Философские концепции истории
Среди многообразия философских взглядов на смысл истории можно выделить некоторые основные философские подходы к разрешению этой проблемы.
I. Античная концепция истории. Древние греки воспринимали мир как завешенный, гармоничный Космос («космос» переводится с греческого как «упорядоченный»). Существование космоса связывалось с цикличностью и круговоротом. Для древних греков круговое движение - это геометрический образ вечности (круг не имеет ни начала, ни конца), где существует правильное чередование и вечное возвращение. История для греков – это вечное становление, вечное возвращение, периодические мировые пожары (Гераклит), это вечное душепереселение и душевоплощение (Платон).
II. Христианская концепция истории (Библия). Христианская философия истории преодолевает античную идею круговорота. В данной концепции впервые ярко выражены идея единой истории человечества и идея линейного исторического времени. Начало истории и возникновение времени связано с событием, описанном в Ветхом Завете, а именно – с грехопадением человека. Грехопадение Адама и Евы и изгнание их из Рая - начало человеческой истории. Узловые, важные моменты истории – первый приход Христа, его распятие и ожидаемое второе пришествие. Конец истории – второе пришествие Христа, Божественный Суд (описанный в Апокалипсисе).
Смыслом человеческого существования и смыслом истории является завершение истории как процесса земного существования человечества. Пройдя сложный путь очищения от грехов, человек должен вернуться в вечное, в безвременное райское существование. Данное понимание истории называется эсхатологией. Эсхатология – учение о конце истории.
Христианская концепция истории органично связана с провиденциализмом, согласно которому миром правит Божественное провидение. Согласно учению христианского философа Августина, история есть систематическая реализация Божьего плана управления миром.
Таким образом, данная концепция истории выражает идею единой линейной истории, которая предполагает движение из прошлого в будущее и стремление к совершенству. Она была заложена древними евреями и стала ведущей идеей европейского типа мышления. Идею единого смысла и конца истории также поддерживали русские философы В. Соловьев, Н. Бердяев и другие.
II. Рационалистская концепция истории. Данная концепция истории возникает в эпоху Возрождения и Просвещения. На место Божественного провидения ставятся рациональные объяснения истории. Основные идеи концепции – идея естественного закона истории и идея исторического прогресса.
Дж. Вико, итальянский философ 17 века, считал, что историческое развитие всех народов подчиняется единому закону. Все народы проходят одинаковые стадии развития: 1) первобытное варварство, 2) феодализм («век героев»), 3) эпоха городов, юридических законов и разума (век цивилизации). По завершении этого цикла развитие проходит те же стадии и в той же последовательности, но на более высоком уровне (как бы по спирали). Таким образом, историческое развитие прогрессивно и бесконечно.
Для немецкого философа И.Г. Гердера история есть «закономерное развитие культуры». Именно Гердер дал наиболее цельную, философски обобщенную картину развития человечества эпохи Просвещения. Его учение оказало влияние на другого выдающегося немецкого философа В.Ф. Гегеля. Для Гегеля история есть закономерное развитие абсолютной идеи в духе. Субстанция духа – свобода. Прогресс фиксируется развитием искусства, науки, религии, философии.
Известный немецкий мыслитель К. Маркс предложил материалистическое понимание истории. Он считал, что прогрессом движет материально-общественное развитие. Закон исторического прогресса – смена общественно-экономических формаций (рабовладельческой, феодальной, капиталистической) на основе смены способа материального производства. Данное движение истории предполагает наступление особого состояния общества – коммунизма, при котором каждый член общества становится свободным.
IV. Теория локальных обществ. Данная теория возникает в 20 веке в противовес концепциям линейного развития общества. Представители этой концепции истории – О.Шпенглер, А. Тойнби, Я. Данилевский, П.Сорокин. Они отрицают идею единой истории и наличие единого смысла, отрицают идею линейного хода развития человечества и сплошного поступательного прогресса.
В своей знаменитой работе «Закат Европы» О. Шпенглер пишет о существовании восьми локальных (независимых друг от друга) культурных организмов. Это Египетская культура, Индийская, Вавилонская, Китайская, Греко-римская, Западно-европейская, Византийско-арабская и Культура Майя. Эти культуры развиваются подобно живым организмам, то есть проходят такие стадии развития, как рождение, расцвет, упадок и смерть. Возникнув, организм выступает как культура. На этой стадии высшими ценностями являются творчество, искусство, духовность, уникальность. Культура умирает, переходит в цивилизацию. На стадии цивилизации культура вырождается, становится массовой, господствуют техника, политика, спорт. Таким образом, нельзя говорить о существовании единого прогрессирующего исторического процесса.
Для А.Тойнби, который не противопоставляет цивилизацию культуре, каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет. К настоящему времени сохранились лишь пять основных цивилизаций – китайская, индийская, исламская, русская и западная. Движущая сила развития цивилизации – творческое меньшинство. Прогресс человечества Тойнби видит в его духовном совершенствовании, в частности в религии. Смысл истории состоит в реализации нравственного и творческого человеческого достоинства.
ОСНОВНОЙ ВЫВОД
История – это процесс человеческого бытия. Как раздел философии выделяют философию истории. Она рассматривает вопросы о направленности, смысле, предопределенности, конце и прогрессе истории. Ответы на данные вопросы систематически изложены в таких основных концепциях истории, как Античная, Христианская, Рационалистская концепции истории и Теория локальных обществ.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
История
Философия истории
Эсхатология
Вопросы и задания для самоконтроля по теме 12 «Философия истории»
Философский анализ истории
1. Дайте определение истории.
2. Какой раздел философии рассматривает вопросы истории?
3. Перечислите эти вопросы.