Социальная онтология и гносеология

Общественное бытие. Общественное сознание. Общественное познание

В отечественной социальной философии часто употребляются соотносительные понятия «общественное бы­тие» и «общественное сознание».

Под общественным бытием понимают объективную сторону жизни общества — все то, что существует независимо от челове­ка и его сознания. В широком аспекте общественное бытие включает в себя весь окружающий нас материальный мир, на­пример природные условия жизни общества, такие, как кли­мат, ресурсы и т.д. Помимо природы человека окружает чрез­вычайно важная техническая реальность (станки, компьюте­ры, телевизоры и т.д.). Не менее материальны и объективны социальные отношения, такие, как отношения производствен­ные — распределения, обмена, потребления и собственно са­мого производства.

Под общественным сознанием понимают соответственно субъективную сторону жизни общества. По своей сути общест­венное сознание нематериально и включает в себя всю сово­купность идей, теорий, чувств, оценок, характерных не просто для отдельного человека, а для общества в целом1. Предполага­ется, что общественное сознание отражает общественное бы­тие. Общественное сознание может отражать весь окружающий мир в целом. Такая форма общественного сознания, как наука, изучает и общество, и природу; не менее универсальна рели­гия, которая объясняет природные явления и одновременно упорядочивает социальные отношения. Общественное со­знание может быть представлено и более узкими, специализи­рованными формами, направленными только на социальные отношения, не претендуя при этом на объяснение природы. Та­ковы политика, право и мораль. Однако это деление не оконча-

1 Подобно этому, проявления общественного бессознательного (архетипы) от­ражают те индивидуальные формы бессознательного, которые встречаются у каж­дого человека вне зависимости от его уникальности.

172 Глава 8. Социальная философия (философия общества)

тельно. Например, известный немецко-американский фило­соф Ганс Йонас (1903-1993) полагал, что из-за экологического кризиса мораль в XXI в. должна измениться и включить в сферу своего рассмотрения не только социальные отношения, но и природу в целом.

В итоговом виде структура общественного бытия и общест­венного сознания выглядит так:

  Общественное бытие Общественное сознание
Окружающий мир Природное и материально-техническое окружение Религия, искусство, наука
Социальные отношения Производственные отно­шения Политика, право, мораль

Общественное бытие и общественное сознание противо­поставлены как объективное и субъективное, материальное и духовное. Тем не менее они тесно связаны друг с другом: с од­ной стороны, общественное бытие влияет на сознание, прак­тически формирует его, а с другой — сознание не только отра­жает бытие, но и оказывает на него существенное влияние (вспомним пример из § 8.1: данные Макса Вебера о том, как ре­лигия определяет экономические отношения).

Об узком и широком понятии общественного бытия. Понятия «обществен­ное бытие» и «общественное сознание» — категории марксистской фило­софии. Это с очевидностью следует, например, из того, что понятие «бы­тие» здесь совпадает с материальным, а «сознание» — с духовным, а также из диалектического характера взаимоотношений этих понятий. Если употреблять понятие «бытие» в его более традиционном, классическом

I

смысле как предельно общее понятие о реальности, то к общественному бытию нужно было бы отнести не только материальную, но и духовную реальность, — включить в него и общественное сознание, поскольку идеи, чувства, оценки не менее реальны, чем климат или ресурсы. Тем не менее традиционно в современной отечественной философии категория «общественное бытие» употребляется в узком смысле.

Социальное познание — термин, часто используемый в фило­софии, трактуется как особая форма познания, предметом кото­рого является общество.


§8.3. Социальная онтология и гносеология

Существуют три противоречивые точки зрения на социаль­ное познание.

1. Ряд исследователей считает, что познание общества принципиально не отличается от познания природы. В про­цессе анализа общества можно применять методы точных наук и естествознания, поскольку общество подчиняется таким же строгим законам, как и физический мир.

2. Изучение общества коренным образом отличается от изучения природы — при помощи естественно-научных мето­дов нельзя познать общество, поскольку социальное развитие не подчиняется никаким законам: каждое событие в обществе уникально и неповторимо. Соответственно невозможно и со­циальное предвидение. Науке об обществе остается только описывать то, что уже произошло, не пытаясь найти в этом ка­ких-либо закономерностей.

