Сущность, цель и формы познания
1. Что такое гносеология?
2. Что такое познание? Какова цель познания?
Единство чувственного и рационального познания
1. Что такое чувственное познание? Назовите его формы.
2. Что такое рациональное познание? Назовите его формы.
3. Что такое интуиция и воображение?
Особенности и методы научного познания
1. Чем характеризуются теоретический и эмпирический уровни НП?
2. Что такое научная теория?
ТЕМА 7
Философия и научная картина мира
ПЛАН.
1. Философское осмысление мира.
2. Научная картина мира.
3. Основные принципы современной научной картины мира (НКМ).
Философское осмысление мира
С глубокой древности люди пытались представить себе, как устроен мир в целом, откуда и как он возник, по каким законам развивается, каким он будет в далеком будущем. Картина мира – это теоретическая модель Вселенной, совокупность ответов на фундаментальные вопросы бытия.
Вселенная (реальность, действительность) – это весь мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный. Вселенная содержит бесконечное множество тел, многие из которых по размерам превосходят Землю в миллионы раз. Наука признает объективное существование Вселенной. Это значит, что она существует независимо от сознания человека, ее познающего.
Один из сложнейших вопросов истории человеческой мысли – Имеет ли Вселенная начало? На этот вопрос в истории человеческой мысли сложилось два ответа:
1) Да, у Вселенной было начало, она возникла или была создана. Многие говорят о сотворении мира богом. Платон считал, что мир создан из предсуществовавшей материи. Среди научных теорий самой распространенной является теория Большого взрыва.
2) Нет, Вселенная не имела начала, она вечна. В космогонии древних индусов говорится, что мир проходит через бесконечное число повторяющихся циклов (дней и ночей Вселенной). Аристотель считал, что Земля всегда была центром вечного мира. Научная теория Стационарной Вселенной объясняет вечное существование материи для поддержания постоянной плотности Вселенной.
В связи с вопросом о начале Вселенной в философии встает вопрос –
Что лежит в основе Вселенной? Другие, не менее важные вопросы – это вопрос о происхождении жизни, о происхождении человека на Земле и о его месте в мире.
На эти вопросы можно выделить две самые общие и кардинально противоположные позиции ответов: материализм и идеализм (теизм).
1. Материализм считает, что в основе Вселенной лежит вещество, материя; не существует ничего кроме материи; материя постоянно развивается и обладает способностью к самоорганизации; мир возник в результате процесса эволюции, согласно которому происходит изменение и развитие во Вселенной от простого к сложному, от несовершенного к совершенному; человек – это сугубо материальное существо, лишенное какой-либо сверхъестественной сущности; моральные и нравственные принципы у человека возникают в результате социального взаимодействия с другими людьми в обществе.
К философам-материалистам можно отнести Фалеса, Демокрита, Б.Спинозу, П.Гольбаха, Ф.Энгельса и других.
2. Идеализм (теизм в данном случае) считает, что в основе Вселенной лежит несотворенный творческий Разум (Бог), которой заложил законы и цели развития Вселенной; Вселенная существует как выражение Его сознания и воплощения Его воли; устройство биологических объектов свидетельствует о том, что они являются сложнейшими системами переработки информации и сами насыщены информацией, что предполагает наличие разумного источника; человек создан Богом, своим сознанием человек обязан божественному Разуму (Логосу), от которого он происходит; нравственные правила вытекают из «законов Божьих», они вложены в человека Творцом; сущность человека – в его сверхъестественных, духовных качествах (в душе, в Духе, что после смерти физического тела не умирает); цель человека – служить Богу и развивать в себе богоподобную сущность, истинную духовность.
К философам-идеалистам можно отнести Платона, Дж.Беркли, В.Ф.Гегеля и других.
Данные группы ответов на мировоззренческие вопросы выражают крайние, противоположные позиции. Часто в представлениях философов они не выражаются именно таким резким образом, но имеют смешанный характер.
В заключении можно сказать, что в различные исторические эпохи представление человека об устройстве Вселенной менялось. Мир в целом – непостижим, загадочен, доступен лишь рациональному, а не эмпирическому постижению. Однако, начиная с глубокой древности, человека не перестает восхищать гармония, упорядоченность, согласованность и соразмерность мироздания.
Научная картина мира
Наука – специфическая форма духовной деятельности человека, обеспечивающая получение нового знания, вырабатывающая средства воспроизводства и развития познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и распространение его результатов. Современная научная картина мира оказывает огромное влияние на формирование личности. Мировоззренческие образы природы, общества, человеческой деятельности, мышления и т.п. во многом складываются под влиянием представлений научной картины мира, с которыми человек знакомится в процессе обучения математике, естественным и социально-гуманитарным наукам.
Научная картина мира (НКМ) – это совокупность фундаментальных представлений о законах и структуре мироздания, целостная система взглядов на общие принципы и законы устройства мира.
Этапы развития науки, связанные с перестройкой оснований науки, называются научными революциями. В истории науки можно выделить три научных революции, которые привели к изменению НКМ.
I. Аристотелевская КМ (VI – IV вв. до н.э.): представление о Земле как центре мироздания (наиболее полно геоцентризм был обоснован Птолемеем). Мир объяснялся умозрительно (так как у древних не было сложных приборов для измерений).
II. Ньютоновская КМ (XVI – XVIII вв): переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической модели мира. Этот переход был подготовлен исследованиями и открытиями Н.Коперника, Г.Галилея, И.Кеплера, Р.Декарта. Исаак Ньютон подвел итог их исследованиями и сформулировал базовые принципы новой НКМ. Были выделены объективные количественные характеристики тел (форма, величина, масса, движение), получившие свое выражение в строгих математических закономерностях. Наука стала ориентироваться на эксперимент. Основой для объяснения законов мира стала механика. Эту НКМ можно назвать механистической: убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.
III. Эйнштейновская КМ (рубеж XIX – XX вв.): ей характерен анти-механицизм: Вселенная представляет собой нечто неизмеримо более сложное, чем механизм, хотя бы даже грандиозный и совершенный. Сами механические взаимодействия являются следствиями или проявлениями других, более глубоких, фундаментальных взаимодействий (электромагнитных, гравитационных и др.). Основой новой НКМ стали общая и специальная теории относительности и квантовая механика. Данная НКМ отказалась от всякого центризма. Вселенная безгранична и особого центра у нее нет. Все наши представления и вся НКМ релятивны или относительны.
Современная НКМ – это результат предшествующего развития науки и глобальной смены научных картин мира. Основные принципы современной НКМ – это глобальный эволюционизм, антропный принцип, принцип материального единства мира, принцип детерминизма, системности, структурности, развития (диалектики), самоорганизации и другие.