Основные идеи русской философии

ПЛАН:

1. Особенности русской философии.

2. Средневековая русская философия 10 – 15 вв..

3. Светское развитие русской философии 16 – 17 вв..

4. Русское Просвещение 18 в..

5. Русская философия II половины 19 – начала 20 вв..

I. Особенности русской философии: 1. Социальный характер (ориентация на проблемы жизни русского народа). 2. Решение этических, моральных проблем. 3. Космический характер (обращенность к иным мирам). 4. «Мы-философия» - идея общности, соборности русского народа и всего человечества.
Исторический период (вв.) Философское направление; мыслители Основные философские проблемы и идеи
СРЕДНИЕ ВЕКА 10-15     Теоцентричность философской мысли: Митрополит Илларион; игумен Ф. Печорский; монах Нестор. 10-11 вв. – мировоззренческий перелом в сознании русского народа в связи с принятием новой религии – христианства. Произошло слияние христианства и язычества. Философская мысль развивалась в рамках религиозных христианских представлений. В связи с тем, что был выбран византийский вариант христианства, русская философия развивалась под влиянием византийской философии, где преобладали неоплатонические теоцентрические тенденции. • Митрополит Илларион написал первое значительное философское произведение «Слово о законе и благодати». Основная его идея: принятие христианства на Руси дало начало светлой эпохе благодати, открыло путь спасения от греха. • Игумен Феодосий Печерский«О вере христианской»: все, что не от Христа, то бесовское (язычество, деятельность разума); милость Божию человек может приобрести молитвой, воздержанием и смирением. • Монах Нестор «Повесть временных лет» (летописный свод, содержащий множество философских идей, философский анализ истории, общественной жизни и др.): критика язычества и поддержка христианства. Формирование и развитие русской философии происходило в рамках христианского православного учения вплоть до реформ Петра I.
16-17 Светское развитие философии: ▪ Нестяжатели: Н. Сорский. • Иосифляне: И. Волоцкий.   16 в. – политическое укрепление Москвы, в результате – противостояние Москвы и удельных княжеств, которое проявилось в мировоззренческом противостоянии двух групп – нестяжателей (заволжских старцев) во главе с Н.Сорским и иосифлян-сторонников И. Волоцкого. Основная проблема – вопрос об отношении церкви с государством. • Нил Сорский: церковь должна быть независимой от светской государственной власти, должна воздерживаться от суетности мира и от стяжания (т.е. владения имуществом, землями). Должна посвятить себя духовной деятельности: труду, очищению от страстей, оставлению мира, аскетизму. • Иосиф Волоцкий: церковь должна быть сильной, централизованной и экономически мощной в унисон с сильной самодержавной властью. Государство и церковь должны поддерживать друг друга. Т.о., иосифляне выступали за экономическое богатство монастырей и церквей (но против личного стяжания монахов).
ПРОСВЕЩЕНИЕ Философия русского Просвещения: М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Н. Татищев, С.Е. Десницкий и другие     18 век в России – период развития науки, распространения идей просвещения, создания первого университета в Москве. М.В. Ломоносов – первый русский энциклопедист, ученый, художник, поэт, философ, просветитель, один из первых последовательных русских материалистов. Считал, что философия должна опираться на доказательства и научные исследования. Высказал принцип материального единства мира. Материя – основа всего сущего, то, из чего состоят тела. Материя обладает протяженностью и движением. «Корпускулярная философия» - учение о том, что материя состоит из атомов и корпускул (молекул). Корпускулы – физические частицы, имеющие различную структуру. Из этого следует многообразие природы. Выступал за развитие науки в России.
II половина 19 – начало 20 Западничество: П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И.Герцен, Н. Г. Чернышевский и другие   Славянофильство: И.В. Киреевский, Н.Я. Данилевский, А.С. Хомяков, К.С.Аксаков и другие   Религиозно-этическое направление философии: Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский и другие   Экзистенциализм: Л.И. Шестов, Н.А. Бердяев     ▪Русский космизм: Н.Ф.Федоров, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, Н.К.и Е.И. Рерихи и другие   19 век – эпоха становления и расцвета политического мышления в России. Складываются основные направления политической мысли, идет поиск культурно-исторических особенностей Росси в русле идейного противополагания России и Европы. В центре внимания – судьба России и ее роль в мировом историческом процессе. • Западничество – философско-политическое течение, представители которого ориентировались на западноевропейскую цивилизацию, критиковали православие и акцентировали личностное, индивидуальное начало. Выступали за повторение Россией западноевропейского пути развития (за социализм, либерализм, либо за ограниченную монархию). Развивали материалистические идеи. • Славянофильство– направление русской философии, выступившее как антипод западничеству. Славянофилы высказали идею о «гниющем» Западе, т.