3. Большая часть исследователей пытается избежать ука­занных крайностей и придерживается той точки зрения, что методы изучения общества и природы имеют и общие черты, и существенные отличия.

Особенности познания общества обусловлены: о чрезвычайной сложностью общества как объекта познания: общество сложнее природы уже тем, что включает в себя при­родное, биологическое на уровне одного из низших своих эле­ментов; о необходимостью познания не только материального, но и ду­ховного бытия: если в изучении природы можно ограничиться материальным, то социальные исследования предполагают учет тонких духовных факторов, не поддающихся измерению приборами; о тем фактом, что на природу мы смотрим со стороны, на обще­ство — изнутри самого общества: общество является не только объектом, но и субъектом познания, что искажает результаты исследования, вносит в него элемент субъективности1.

В общественном познании используется ряд методов как опытного (эмпирического), так и рационального (теоретиче­ского) уровня (см. рис. 8.2).

1 Подробнее см.: Крапивенский С.Э. Указ. соч. С. 380.

174 Глава 8. Социальная философия (философия общества)

§ 8.4. Развитие общества




Теоретические

Основные методы

-эмпирические

Исторический и логический

Включенное

*■ Наблюдение

Невключенное

Моделирование

Социальный эксперимент

Аналогия

Рис. 8.2. Методы социального познания

Коротко рассмотрим названные особенности социального познания на примере его методов.

При наблюдении за какой-либо социальной группой лучшие результаты дает включенное наблюдение, когда наблюдатель внедряется в эту группу; если наблюдение ведется со стороны, члены группы могут быть скованными, скрытными или даже враждебными по отношению к исследователю.

(

Известны журналистские и социологические исследования, когда наблю­датель ради получения точной информации инкогнито внедрялся в рели­гиозную секту, преступную группу или даже садился в тюрьму.

Эксперимент представляет собой наблюдение в контроли­руемых условиях. Социальный эксперимент в отличие от есте­ственно-научного имеет ряд моральных ограничений, по­скольку по сути представляет собой опыты на людях.

Исторический метод направлен на рассмотрение этапов развития общества, выявление закономерностей историче­ской динамики. Важно не просто описать последовательность событий, но найти логику в этом процессе, поэтому историче­ский метод всегда дополнен логическим.

Моделирование предполагает замещение сложного объекта упрощенным аналогом. Так, вместо опроса всех жителей боль­шого города можно провести выборочный опрос, например 10 % его жителей, учитывая, что социальные группы (мужчины

и женщины, молодежь и пожилые люди, люди со средним и высшим образованием и т.д.) среди опрашиваемых должны быть представлены в той же пропорции, что и во всем городе. При аналогии проводятся параллели между различными ис­торическими событиями. Так как исторические условия по­стоянно меняются, метод аналогии нельзя считать абсолютно достоверным, однако пока не существует более эффективных методов, позволяющих обществу не повторять своих ошибок.

Средство для познания мертвых форм - математический закон. Средство 1 для понимания форм живых — аналогия.

О. Шпенглер. Закат Европы (1917—1922)

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Под общественным бытием понимают объективную (независимую от сознания человека) сторону жизни общества, под общественным сознанием - субъективную (идеи, теории, чувства и т.д.).

2. Социальное познание - это особая форма познания, предметом кото­рого является общество.

3. Особенностями социального познания является сложность объекта познания, необходимость познания духовного, совпадение субъекта и объекта познания.

ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение общественного бытия и общественного позна­ния. Объясните различия между ними.

2. Назовите особенности социального познания.

3. Перечислите методы социального познания и дайте их краткую ха­рактеристику.

§ 8.4. Развитие общества

Типы социальной динамики. Направленность социального развития

Природа общества и его структура, социальное бытие и социальное познание характеризуют общество с одной стороны — устойчивой, или статической. Для объемного пред­ставления об обществе необходимо дополнить его анализ дина­мическим ракурсом, т.е. рассмотреть общество в движении,



Глава 8. Социальная философия (философия общества)

§ 8.4. Развитие общества




Социальная онтология и гносеология - student2.ru Социальная онтология и гносеология - student2.ru уловить закономерности в его изменении и развитии, попы­таться предугадать перспективы. Все эти проблемы традици­онно рассматриваются философией истории. Современная фи­лософия истории - пространство многих важных для развития общества вопросов, среди которых вопросы о типах социаль­ной динамики, смысле исторического процесса.

