Социальная онтология и гносеология
Общественное бытие. Общественное сознание. Общественное познание
В отечественной социальной философии часто употребляются соотносительные понятия «общественное бытие» и «общественное сознание».
Под общественным бытием понимают объективную сторону жизни общества — все то, что существует независимо от человека и его сознания. В широком аспекте общественное бытие включает в себя весь окружающий нас материальный мир, например природные условия жизни общества, такие, как климат, ресурсы и т.д. Помимо природы человека окружает чрезвычайно важная техническая реальность (станки, компьютеры, телевизоры и т.д.). Не менее материальны и объективны социальные отношения, такие, как отношения производственные — распределения, обмена, потребления и собственно самого производства.
Под общественным сознанием понимают соответственно субъективную сторону жизни общества. По своей сути общественное сознание нематериально и включает в себя всю совокупность идей, теорий, чувств, оценок, характерных не просто для отдельного человека, а для общества в целом1. Предполагается, что общественное сознание отражает общественное бытие. Общественное сознание может отражать весь окружающий мир в целом. Такая форма общественного сознания, как наука, изучает и общество, и природу; не менее универсальна религия, которая объясняет природные явления и одновременно упорядочивает социальные отношения. Общественное сознание может быть представлено и более узкими, специализированными формами, направленными только на социальные отношения, не претендуя при этом на объяснение природы. Таковы политика, право и мораль. Однако это деление не оконча-
1 Подобно этому, проявления общественного бессознательного (архетипы) отражают те индивидуальные формы бессознательного, которые встречаются у каждого человека вне зависимости от его уникальности.
172 Глава 8. Социальная философия (философия общества)
тельно. Например, известный немецко-американский философ Ганс Йонас (1903-1993) полагал, что из-за экологического кризиса мораль в XXI в. должна измениться и включить в сферу своего рассмотрения не только социальные отношения, но и природу в целом.
В итоговом виде структура общественного бытия и общественного сознания выглядит так:
Общественное бытие | Общественное сознание | |
Окружающий мир | Природное и материально-техническое окружение | Религия, искусство, наука |
Социальные отношения | Производственные отношения | Политика, право, мораль |
Общественное бытие и общественное сознание противопоставлены как объективное и субъективное, материальное и духовное. Тем не менее они тесно связаны друг с другом: с одной стороны, общественное бытие влияет на сознание, практически формирует его, а с другой — сознание не только отражает бытие, но и оказывает на него существенное влияние (вспомним пример из § 8.1: данные Макса Вебера о том, как религия определяет экономические отношения).
Об узком и широком понятии общественного бытия. Понятия «общественное бытие» и «общественное сознание» — категории марксистской философии. Это с очевидностью следует, например, из того, что понятие «бытие» здесь совпадает с материальным, а «сознание» — с духовным, а также из диалектического характера взаимоотношений этих понятий. Если употреблять понятие «бытие» в его более традиционном, классическом
I |
смысле как предельно общее понятие о реальности, то к общественному бытию нужно было бы отнести не только материальную, но и духовную реальность, — включить в него и общественное сознание, поскольку идеи, чувства, оценки не менее реальны, чем климат или ресурсы. Тем не менее традиционно в современной отечественной философии категория «общественное бытие» употребляется в узком смысле.
Социальное познание — термин, часто используемый в философии, трактуется как особая форма познания, предметом которого является общество.
§8.3. Социальная онтология и гносеология
Существуют три противоречивые точки зрения на социальное познание.
1. Ряд исследователей считает, что познание общества принципиально не отличается от познания природы. В процессе анализа общества можно применять методы точных наук и естествознания, поскольку общество подчиняется таким же строгим законам, как и физический мир.
2. Изучение общества коренным образом отличается от изучения природы — при помощи естественно-научных методов нельзя познать общество, поскольку социальное развитие не подчиняется никаким законам: каждое событие в обществе уникально и неповторимо. Соответственно невозможно и социальное предвидение. Науке об обществе остается только описывать то, что уже произошло, не пытаясь найти в этом каких-либо закономерностей.
