Основные идеи западноевропейской философии
ПЛАН.
I. Философия Античности (7 в. до н.э. – 4 в. н.э.).
II. Философия Средних веков (5 – 14 вв.).
III. Философия эпохи Возрождения (15 – 16 вв.).
IV. Философия Нового времени (17 – 19 вв.).
V. Современная философия (20 в.).
Исторический период (вв.) | Философское направление; мыслители | Особенности философии; основные философские проблемы, идеи |
I. АНТИЧНОСТЬ 7 до н.э.-4 | Космология: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и другие. | Особенности античной философии: 1) основа возникновения философии и влияющий фактор - мифология; 2) влияние на философию оказывает зарождающаяся наука. |
Основное стремление – понять сущность природы, Космоса, мира в целом; найти первоначало, из которого все произошло. У Фалеса такое первоначало всего сущего – вода («Все из воды»). У Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь. Анаксимандр выдвинул идею о бесконечности миров и дал первую формулировку закона сохранения материи (вещи, разрушаясь, превращаются в те же элементы, из которых возникли). Философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. | ||
Онтологизм: Пифагор, Парменид, Зенон, Демокрит, Платон, Аристотель и другие. | Древнегреческая онтология – учение о бытии самом по себе. Основное стремление – найти фундаментальные принципы бытия. У Парменида бытие вечно, неделимо, неизменно, доступно только мышлению; он представлял бытие в форме шара. Для Демокрита бытие – это множество неделимых атомов, разделенных пустотой и находящихся в вечном движении. Платон представлял бытие как идеальное (бестелесное) образование – вечный и абсолютно совершенный мир идей, познаваемых лишь разумом. | |
Этико - антропологическая направленность античной философии: Протагор, Сократ, Эпикур, Сенека и другие. | В центре внимания – проблема человека, смысла его жизни, нравственных основ человеческого существования. Основной тезис Протагора: «Человек есть мера всех вещей», что означает относительность истины и человеческих ценностей, относительность понятий добра и зла. Сократ призывал к самопознанию: «Познай самого себя!». Эпикур целью жизни считал счастье, понимаемое как удовольствие. Истинное удовольствие, по Эпикуру, проявляется не в чувственных безмерных наслаждениях, а в безмятежности души, в душевном покое. Сенека, как представитель стоицизма, учил мужественно переносить тяготы и невзгоды жизни. | |
II. СРЕДНИЕ ВЕКА 5 -14 | Августин Аврелий, Дж. Ф. Бонавентура, Фома Аквинский, И. Д. Скотт и другие. | Особенности средневековой философии: влияние монотеистических религий (иудаизма, христианства), из чего следует тесная связь философии с религией. • Теоцентризм, согласно которому единственной реальностью, определяющей все сущее, является Бог (а не природа). Бог - абсолютное начало, бытие и благо. • Креационизм, или идея творения – Бог сотворил мир актом своей воли, благодаря своему могуществу. • Идея откровения, согласно которой Бог открывает себя человеку в священных текстах библии. Следовательно, основной путь богопознания – толкование священного писания. |
III. ВОЗРОЖДЕНИЕ 14-16 | Н.Коперник, Дж. Бруно, Г.Галилей, Т. Парацельс. Н. Кузанский, М. Монтень, Л. да Винчи, Н. Макиавелли. | Особенности философии Возрождения: 1) влияние на философию искусства (через новое прочтение античной культуры); 2) секуляризация философии – постепенное освобождение от церковного и религиозного авторитета и поворот к естественнонаучному познанию мира и человека. |
• Пантеизм натурфилософии (философии природы) – идея божественности, бесконечности, одушевленности природы и вселенной. Бог – во всем существующем природном многообразии. • Гуманизм и антропоцентризм – учение о величии и огромных возможностях человека; человек рассматривается как высшая ценность, утверждаются его права на свободу и счастье, утверждается принцип человеколюбия. • Эстетизм – восхищение красотой природы и человека. | ||
IV. НОВОЕ ВРЕМЯ 17-19 | Особенности философии Нового времени: 1) ориентация на естественнонаучное знание юридически-правовую сферу, 2) ориентация на нравственно - практический аспект человеческой жизни. | |
Мышление становится ведущим принципом философии и жизни людей. Происходит разлом мира на субъект и объект. Субъект – это человек, носитель активности и действия. Объект – это мир. Человек, как центр мира, способен выявить своим мышлением общие законы развития мира. На первый план выходят вопросы: «Что я могу знать?» и «Что я могу сделать?». | ||