При рассмотрении социальной динамики важнейший во­прос связан с определением характера и направленности изме­нений в обществе. В философии предложены четыре основных типа социальной динамики:циклический (рис. 8.3, а), линейный (рис. 8.3, б), спиралеобразный (рис. 8.3, в), ризомообразный (рис. 8.3, г).

Социальная онтология и гносеология - student2.ru

Рис. 8.3. Типы

социальной

динамики

Циклическое представление о развитии общества является наиболее древним и характерно для всех мифологических сис­тем. Для первобытного человека само время замкнуто в круг вечно повторяющихся циклов - времен суток и времен года, восходов Солнца, фаз Луны, периодов сна и бодрствования. И в социальной жизни все повторяется, так как законы традицион­ного общества направлены на поддержание жизненной неиз­менности и образ жизни древнего человека на протяжении ве­ков почти не изменялся. Если какое-то неординарное событие нарушало установившийся порядок, общество стремилось к восстановлению первоначального состояния. В XX в. концеп­ции циклического изменения разрабатываются в трудах сторон­ников цивилизационной парадигмы развития. Освальд Шпенг­лер, например, выделяет фазы возникновения, расцвета и гибе-

ли цивилизаций, которые вечно повторяются с появлением каждой новой цивилизации на исторической сцене.

Представления о линейном характере развития общества впервые появляются в Средневековье. Именно в эту эпоху воз­никают представления о прошлом, которое не повторится (со­творение мира), и будущем, которого еще не было (Страшный Суд). Развитие приобретает направленность и получает цель -круг распрямляется в прямую линию. Возникают представле­ния об истории в собственном смысле этого слова, как о процессе, имеющем смысл и направленность, например у Ав­густина Блаженного конечная цель истории состоит в установ­лении «Царства Божьего». Довольно известна линейная кон­цепция истории Огюста Конта, который считал, что общество последовательно проходит три эпохи - теологическую (при­митивные мифологические и религиозные представления), метафизическую (абстрактные философские представления), позитивную (строгое и объективное научное знание). При этом последняя эпоха является высшей, а две первые - подго­товительными ступенями к ней1.

Спиралеобразная модель развития предложена Г. Гегелем. Согласно его диалектической концепции, любое развитие про­ходит три этапа: тезис (некое утверждение) - антитезис (отри­цание тезиса), синтез (отрицание антитезиса). Синтез есть те­зис на новом качественном уровне. Иначе говоря, развитие имеет одновременно как круговой, так и линейный характер, а спираль объединяет свойства линии и круга. Концепции спи­ралеобразного развития общества придерживаются также К. Маркс и его последователи.

Ризомообразная концепция развития общества предложена современными философами-постмодернистами. В ботанике ризомой (от фр. rhizome - корневище) называют корневище многолетних растений (например, сорняка пырея), где отсут­ствует центральный стержневой корень. Ризома состоит из

1 Линейная концепция не ограничивается одной линией развития, как у Авгу­стина или Конта. Их может быть две (представления о различных путях развития Востока и Запада) и более (например, к Востоку и Западу можно добавить Россию и предположить, как многие русские религиозные философы, что у нее особый путь в мировой истории). Тогда можно говорить о двулинейном или многолиней­ном векторах развития.

12- 1760

178 Глава 8. Социальная философия (философия общества)

множества побегов, переплетенных между собой, растущих в разных направлениях, постоянно отмирающих и возрожда­ющихся. В применении к обществу ризома символизирует не­упорядоченность, асимметрию, децентрализацию, т.е. полную хаотичность и бессмысленность социальных процессов. Ис­пользуя образ ризомы, постмодернисты подчеркивают разно­образие исторических событий и ценностей, отсутствие раз и навсегда заданного вектора развития общества.

|

Куда вы идете? Откуда вы выходите? Куда вы хотите прийти? Это доста­точно бесполезные вопросы. Ж. Делёз, Ф. Гваттари. Капитализм и шизофрения (1980)

Если циклическая модель еще не подразумевает истории, то постмодернистская модель уже не подразумевает ее. Смысл и цель истории придает только направленность — в линейной или спиралеобразной форме, или же, что наиболее вероятно, в обеих этих формах вместе (поскольку они в принципе не ис­ключают друг друга). Однако при этом остается открытым во­прос о прогрессивной или регрессивной направленности со­циального развития.