3. Большая часть исследователей пытается избежать указанных крайностей и придерживается той точки зрения, что методы изучения общества и природы имеют и общие черты, и существенные отличия.
Особенности познания общества обусловлены: о чрезвычайной сложностью общества как объекта познания: общество сложнее природы уже тем, что включает в себя природное, биологическое на уровне одного из низших своих элементов; о необходимостью познания не только материального, но и духовного бытия: если в изучении природы можно ограничиться материальным, то социальные исследования предполагают учет тонких духовных факторов, не поддающихся измерению приборами; о тем фактом, что на природу мы смотрим со стороны, на общество — изнутри самого общества: общество является не только объектом, но и субъектом познания, что искажает результаты исследования, вносит в него элемент субъективности1.
В общественном познании используется ряд методов как опытного (эмпирического), так и рационального (теоретического) уровня (см. рис. 8.2).
1 Подробнее см.: Крапивенский С.Э. Указ. соч. С. 380.
174 Глава 8. Социальная философия (философия общества)
§ 8.4. Развитие общества
Теоретические |
Основные методы
-эмпирические
Исторический и логический |
Включенное
*■ Наблюдение
Невключенное
Моделирование |
Социальный эксперимент
Аналогия
Рис. 8.2. Методы социального познания
Коротко рассмотрим названные особенности социального познания на примере его методов.
При наблюдении за какой-либо социальной группой лучшие результаты дает включенное наблюдение, когда наблюдатель внедряется в эту группу; если наблюдение ведется со стороны, члены группы могут быть скованными, скрытными или даже враждебными по отношению к исследователю.
( |
Известны журналистские и социологические исследования, когда наблюдатель ради получения точной информации инкогнито внедрялся в религиозную секту, преступную группу или даже садился в тюрьму.
Эксперимент представляет собой наблюдение в контролируемых условиях. Социальный эксперимент в отличие от естественно-научного имеет ряд моральных ограничений, поскольку по сути представляет собой опыты на людях.
Исторический метод направлен на рассмотрение этапов развития общества, выявление закономерностей исторической динамики. Важно не просто описать последовательность событий, но найти логику в этом процессе, поэтому исторический метод всегда дополнен логическим.
Моделирование предполагает замещение сложного объекта упрощенным аналогом. Так, вместо опроса всех жителей большого города можно провести выборочный опрос, например 10 % его жителей, учитывая, что социальные группы (мужчины
и женщины, молодежь и пожилые люди, люди со средним и высшим образованием и т.д.) среди опрашиваемых должны быть представлены в той же пропорции, что и во всем городе. При аналогии проводятся параллели между различными историческими событиями. Так как исторические условия постоянно меняются, метод аналогии нельзя считать абсолютно достоверным, однако пока не существует более эффективных методов, позволяющих обществу не повторять своих ошибок.
Средство для познания мертвых форм - математический закон. Средство 1 для понимания форм живых — аналогия.
О. Шпенглер. Закат Европы (1917—1922)
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
1. Под общественным бытием понимают объективную (независимую от сознания человека) сторону жизни общества, под общественным сознанием - субъективную (идеи, теории, чувства и т.д.).
2. Социальное познание - это особая форма познания, предметом которого является общество.
3. Особенностями социального познания является сложность объекта познания, необходимость познания духовного, совпадение субъекта и объекта познания.
ЗАДАНИЯ
1. Дайте определение общественного бытия и общественного познания. Объясните различия между ними.
2. Назовите особенности социального познания.
3. Перечислите методы социального познания и дайте их краткую характеристику.
§ 8.4. Развитие общества
Типы социальной динамики. Направленность социального развития
Природа общества и его структура, социальное бытие и социальное познание характеризуют общество с одной стороны — устойчивой, или статической. Для объемного представления об обществе необходимо дополнить его анализ динамическим ракурсом, т.е. рассмотреть общество в движении,
Глава 8. Социальная философия (философия общества)
§ 8.4. Развитие общества
уловить закономерности в его изменении и развитии, попытаться предугадать перспективы. Все эти проблемы традиционно рассматриваются философией истории. Современная философия истории - пространство многих важных для развития общества вопросов, среди которых вопросы о типах социальной динамики, смысле исторического процесса.