Эмпиризм: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и другие. Рационализм Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц и др. | Основные проблемы философии – проблема разума, проблема обоснования науки и научного знания, проблема метода научного познания. «Знание – сила!» - главный лозунг. В решении проблемы достижения истины выделяются два направления: • эмпиризм, признающий чувственный опыт источником знания; • рационализм, признающий разум основой познания и источником истины. | |
Философия Просвещения: Ф. Вольтер, Д. Дидро, Дж. Локк, И. Гердер и другие. | Пафос эпохи Просвещения – уверенность в могуществе человеческого разума, в мощи науки, прогресс которой создает условия для экономического и социального благоденствия. Человек как разумное существо есть цель сама по себе, а все остальное – лишь средство. Рационализм мышления Нового времени – такое отношение человека к миру, при котором признается ведущая роль в человеке и устройстве мира. | |
Немецкая классическая философия: И. Фихте, В.Ф. Гегель, И. Кант, Ф. В. Шеллинг. | Общие особенности: высокий уровень рационализма и абстракций. Основная проблематика – вопросы о возможности научного знания, о видах, способах и объеме знания. Переосмысление отношения Субъекта и Объекта. Субъект (человек, его сознание) рассматривается как активное начало, Объект (мир) – как пассивное. («Мир определен по отношению к S.») | |
Марксизм: К.Маркс, Ф. Энгельс и другие. | • Основа развития общества – это материальное производство и экономические отношения. Политика, философия, религия выступают в качестве «надстройки» над первыми. • История – это смена общественно-экономических формаций: рабовладельческой, феодальной, капиталистической. Сущность истории – в борьбе между классами эксплуататоров и эксплуатируемых. • Государство возникает в результате разделения труда и деления общества на классы. Оно защищает интересы экономически господствующего класса, является основанием неравенства и несправедливости. • Необходимо уничтожить государство и построить коммунистическое общество, где не будет частной собственности, разделения труда, разделения на классы, а значит, не будет неравенства, противоречий и борьбы. • Коммунизм – это процесс. Его необходимые условия – складывание мировой экономической системы, объединение рабочих всех стран, рост самосознания пролетариата. | |
V. СОВРЕМЕН- НАЯ ФИЛОСОФИЯ | Сциентизм: У.У. Ростоу, Д. Белл, А. Тоффлер. | Особенности философии 20-го века: 1) ориентация философии на НТП; 2) отказ от рационализма и отход от классической философии (философии Нового времени). |
Культ научно-технического прогресса и научного знания. Прогресс общества зависит от развития науки и техники. | ||
Иррационализм: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, З. Фрейд и др. | Направление, отрицающее главную роль разума в человеке, прогресс в истории, разумность мироустройства. В основе поведения человека лежат инстинкты, воля, бессознательное. | |
Экзистенциализм: М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю и другие. | Философия существования. Направление, согласно которому существование человека предшествует его сущности. Человек не имеет никакой заранее данной сущности, он - «чистый лист». В процессе своего существования человек сам строит свою сущность, свое Я, опираясь на изначально данную ему абсолютную свободу. Из этого следует ответственность человека за самого себя. | |
Аналитическая философия: Г. Фреге, Б. Рассел, Дж.Э. Мур, Л. Витгенштейн, О. Нейрат, Р. Карнап и другие. | Направление, которое сводит философию к анализу употребления языковых средств и выражений. Данный анализ рассматривается как единственно правомерный метод философского исследования. Его цель состоит в том, чтобы показать, что не существует реальных философских проблем, а соответствующая проблема является либо псевдопроблемой, либо носит логико-лингвистический характер, либо предполагает конкретное содержательное исследование. |
ОСНОВНОЙ ВЫВОД
Развитие западноевропейской философии – это единый связный процесс, философия каждого из представленных периодов имеет свои особенности. Античная философия испытывала большое влияние мифологии, а также была тесно связана с зарождающейся наукой. Философия Средневековья была слита с религией. Философия Возрождения испытала влияние искусства и науки. Философия Нового времени ориентировалась на естественнонаучное знание и была крайне рационалистична. В современной философии 20 века происходит отход от классической философии (Античности и Нового времени) и отказ от рационализма. Общей установкой философии становится плюрализм (множественность): разные философские течения и школы сосуществуют, спорят, ведут диалог, не претендуя на абсолютную истинность.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Эмпиризм
Теоцентризм
Гуманизм
Рационализм