Развитие само по себе есть закономерное, направленное, качественное изменение. По направленности выделяют такие формы развития, как прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному и регресс (от лат. regressus — движение на­зад)1, представляющий противоположный тип изменения.

Начиная с XVII в. вера в прогресс выступает одной из основ европейской культуры. Философы говорили о совершенство­вании общества, увеличении степени свободы и народного благоденствия. Утопически настроенные мыслители видели цель развития в идеальном состоянии общества, например коммунизме, а этапы развития общества рассматривали как ступени к нему. Некоторые западные ученые полагают, что со­стояние идеального общества в принципе достигнуто, и связы-

1 Кроме того, по характеру изменений выделяют революционное (скачкообраз­ное) и эволюционное (постепенное) развитие общества. К первому можно отнести революции, войны, перевороты, ко второму — реформы, естественное политиче­ское и экономическое развитие.

§ 8.4. Развитие общества ■ 179

вают его с либеральными демократиями США и Западной Ев­ропы. Ф. Фукуяма, выдвинувший эту концепцию, назвал современное состояние общества «концом истории», предпо­ложив, что либерализм — единственный и окончательный итог социального развития, а другие идеи (коммунизм, фашизм, на­ционализм, религиозный фундаментализм) потерпели полный и окончательный крах:

То, чему мы, вероятно, свидетели, — не просто конец холодной войны илиочередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и уни­версализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления'.

Однако некоторые теории утверждают, что развитие чело­вечества регрессивно. Несомненный прогресс науки и техники не равнозначен прогрессу в развитии человечества. Не похоже, чтобы человек при всех изменениях окружающего его техно­генного мира изменялся внутренне, а если изменялся, то ско­рее в худшую сторону. Так, Жан Жак Руссо утверждал, что че­ловек не стал добрее за столетия развития цивилизации, на­против, цивилизация развратила его.

Действительно, можноли серьезно говорить о прогрессе нрав­ственности, учитывая, что в войнах XX в. погибло свыше 190 млн человек2 и при этом продолжается рост вооружений и эскала­ция конфликтов по всему миру? Экологический кризис грозит уничтожением человека как вида. С каждым годом увеличива­ется число техногенных катастроф; генная инженерия изменя­ет способы самоидентификации человека. Моральные пробле­мы множатся, а человек остается тем же, что и многие столетия назад, и его способы решения проблем все еще вызывают боль­ше вопросов, чем ответов.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Вфилософии истории предложены четыре основных типа социаль­ной динамики: циклический, линейный, спиралеобразный и ризомо-образный.

1 Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 134.

2 Поданным Всемирной организации здравоохранения.

12*

Социальная онтология и гносеология - student2.ru Социальная онтология и гносеология - student2.ru 180 Глава 8. Социальная философия (философия общества)

2. По направленности выделяют такие формы социального развития, как прогресс (движение вперед) и регресс (движение вспять). Не су­ществует единого мнения о развитии человечества: если развитие тех­ники можно назвать прогрессивным, то относительно культуры и ду­ховности существуют противоположные точки зрения.

ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте основные типы социальной динамики.

2. Назовите формы социального развития. Какая из них представляет­ся вам правильной? Почему?

Гражданское общество

Структура гражданского общества. Основания гражданского общества

Гражданским обществом называют сферу сво­бодного самовыражения людей, защищенную от произвола го­сударства. Это все негосударственные объединения и сообще­ства граждан, а также совокупность нравственных, религиоз­ных, культурных и других отношений, не зависящих от диктата государственных органов. В своей совокупности сообщества и отношения между ними формируют структуру гражданского об­щества (табл. 8.2).

§8.5. Гражданское общество 181

строятся на основе равноправия этих элементов. Одно сообщест­во не подчиняется другому; так, партии не могут приказывать фирмам, асемья может не исполнять указания церкви ит.д. В госу­дарстве, напротив, связь между элементами иерархическая — ни­жестоящие должны подчиняться вышестоящим.

