Особенности, уровни и методы научного познания
В современной цивилизации наука и научное познание занимают особое место. Технологический прогресс 20 века основан на применении научных достижений. Наука оказывает огромное влияние на формирование личности. Через систему образования, которое ориентировано, прежде всего, на усвоение научных знаний, она создает особый тип человеческого сознания. Мировоззренческие образы природы, общества, человеческой деятельности, мышления и т.п. во многом складываются под влиянием представлений научной картины мира, с которыми мы знакомимся в процессе обучения математике, естественным и социально-гуманитарным наукам.
Наука – 1) это творческая деятельность по получению нового объективного знания о мире и человеке; 2) это совокупность полученных знаний, приведенных в систему на основе определенных принципов; 3) это социальный институт и сфера профессиональной деятельности людей.
Какое значение и какую роль играет наука в жизни человеческого общества? Над этим вопросом задумывались многие мыслители. Среди ответов на этот вопрос можно выделить две основные позиции:
• Сциентизм – направление, согласно которому наука играет важнейшую роль, имеет первостепенное значение в жизни общества; именно наука способна решить все проблемы жизни общества (неопозитивизм).
• Антисциентизм – направление, согласно которому отрицается решающее значение науки и признается ограниченность ее возможностей (экзистенциализм, феноменология).
Научное познание (НП) имеет следующие особенности:
1) главная задача НП – обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных, законов познания и мышления и др.;
2) достоверность и доказательность фактов, обоснованность и достоверность выводов;
3) постоянное воспроизводство знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов, закрепленных в языке;
4) строгая объективность, цель НП – объективная истина;
5) воплощение знаний в практике, ориентация на практическое применение;
6) применение материальных средств – научного оборудования (приборов, инструментов и др.);
7) методологическая рефлексия – осмысление собственных научных методов и результатов научного исследования.
Процесс научного познания включает два взаимосвязанных уровня.
Эмпирический уровень НП: исследование направлено на объект и реализуется посредством наблюдений и экспериментов. Здесь происходит сбор фактов, их первичное обобщение, описание, классификация и систематизация. Ядро эмпирического исследования – эксперимент – испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Эмпирическое исследование основывается на материальной базе – приборах, научном оборудовании. На данном этапе ученый получает ответ на вопросы «Что?», «Какое?».
Теоретический уровень НП характеризуется преобладанием рационального момента: понятий, теорий, идей, гипотез, законов. Чувственное, опытное познание здесь не устраняется, но становится подчиненным. Все собранные факты и описание явлений на этом этапе обобщаются, обосновываются, объясняются, прогнозируются. На данном этапе ученый получает ответ на вопросы «Как?», «Почему?».
Эмпирический и теоретический уровни НП взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна.
Научное исследование имеет свои ключевые, узловые моменты: Проблема – вопрос, требующий ответа. – Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, которое нужно доказать. – Научная теория – система понятий, законов и принципов, позволяющая описать и объяснить определенные явления. Научная теория представляет собой высшую форму знания, она объективно отображает явления жизни, объясняет законы их развития. Научная теория выступает конечной целью научного познания.
Современная наука обладает огромным количеством различных научных методов исследования явлений мира и человека. Метод – совокупность правил, приемов и способов познания. Среди научных методов можно выделить:
1. Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, описание, измерение, эксперимент.
2. Методы теоретического познания: анализ, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, аналогия, моделирование, системный подход, вероятностно-статистические методы.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Познание – это деятельность по получению, хранению, передаче и развитию информации, знания. В реальном процессе познания неразрывно слиты и чувственное, и рациональное, и внерациональное познание. Современная теория знания и познания называется в философии гносеологией.
Наука играет немалую роль в жизни человека и общества. Научное познание характеризуется объективностью, доказательностью, достоверностью своих результатов, выводов и теорий. Научная теория представляет собой высшую форму знания, она объективно отображает явления жизни, объясняет законы их развития.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Антисциентизм
Сциентизм
Познание
Истина
Гносеология
Наука
Знание
Научная теория
Метод
Эксперимент
Вопросы и задания для самоконтроля по теме 6 «Учение о познании»