е. по их мнению, западная культура клонится к своему упадку. Они утверждали, что у России свой особый путь развития и иной тип цивилизации, поэтому установление благопристойного порядка в России лежит не через заимствование западных структур, а через возвращение к истокам православного патриархального уклада русской жизни, которое было насильственно прервано реформами Петра I. Многие представители были религиозными философами. Под влиянием славянофильства сложилось религиозно-этическое направление русской философии. Ф.М. Достоевский - русский религиозный мыслитель, приверженец славянофильства. Считал, что основа всего сущего – Бог, «ему одному лишь известны ВСЯ тайна мира сего и окончательная судьба человечества». Утверждал, что прогресс общества как путь к лучшей жизни связан с нравственным самоусовершенствованием человека. Человек свободен в выборе добра и зла. Выбор добра приводит человека к братскому единению с людьми, к всеобщему счастью. Выбор зла – это «наполеонизм», утверждение принципа «все дозволено», бунт против морали. В «Преступлении и наказании» Достоевский доказывает несовместимость принципа «все дозволено» с божественной человеческой природой. Самое известное изречение: «Красота спасет мир!». В.С. Соловьев – русский религиозный мыслитель, разработавший всеобъемлющую, связанную философскую систему с помощью метода идеалистической диалектики. Основополагающий принцип философии – принцип всеединства. Бог-творец, создавая мир, переходит в свое творение, делает его подобным себе. Мир – это определенная ступень бытия Бога, и в этом плане существует единство Творца и творения. Природный мир «отпал» от Бога, но он постоянно саморазвивается, внутренняя цель развития мира - соединение с Богом и достижение реального всеединства. Человек, с одной стороны, нравственно подобен Богу, а с другой стороны, принадлежит природному миру. человек и человечество являются связующим звеном мира земного и небесного, в нем должно произойти действительное соединение Бога с творением. Богочеловечество – высшая ступень эволюции мира. Н.А. Бердяев – русский религиозный философ, приверженец идей экзистенциализма и космизма. Главная категория в его философии – Свобода. Свобода – это основа мира и жизни, некая самостоятельная сила или стихия. Из нее рождается Бог-творец, который творит мир. Человек – дитя Бога и Свободы, он двойственное существо: часть природного мира, часть Бога и Свободы. Он абсолютно свободное существо, поэтому имеет возможность свободно творить самого себя. В акте творчества человек становится подобным Богу. Однако творчество трагично, т.к. всегда наблюдается несоответствие творческого замысла и его воплощения. Т.о., творчество - основа жизни человека, это осуществление образа Божьего в человеке и прорыв к свободе и вечности. Русский космизм – направление русской философии, утверждающее космический характер земных явлений, связь человека и Вселенной. Русскими космистами впервые был поставлен вопрос о месте человека в Космосе. Можно условно выделить два основных направления русского космизма: 1) Философское направление разрабатывалось православной философией В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского; основная мысль – единство Вселенной, человека, человечества и Бога. 2) Естественнонаучное направление объединяет естественнонаучноеи философское познание Космоса (А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.А. Умов); основная идея – о космической направленности развития человечества. Человек - составная часть Космоса, поэтому его развитие и развитие всего человечества неразрывно связаны с эволюцией всего Космоса. Не менее важной является обратная зависимость Космоса от практической и интеллектуальной деятельности человечества. В процессе длительного исторического развития человек сам становится одним из мощных факторов эволюции природы и всего Космоса. «Живая Этика» Н.К. и Е.И. Рерихов – это концепция мироздания и космической эволюции человечества. Основные идеи Живой Этики: 1. Мир материален, однако материя бесконечна в своих проявлениях. Дух – это тончайшая материя, материя – это кристаллизованный дух. 2. Космос разумен и одушевлен. Это грандиозная энергетическая система. 3. Мысль – это энергия, вид тонкой материи, которая самостоятельно существует в пространстве. 4. Цель человеческой эволюции – это духовное совершенствование. 5. Смысл жизни человека – самосовершенствование. «Самое лучшее – улучшить себя!» Т.о., основная идея русского космизма – антропокосмизм, согласно которому Человек и Космос едины и зависят друг от друга.

ОСНОВНОЙ ВЫВОД





Русская философия – уникальное явление в истории мировой философии. Специфика русской философской мысли проявилась в социальном, космическом, моральном и этическом характере философских проблем. Идея общности, соборности, коллективизма русского общества звучала в философских поисках русских мыслителей. Центральными идеями в размышлениях русских философов были история, общество, человек и смысл его жизни, поведение человека в обществе, единство человека с богом и космосом.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Материя

Западничество

Славянофильство

Антропокосмизм


Наши рекомендации