В структуре гражданского общества два элемента — семья и политическая партия — занимают крайние, пограничные пози­ции. Семья находится на границе естественной общности и собственно договорного общества, между природным и куль­турным, а для Георга Гегеля само гражданское общество высту­пает в качестве «дифференциации между семьей и государст­вом»1.

Политическая партия находится на границе гражданского общества и государства. Как добровольное объединение граж­дан в защиту своих интересов партия выступает элементом гра­жданского общества, но, придя к власти, она вписывается в структуру государства. Если «партия власти» не уравновешена другими, оппозиционными партиями, возможен переход госу­дарства к тоталитаризму; примерами этого являются такие од­нопартийные политические системы, как коммунистическая советская или немецкая национал-социалистическая.

Наряду со структурой можно выделить основания граждан­ского общества (табл. 8.3).

Таблица 8.3. Основания гражданского общества



Табл и ца 8.2. Структура гражданского общества

Социальная сфера Экономическая сфера Духовная сфера Политическая сфера
Семья, органы самоуправления, неправительст­венные общест­венные организа­ции Частные пред­приятия, фирмы, акционерные об­щества Церковь, религи­озные и атеисти­ческие организа­ции, СМИ, науч­ные объединения Негосударствен­ные политиче­ские объедине­ния и движения, политические партии

В гражданское общество входят все возможные структурные элементы общества, кроме государства. В современных теориях из гражданского общества иногда исключают и экономические институты. Отношения между выделенными в таблице сообще­ствами, объединениями, общностями гражданского общества


Социальная сфера Экономическая сфера Духовная сфера Политическая сфера
Приоритет лич­ности перед госу­дарством Свободная реали­зация частных интересов Самореализация Рыночная эконо­мика Ограничение го­сударственного вмешательства в экономику Признание раз­личных форм собственности Свобода совести Свобода слова Толерантность Плюрализм Инициативность Приоритет мора­ли над политиче­скими интересами Подчинение вла­сти праву Принцип разде­ления властей Реализация прав и свобод Равенство граж­дан перед зако­ном

1 Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 228.

■шм^В

182 Глава 8. Социальная философия (философия общества)

Основа гражданского общества - свобода самовыражения и реализация интересов каждой личности. Карл Поппер в сво­ей работе «Открытое общество и его враги» выделяет два типа обществ - закрытое и открытое. Первое характерно для перво­бытной эпохи с ее коллективизмом или для тоталитарного го­сударства; оно основано на табу и запретах, при помощи кото­рых контролируются все стороны социальной жизни. В основе открытого общества - индивидуальные решения, свобода и от­ветственность личности. Для Поппера открытым является общество демократического типа, где граждане свободно изъ­являют свою волю по всем касающимся их вопросам. С соци­альной точки зрения, гражданское общество выступает как от­крытое общество.

С экономической точки зрения гражданское общество вы­ступает в качестве общества «свободного рынка». Основа разви­тия экономики — свобода экономического выбора личности и неприкосновенность частной собственности. Государство не должно контролировать экономику или само заниматься пред­принимательством; его роль должна быть ролью «ночного сто­рожа», т.е. самой минимальной: следить за законом и создавать благоприятные условия для свободной торговли. Экономика руководствуется собственными законами; по словам англий­ского философа и экономиста Адама Смита (1723-1790), все в этой сфере регулируется при помощи «невидимой руки» рынка.

С точки зрения духовной, гражданское общество обнаружи­вается в структурах общественности. Современный немецкий философ Юрген Хабермас (р. 1929) полагает, что гражданское общество проявляется в свободном общении, открытости, глас­ности. Граждане объединяются с единомышленниками, актив­но высказывают свое мнение по ряду важных проблем (полити­ческих, религиозных, экологических), спорят с оппонентами и в итоге оказывают влияние на решение этих проблем. В про­странстве свободного общения никто не имеет права на единст­венную истину: признается равенство всех и право каждого на личный выбор в рамках общей дискуссии.

