Проблема происхождения человека
Антропология и философия занимаются проблемой происхождения человека (антропогенез – это процесс происхождения человека). В решении данной проблемы можно выделить две принципиально противоположные друг другу позиции – креационизм и эволюционизм.
В основе креационизма лежит религиозная идея божественного творения. Согласно креационизму человек был сотворен богом или неким высшим разумом. Своим сознанием человек обязан божественному Разуму (Логосу), от которого он происходит; нравственные правила вытекают из «законов Божьих», они вложены в человека Творцом; сущность человека – в его сверхъестественных, духовных качествах; цель человека – служить Богу и развивать в себе богоподобную сущность, истинную духовность. Идеалистически, религиозно настроенные философы поддерживали данную позицию.
Теория эволюции объясняет происхождение человека естественным путем, как результат эволюции биологического вида. Основателем данной теории считают Ч. Дарвина. Дарвин опубликовал в 1871 г. книгу «Происхождение человека и половой отбор», где показал, что удивительное существо, наделенное разумом, мышлением и речью, произошло столь же естественным путем, как и все прочие существа на Земле. Основным фактором эволюции стал труд. Именно трудовая деятельность составляет резкую грань между человеком и высшими животными. Развитие труда способствовало более тесному сплочению членов общества. Человек резко отличается от животного именно как социальное существо, изготовляющее орудия и использующее их в процессах коллективного труда. Сложившийся человек мыслит с помощью мозга и делает это при посредстве и под решающим воздействием труда, языка, общественных отношений. Идеи Дарвина были развиты немецким философом Ф. Энгельсом.
Некоторые мыслители пытались примирить эти два подхода к решению проблемы происхождения человека. Также рассуждают и некоторые современные ученые.
Природа и сущность человека
В попытке осмыслить человека в его целостности философия пользуется двумя понятиями – «человеческая природа» и «сущность человека».
Человеческая природа – это совокупность общих для всех людей анатомо-физиологических и психических свойств (таких как прямохождение, членораздельная речь, интеллект и другое), выражающих особенность человека как живого существа. Говоря о природе человека, чаще имеют в виду его биологические свойства. Но в отличие от животных, у человека эти биологические свойства формируются обществом. Так, например, человек не рвет на куски сырое мясо животного, а соблюдает принятые в обществе способы приготовления пищи. Общество может повлиять на изменение биологической природы человека: хилому помочь стать сильным, слепому – зрячим и т.д. Внешний мир и социальная среда – основные факторы формирования человека как биологического вида. Однако человек не является простым отражением природных процессов и социального окружения. Если бы это было так, то все люди мало, чем отличались бы друг от друга. Но каждый человек индивидуален. Его своеобразие проявляется в психологии, в мышлении, в присущем ему внутреннем мире. Общество, конечно, оказывает большое воздействие на формирование человеческой личности, но и человек во всем богатстве присущих ему качеств оказывает воздействие на общество, в котором живет. Поэтому при определении человека важно обращать внимание как на его биологическую природу, так и на его сущность.
Сущность человека – это определяющая черта человека, выражающая его главенствующее качество. Раскрыть сущность человека как неповторимого живого существа очень сложно. У человека есть разум, совесть, долг, дар общения. По мнению ученых, только человек обладает сознанием, логикой, интеллектом. Чему отдать предпочтение при описании сущности человека? Какое качество можно считать специфически человеческим? Есть ли вообще в человеке какое-то устойчивое внутреннее ядро? Философы отвечают на эти вопросы по-разному. Среди всего многообразия научных и философских взглядов на эту проблему можно выделить ряд основных подходов к осмыслению сущности человека.
-- Натуралистический подход отождествляет понятия «природа человека» и «сущность человека». Своеобразие или сущность человека выражается в его особой телесности, в его высокой организованности как биологической особи.
-- Рационалистический подход говорит, что за рамки животного царства человека выводит его разум, т.е. способность мыслить, размышлять о мире и самом себе.
-- Социоцентрический подход говорит о социальной сущности человека. По мнению французского просветителя П.Гольбаха, человек таков, каким его делает общество. К.Маркс утверждал, что человек – продукт и субъект общественно-трудовой деятельности. Сущность человека есть продукт всех общественных отношений.
-- Религиозно-философский подход утверждает, что человек – это единственное живое существо, наделенное божественной сущностью – Духом. Именно в Духе как совокупности самых высоких качеств человека (любви, добра, совести, милосердия, сострадания и других) выражено его Богоподобие.
-- Философско-космический подход говорит о космической сущности человека. Человек признается составной частью Космоса, его развитие и развитие всего человечества неразрывно связаны с эволюцией всего Космоса. В процессе длительного исторического развития человек становится одним из мощных факторов эволюции природы и всего Космоса.
Несмотря на различие приведенных выше подходов, многие мыслители признают в человеке неразрывное единство и биологического, и разумного, и социального, и духовного. При этом поистине уникальным свойством человека является открытость, незавершенность его как создания. В отличие от других живых существ он способен изменять мир вокруг себя, создавая новое – культуру и цивилизацию, способен изменять и творить самого себя.