При рассмотрении социальной динамики важнейший вопрос связан с определением характера и направленности изменений в обществе. В философии предложены четыре основных типа социальной динамики:циклический (рис. 8.3, а), линейный (рис. 8.3, б), спиралеобразный (рис. 8.3, в), ризомообразный (рис. 8.3, г).
Рис. 8.3. Типы
социальной
динамики
Циклическое представление о развитии общества является наиболее древним и характерно для всех мифологических систем. Для первобытного человека само время замкнуто в круг вечно повторяющихся циклов - времен суток и времен года, восходов Солнца, фаз Луны, периодов сна и бодрствования. И в социальной жизни все повторяется, так как законы традиционного общества направлены на поддержание жизненной неизменности и образ жизни древнего человека на протяжении веков почти не изменялся. Если какое-то неординарное событие нарушало установившийся порядок, общество стремилось к восстановлению первоначального состояния. В XX в. концепции циклического изменения разрабатываются в трудах сторонников цивилизационной парадигмы развития. Освальд Шпенглер, например, выделяет фазы возникновения, расцвета и гибе-
ли цивилизаций, которые вечно повторяются с появлением каждой новой цивилизации на исторической сцене.
Представления о линейном характере развития общества впервые появляются в Средневековье. Именно в эту эпоху возникают представления о прошлом, которое не повторится (сотворение мира), и будущем, которого еще не было (Страшный Суд). Развитие приобретает направленность и получает цель -круг распрямляется в прямую линию. Возникают представления об истории в собственном смысле этого слова, как о процессе, имеющем смысл и направленность, например у Августина Блаженного конечная цель истории состоит в установлении «Царства Божьего». Довольно известна линейная концепция истории Огюста Конта, который считал, что общество последовательно проходит три эпохи - теологическую (примитивные мифологические и религиозные представления), метафизическую (абстрактные философские представления), позитивную (строгое и объективное научное знание). При этом последняя эпоха является высшей, а две первые - подготовительными ступенями к ней1.
Спиралеобразная модель развития предложена Г. Гегелем. Согласно его диалектической концепции, любое развитие проходит три этапа: тезис (некое утверждение) - антитезис (отрицание тезиса), синтез (отрицание антитезиса). Синтез есть тезис на новом качественном уровне. Иначе говоря, развитие имеет одновременно как круговой, так и линейный характер, а спираль объединяет свойства линии и круга. Концепции спиралеобразного развития общества придерживаются также К. Маркс и его последователи.
Ризомообразная концепция развития общества предложена современными философами-постмодернистами. В ботанике ризомой (от фр. rhizome - корневище) называют корневище многолетних растений (например, сорняка пырея), где отсутствует центральный стержневой корень. Ризома состоит из
1 Линейная концепция не ограничивается одной линией развития, как у Августина или Конта. Их может быть две (представления о различных путях развития Востока и Запада) и более (например, к Востоку и Западу можно добавить Россию и предположить, как многие русские религиозные философы, что у нее особый путь в мировой истории). Тогда можно говорить о двулинейном или многолинейном векторах развития.
12- 1760
178 Глава 8. Социальная философия (философия общества)
множества побегов, переплетенных между собой, растущих в разных направлениях, постоянно отмирающих и возрождающихся. В применении к обществу ризома символизирует неупорядоченность, асимметрию, децентрализацию, т.е. полную хаотичность и бессмысленность социальных процессов. Используя образ ризомы, постмодернисты подчеркивают разнообразие исторических событий и ценностей, отсутствие раз и навсегда заданного вектора развития общества.
| |
Куда вы идете? Откуда вы выходите? Куда вы хотите прийти? Это достаточно бесполезные вопросы. Ж. Делёз, Ф. Гваттари. Капитализм и шизофрения (1980)
Если циклическая модель еще не подразумевает истории, то постмодернистская модель уже не подразумевает ее. Смысл и цель истории придает только направленность — в линейной или спиралеобразной форме, или же, что наиболее вероятно, в обеих этих формах вместе (поскольку они в принципе не исключают друг друга). Однако при этом остается открытым вопрос о прогрессивной или регрессивной направленности социального развития.
