах парадигмы стандарты и критерии, систему установок и принципов освоения универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования, формирует свойственный данному периоду метаисторический словарь. Так как научная картина мира опирается на совокупный потенциал научных дисциплин той или иной эпохи, то важно иметь в виду историчность научной картины мира, подчеркивающую пределы тех знаний, которыми располагает человечество на данный период своего развития. Понятие «научная картина мира» является более строгим, чем понятия «образ мира» или «видение мира», так как в него входят знания, характеризующиеся достоверностью, обоснованностью, доказательностью. Важное требование объективности тесно связано с интерсубъективностью и общезначимостью. Интерсубъективностъ фиксирует общность между познающими субъектами, условие передачи знания, значимость опыта одного субъекта для другого. Общезначимость – это гносеологический идеал единодушного восприятия той или иной информации, претендующий на то, чтобы знания были приняты всеми мыслящими индивидами, всем обществом.
В рамках нормативной функции научная картина мира обеспечивает формирование целостного научного мировоззрения. Научное мировоззрение — это стройная, научно обоснованная совокупность воззрений, дающая представление о закономерностях развивающегося универсума и определяющая жизненные позиции, программы поведения людей. От религиозного научное мировоззрение отличается тем, что строит общую картину мира посредством понятий, теорий, логических аргументов и доказательств, в то время как для религии характерны вера в сверхъестественное, упование на откровение и логическая недоказуемость «догматов».
3) ПАРАДИГМАЛЬНУЮ, которая
а) указывает на идентичность убеждений, ценностей и технических средств, этических правил и норм, принятых научным сообществом;
б) обеспечивает существование научной традиций;
в) обусловливает постановку и решение исследовательских задач, поведение ученых;
г) накладывает определенные «разумные» ограничения на характер допущений и гипотез и влияет на формирование норм научного исследования. Трудно представить ситуацию, чтобы античный ученый или ученый классической эпохи придерживались бы идей квантово-механического описания объекта и делали бы поправки на процедуры, средства наблюдения и самого наблюдателя, что впоследствии стало требованием создателей квантовой механики Бора, Гейзенберга, Шредингера.
Парадигмальная функция научной картины мира способствует установлению на достаточно долгий срок стойкой непротиворечивой системы научных идей и знаний, теоретических постулатов, стандартов научной практики. Эта система транслируется посредством механизмов обучения, образования, воспитания, популяризации и охватывает менталитет современников. Смена научной парадигмы, переход в фазу «революционного разлома» сопровождается полным или частичным замещением элементов научной картины мира.
Научная картина мира опирается на совокупный потенциал науки той или иной эпохи. Поэтому не следует сбрасывать со счетов историчность научной картины мира подчеркивающую пределы тех знаний, которыми располагает человечество. Это связано с тем, что каждый ученый как субъект научного познания помещен в лоно культурно-исторической традиции, его деятельность во многом обусловлена приоритетами и потребностями своей эпохи, отвечает исторически преходящим нормативам, культурно-стилистическим особенностям. Научная картина мира представляет собой синтез научных знаний, соответствующих конкретно-историческому периоду развития человечества.
Можно выделить следующие исторические формы научной картины мира:
классическую, неклассическую и постнеклассическую.
Классическая картина мира формируется начиная с научных идей Галилея и Ньютона и в дальнейшем получает название механистической. Она господствовала вплоть до середины XIX века. Объяснительным эталоном в этой картине мира считалась однозначная причинно-следственная зависимость. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они относились только к области механики и существовали изолированно. Основным условием познания было требование элиминации всего того, что относилось к субъекту познания, к возмущающим факторам и помехам. Предполагалось, что все состояния мира могли быть просчитаны и предсказаны.
Под влиянием развития термодинамики, оспаривающей универсальность законов классической механики, на смену классической картине мира пришла неклассическая. Выяснилось, что жидкости и газы нельзя представить как чисто механические системы, а потому в неклассической картине мира возникает более гибкая схема детерминации, учитывающая роль случая. Развитие системы мыслится направленно, но при этом признается, что ее состояния в каждый момент времени не детерминированы. Отрицая детерминированность на уровне индивидов, неклассическая картина мира признавала ее на уровне системы в целом.
Постнеклассическая картина мира сформировалась под влиянием научных достижений бельгийской школы Ильи Романовича Пригожина в области изучения нелинейных самоорганизующихся систем, что привело к открытию принципов синергетики. В синергетической научной картине мира доминирует Идея многовариантного и необратимого становления, а мир предстает как поле сосуществующих возможностей.
Выявление ценностно-целевых структур – важнейшая характеристика постнеклассической науки, Постнеклассическая наука расширяет поле рефлексии над деятельностью, в рамках которой изучаются объекты. Она учитывает соотнесенность характеристик получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами.
Важной особенностью постнеклассической стадии эволюции научной картины мира является применение постаналитического способа мышления, сочленяющего сразу три сферы анализа: исторический, критико-рефлексивный и теоретический.
Именно через научную картину мира происходит передача фундаментальных идей и принципов из одной науки в другую, она начинает играть все более важную роль, и не столько как модель мира или его образ, сколько как синтезирующая логическая форма знания, представляющая собой скорее теоретическую концепцию, нежели картину мира в буквальном смысле слова.
В современном знании все чаще вместо «картины» начинают употреблять иные термины: модель, интегральный образ, онтологическая схема, картина реальности. В эти понятия наряду с представлениями о природе, ее причинности и закономерности, пространстве и времени, все в большей мере включаются представления о человеке, его деятельности, познании, социальной организации окружающей среды. В этом факте находят свое отражение две существенные тенденции в развитии научной картины мира как формы знания. Во-первых, изменяются способы синтезирования, интеграции научных знаний, осуществляется переход от научной картины мира как образа, модели, наглядной картины к картине мира как особой сложноструктурированной логической форме научного знания, представляющей мир в его целостности. Первая модификация понятия — «картинность» представлена главным образом в обыденном сознании и на ранних этапах развития науки, вторая – «модельность», «интегральность» – в более развитой, в особенности в современной, науке.
Во-вторых, в исторически меняющихся картинах мира «функцию наглядности» выполняли не только образы, модели, но и те или иные достаточно абстрактные построения. Известно, что картина мира уже у Декарта потеряла свои краски, стала одноцветной, а в результате работ Ньютона она становится чертежом, графиком, схемой количественных соотношений между явлениями, однозначным образом отображающей действительность, что было в принципе огромным шагом вперед.
В целом научная картина мира выполняет несколько теоретических и методологических функций, объединяя знание в единое целое, осуществляя объективацию научного знания и включение его в культуру, наконец, методологически определяя пути и направления исследовательского процесса.