Развитие само по себе есть закономерное, направленное, качественное изменение. По направленности выделяют такие формы развития, как прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному и регресс (от лат. regressus — движение назад)1, представляющий противоположный тип изменения.
Начиная с XVII в. вера в прогресс выступает одной из основ европейской культуры. Философы говорили о совершенствовании общества, увеличении степени свободы и народного благоденствия. Утопически настроенные мыслители видели цель развития в идеальном состоянии общества, например коммунизме, а этапы развития общества рассматривали как ступени к нему. Некоторые западные ученые полагают, что состояние идеального общества в принципе достигнуто, и связы-
1 Кроме того, по характеру изменений выделяют революционное (скачкообразное) и эволюционное (постепенное) развитие общества. К первому можно отнести революции, войны, перевороты, ко второму — реформы, естественное политическое и экономическое развитие.
§ 8.4. Развитие общества ■ 179
вают его с либеральными демократиями США и Западной Европы. Ф. Фукуяма, выдвинувший эту концепцию, назвал современное состояние общества «концом истории», предположив, что либерализм — единственный и окончательный итог социального развития, а другие идеи (коммунизм, фашизм, национализм, религиозный фундаментализм) потерпели полный и окончательный крах:
То, чему мы, вероятно, свидетели, — не просто конец холодной войны илиочередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления'.
Однако некоторые теории утверждают, что развитие человечества регрессивно. Несомненный прогресс науки и техники не равнозначен прогрессу в развитии человечества. Не похоже, чтобы человек при всех изменениях окружающего его техногенного мира изменялся внутренне, а если изменялся, то скорее в худшую сторону. Так, Жан Жак Руссо утверждал, что человек не стал добрее за столетия развития цивилизации, напротив, цивилизация развратила его.
Действительно, можноли серьезно говорить о прогрессе нравственности, учитывая, что в войнах XX в. погибло свыше 190 млн человек2 и при этом продолжается рост вооружений и эскалация конфликтов по всему миру? Экологический кризис грозит уничтожением человека как вида. С каждым годом увеличивается число техногенных катастроф; генная инженерия изменяет способы самоидентификации человека. Моральные проблемы множатся, а человек остается тем же, что и многие столетия назад, и его способы решения проблем все еще вызывают больше вопросов, чем ответов.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
1. Вфилософии истории предложены четыре основных типа социальной динамики: циклический, линейный, спиралеобразный и ризомо-образный.
1 Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 134.
2 Поданным Всемирной организации здравоохранения.
12*
180 Глава 8. Социальная философия (философия общества)
2. По направленности выделяют такие формы социального развития, как прогресс (движение вперед) и регресс (движение вспять). Не существует единого мнения о развитии человечества: если развитие техники можно назвать прогрессивным, то относительно культуры и духовности существуют противоположные точки зрения.
ЗАДАНИЯ
1. Охарактеризуйте основные типы социальной динамики.
2. Назовите формы социального развития. Какая из них представляется вам правильной? Почему?
Гражданское общество
Структура гражданского общества. Основания гражданского общества
Гражданским обществом называют сферу свободного самовыражения людей, защищенную от произвола государства. Это все негосударственные объединения и сообщества граждан, а также совокупность нравственных, религиозных, культурных и других отношений, не зависящих от диктата государственных органов. В своей совокупности сообщества и отношения между ними формируют структуру гражданского общества (табл. 8.2).
§8.5. Гражданское общество 181
строятся на основе равноправия этих элементов. Одно сообщество не подчиняется другому; так, партии не могут приказывать фирмам, асемья может не исполнять указания церкви ит.д. В государстве, напротив, связь между элементами иерархическая — нижестоящие должны подчиняться вышестоящим.
В структуре гражданского общества два элемента — семья и политическая партия — занимают крайние, пограничные позиции. Семья находится на границе естественной общности и собственно договорного общества, между природным и культурным, а для Георга Гегеля само гражданское общество выступает в качестве «дифференциации между семьей и государством»1.
Политическая партия находится на границе гражданского общества и государства. Как добровольное объединение граждан в защиту своих интересов партия выступает элементом гражданского общества, но, придя к власти, она вписывается в структуру государства. Если «партия власти» не уравновешена другими, оппозиционными партиями, возможен переход государства к тоталитаризму; примерами этого являются такие однопартийные политические системы, как коммунистическая советская или немецкая национал-социалистическая.
Наряду со структурой можно выделить основания гражданского общества (табл. 8.3).
Таблица 8.3. Основания гражданского общества
Табл и ца 8.2. Структура гражданского общества
Социальная сфера | Экономическая сфера | Духовная сфера | Политическая сфера |
Семья, органы самоуправления, неправительственные общественные организации | Частные предприятия, фирмы, акционерные общества | Церковь, религиозные и атеистические организации, СМИ, научные объединения | Негосударственные политические объединения и движения, политические партии |
В гражданское общество входят все возможные структурные элементы общества, кроме государства. В современных теориях из гражданского общества иногда исключают и экономические институты. Отношения между выделенными в таблице сообществами, объединениями, общностями гражданского общества
Социальная сфера | Экономическая сфера | Духовная сфера | Политическая сфера |
Приоритет личности перед государством Свободная реализация частных интересов Самореализация | Рыночная экономика Ограничение государственного вмешательства в экономику Признание различных форм собственности | Свобода совести Свобода слова Толерантность Плюрализм Инициативность Приоритет морали над политическими интересами | Подчинение власти праву Принцип разделения властей Реализация прав и свобод Равенство граждан перед законом |
1 Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 228.
■шм^В
182 Глава 8. Социальная философия (философия общества)
Основа гражданского общества - свобода самовыражения и реализация интересов каждой личности. Карл Поппер в своей работе «Открытое общество и его враги» выделяет два типа обществ - закрытое и открытое. Первое характерно для первобытной эпохи с ее коллективизмом или для тоталитарного государства; оно основано на табу и запретах, при помощи которых контролируются все стороны социальной жизни. В основе открытого общества - индивидуальные решения, свобода и ответственность личности. Для Поппера открытым является общество демократического типа, где граждане свободно изъявляют свою волю по всем касающимся их вопросам. С социальной точки зрения, гражданское общество выступает как открытое общество.
С экономической точки зрения гражданское общество выступает в качестве общества «свободного рынка». Основа развития экономики — свобода экономического выбора личности и неприкосновенность частной собственности. Государство не должно контролировать экономику или само заниматься предпринимательством; его роль должна быть ролью «ночного сторожа», т.е. самой минимальной: следить за законом и создавать благоприятные условия для свободной торговли. Экономика руководствуется собственными законами; по словам английского философа и экономиста Адама Смита (1723-1790), все в этой сфере регулируется при помощи «невидимой руки» рынка.
С точки зрения духовной, гражданское общество обнаруживается в структурах общественности. Современный немецкий философ Юрген Хабермас (р. 1929) полагает, что гражданское общество проявляется в свободном общении, открытости, гласности. Граждане объединяются с единомышленниками, активно высказывают свое мнение по ряду важных проблем (политических, религиозных, экологических), спорят с оппонентами и в итоге оказывают влияние на решение этих проблем. В пространстве свободного общения никто не имеет права на единственную истину: признается равенство всех и право каждого на личный выбор в рамках общей дискуссии.
С точки зрения политической сферы, гражданское общество дополняется идеей правового государства. Термин «правовое государство» (нем. Rechtsstaat) впервые появился в Герма-
§ 8.5. Гражданское общество
нии в начале XIX в., принципы правового государства были сформулированы в работах по философии права на основе этического учения И. Канта. Теория основана на критике полицейского и феодального произвола и признании равенства прав всех граждан государства. К политическим основам правового государства следует отнести справедливость, равный доступ граждан к государственным делам и должностям, обеспечение прав и свобод гражданина. Таким образом, право ограничивает государственное вмешательство и запрещает любой произвол власти в отношении личности или каких-либо негосударственных общественных объединений.
В целом гражданское общество представляет собой сферу свободного волеизъявления граждан во всех вопросах, которые не требуют прямой заботы государства. В случае, если государство принимает на себя ответственность за решение проблем во всех без исключения социальных сферах: начинает вмешиваться в личную жизнь, диктовать религиозные предпочтения, определять духовный выбор человека, контролировать деятельность средств массовой информации, общество постепенно становится закрытым, тоталитарным, а человек - бесправным, несвободным и незащищенным от произвола всякого, имеющего власть.
ЧТОНЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
1. Гражданским обществом называется сфера свободного самовыражения граждан, защищенная от произвола государства.
2. В гражданское общество входят все возможные структурные элементы общества, кроме государства.
3. Основа гражданского общества - свобода самовыражения и реализация интересов каждой личности в экономической, политической. социальной и духовной сферах жизни общества.
ЗАДАНИЯ
1.Дайте определение гражданского общества.
2. Что входит в гражданское общество? В чем особенности отношений между элементами его структуры?
§9.1. Основания ценностей
I Q АКСИОЛОГИЯ
I JJ (ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ)
Философия, взятая в мировоззренческом аспекте, представляет собой систему взглядов человека на мир и на его место в нем. Являясь единым целым, мировоззрение, тем не менее, включает в себя различные компоненты: познавательные, эмоциональные, практические и ценностные, каждый из которых может быть рассмотрен отдельно. В системе философского знания проблемами познания занимается гносеология, практической деятельностью - этика, вопросами эмоций и чувств - эстетика и некоторые отдельные дисциплины (например, философия любви). Четвертый компонент мировоззрения - ценностное отношение человека к миру - основной предмет изучения аксиологии (от греч. axia - ценность + logos - слово, понятие, учение), т.е. учения о ценностях.
Ценностное отношение к миру отличается от сугубо познавательного. Если в научном познании мы ищем истину, то в оценивании мира нас интересует значимость вещей и явлений для человека. Оценочность -одна из важных черт, характерных для философии как особой науки. Философия не только изучает мир, но и раскрывает значение различных явлений, предметов, процессов.
Для того чтобы очертить проблемное поле аксиологии, необходимо ответить на следующие вопросы: что такое ценности и каковы их основания? Какие виды ценностей существуют? Какова форма существования ценностей? Что можно считать высшими человеческими ценностями?
Основания ценностей
Определение ценностей. Потребности, интересы и традиции
Ценностями в наиболее общем смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. В качестве ценностей могут выступать как реальные предметы окружающего мира (пища, одежда, деньги), так и разнообразные явления, общие категории и свойства (справедливость, красота, свобода, знания, истина и т.д.). Объеди-
няет их то, что все они в той или иной мере обладают способностью удовлетворять определенные потребности человека, отвечать его интересам пли же соответствуют традициям общества и тех социальных групп, в которые включен человек. Основания ценностей графически представлены на рис. 9.1.
Интересы |
Традиции |
\ |
У |
Потребности
Ценности
Рис. 9.1. Основания ценностей
Ценности основываются прежде всего на потребностях человека, т.е. нужде, неудовлетворенности, ощущении недостатка чего-то необходимого для нормального существования.
Вторичные |
Первичные |
Наиболее известная классификация потребностей человека («пирамида потребностей») разработана американским психологом Абрахамом Маслоу (1908—1970) и показана на рис. 9.2.
Пирамида потребностей А. Маслоу Рис. 9.2. Пирамида потребностей А. Маслоу
I. Самые фундаментальные потребности — нижний уровень пирамиды. Они базируются на физиологической нужде и ощущении недостатка самых элементарных благ, например на чувстве голода или жажды, холода или жары и т.д. К этому уровню можно отнести потребности в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне, чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д. Соответст-
186 Глава 9. Аксиология (теория ценностей)
венно сами предметы потребности (пища, сон и т.д.) выступают как первичные ценности.
II К первичным потребностям также относится нужда в защите и безопасности. На этих потребностях базируются ценности неприкосновенности личной собственности, гарантированной занятости, уверенности в завтрашнем дне и т.д.
III. Социальные потребности основаны на стремлении к
принадлежности и причастности к какой-либо социальной
группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются
ценности привязанности, дружбы, любви.
IV.Потребности уважения основаны на желании человека в признании его личных достижений другими, на ценностях самоутверждения, лидерства.
V. Потребности самовыражения ориентированы на духовные ценности - творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.
I «Пирамида потребностей» А. Маслоу успешно применяется в менеджменте и маркетинге. Так, в менеджменте она показывает, что производительность труда зависит не только от оплаты труда, но и от ряда конкретных мер в организации работы. В маркетинге она позволяет сделать рекламу более действенной благодаря учету реальных нужд потребителя.
Маслоу полагал, что, во-первых, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить все те потребности, которые занимают уровень пирамиды под ними - от физиологических до потребностей в уважении. Например, творчество будет восприниматься человеком как нечто, обладающее высочайшей ценностью, только в том случае, если он не испытывает сильной нужды в пище, воде, отдыхе, если его жизни ничто не угрожает и т.д.; во - вторых', если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.
Схема потребностей верна для большей части людей, однако и она имеет ряд исключений. Так, кто-то может полагать, что самовыражение гораздо ценнее любви и должно быть удовлетворено до нее; кто-то ради чувства сопричастности к группе готов отказаться от определенных гарантий безопасности (например, подросток в криминальном коллективе); кто-то ради
§9.1. Основания ценностей
великой идеи, свой страны или своих близких готов пожертвовать жизнью или свободой. Ценностный выбор также может по-разному проявлять себя в зависимости от пола, возраста, профессии, социального положения и т.п. Это происходит потому, что ценности определяются не только потребностями и нуждами человека, они также связаны с его интересами.
Интересом называют конкретную причину действий, определяющую социальное поведение. Разные социальные группы имеют свои интересы, например различны интересы у рабочих и владельцев завода, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров; поэтому отличаются и их ценности, хотя потребности у большинства людей одинаковы. Так, для молодежи более важны инновационные ценности, для пенсионеров — традиционные, для предпринимателей — материальные, для людей искусства — духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях, в частности одни и те же объекты, например музыкальное произведение или коллекция почтовых марок, у кого-то не вызовут никаких эмоций, а кто-то, напротив, посчитает их большой ценностью.
Уинстону Черчиллю (1874—1965) приписывают такие слова, подчеркивающие разницу в интересах молодежи и людей зрелого возраста: «Кто в двадцать лет не был революционером, у того нет души, а кто в сорок лет не стал консерватором, у того нет головы».
Интересы, а вслед за ними и ценности, могут быть индивидуальными и групповыми. Их также можно разделять по направленности на экономические, политические, духовные и т.д.
Многие ценности человек получает по наследству от тех традиций, в которых он был воспитан.
Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, сохраняемое и передаваемое из поколения в поколение. Как нормы, обычаи, ритуалы, традиция сохраняет и передаст собственно ценности. Традиции бывают политические и религиозные, профессиональные и корпоративные, традиции школ, университетов, общественных организаций, национальные (например, французские или русские) и т.д.
Глава 9. Аксиология (теория ценностей)
§ 9.2. Витальные и культурные ценности
Некоторые исследователи говорят о разной степени значимости ценностей в различных культурных традициях - западных (3), мусульманских (М), африканских (А). Значимость ценностей для этих культур показана в табл. 9.1 (I место соответствует самой высокой значимости)1:
Таблица 9.1. Значимость ценностей для разных культур
Ценность | I место | II место | III место | Несущественно |
И ндивидуальность | А | - | М | |
Скромность | - | AM | - | |
Пунктуальность | - | М | А | |
Уважение к старшим | AM | - | - | |
Равенство женщин | - | А | М | |
Деньги | ЗА | М | - | - |
Мощь, сила | А | М |
Ряд исследователей отмечает существенные различия между традиционными ценностями русской культуры и культуры западной:
Ценности западной культуры: о уважение к закону, правосонание; о индивидуализм, персонализм; О личная свобода и независимость; о рационализм; о активность, лидерство; о польза; о инновация, прогресс. |
Ценности русской культуры:
о вера в высшую справедливость;
о коллективность, соборность;
о патриотизм, государственность;
о вера, религиозность;
о единство, сплоченность;
о правда;
о традиционнос<