С точки зрения политической сферы, гражданское общест­во дополняется идеей правового государства. Термин «право­вое государство» (нем. Rechtsstaat) впервые появился в Герма-


§ 8.5. Гражданское общество

нии в начале XIX в., принципы правового государства были сформулированы в работах по философии права на основе эти­ческого учения И. Канта. Теория основана на критике поли­цейского и феодального произвола и признании равенства прав всех граждан государства. К политическим основам пра­вового государства следует отнести справедливость, равный доступ граждан к государственным делам и должностям, обес­печение прав и свобод гражданина. Таким образом, право огра­ничивает государственное вмешательство и запрещает любой произвол власти в отношении личности или каких-либо него­сударственных общественных объединений.

В целом гражданское общество представляет собой сферу свободного волеизъявления граждан во всех вопросах, которые не требуют прямой заботы государства. В случае, если государ­ство принимает на себя ответственность за решение проблем во всех без исключения социальных сферах: начинает вмеши­ваться в личную жизнь, диктовать религиозные предпочтения, определять духовный выбор человека, контролировать дея­тельность средств массовой информации, общество постепен­но становится закрытым, тоталитарным, а человек - бесправ­ным, несвободным и незащищенным от произвола всякого, имеющего власть.

ЧТОНЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Гражданским обществом называется сфера свободного самовыра­жения граждан, защищенная от произвола государства.

2. В гражданское общество входят все возможные структурные эле­менты общества, кроме государства.

3. Основа гражданского общества - свобода самовыражения и реали­зация интересов каждой личности в экономической, политической. социальной и духовной сферах жизни общества.

ЗАДАНИЯ

1.Дайте определение гражданского общества.

2. Что входит в гражданское общество? В чем особенности отношений между элементами его структуры?

§9.1. Основания ценностей




Социальная онтология и гносеология - student2.ru

 

I Q АКСИОЛОГИЯ

I JJ (ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ)

Философия, взятая в мировоззренческом аспекте, представляет собой систему взглядов человека на мир и на его место в нем. Являясь еди­ным целым, мировоззрение, тем не менее, включает в себя различные компоненты: познавательные, эмоциональные, практические и цен­ностные, каждый из которых может быть рассмотрен отдельно. В сис­теме философского знания проблемами познания занимается гносео­логия, практической деятельностью - этика, вопросами эмоций и чувств - эстетика и некоторые отдельные дисциплины (например, философия любви). Четвертый компонент мировоззрения - ценност­ное отношение человека к миру - основной предмет изучения аксио­логии (от греч. axia - ценность + logos - слово, понятие, учение), т.е. учения о ценностях.

Ценностное отношение к миру отличается от сугубо познавательного. Если в научном познании мы ищем истину, то в оценивании мира нас интересует значимость вещей и явлений для человека. Оценочность -одна из важных черт, характерных для философии как особой науки. Философия не только изучает мир, но и раскрывает значение различ­ных явлений, предметов, процессов.

Для того чтобы очертить проблемное поле аксиологии, необходимо ответить на следующие вопросы: что такое ценности и каковы их ос­нования? Какие виды ценностей существуют? Какова форма сущест­вования ценностей? Что можно считать высшими человеческими ценностями?

Основания ценностей

Определение ценностей. Потребности, интересы и традиции

Ценностями в наиболее общем смысле называ­ют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. В качестве ценностей могут выступать как реаль­ные предметы окружающего мира (пища, одежда, деньги), так и разнообразные явления, общие категории и свойства (спра­ведливость, красота, свобода, знания, истина и т.д.). Объеди-

няет их то, что все они в той или иной мере обладают способ­ностью удовлетворять определенные потребности человека, отвечать его интересам пли же соответствуют традициям обще­ства и тех социальных групп, в которые включен человек. Ос­нования ценностей графически представлены на рис. 9.1.

Интересы
Традиции
\
У

Потребности

Ценности

Рис. 9.1. Основания ценностей

Ценности основываются прежде всего на потребностях че­ловека, т.е. нужде, неудовлетворенности, ощущении недостатка чего-то необходимого для нормального существования.

Вторичные

 

Первичные

Социальная онтология и гносеология - student2.ru Наиболее известная классификация потребностей человека («пирамида потребностей») разработана американским психо­логом Абрахамом Маслоу (1908—1970) и показана на рис. 9.2.

Пирамида потребностей А. Маслоу Рис. 9.2. Пирамида потребностей А. Маслоу

I. Самые фундаментальные потребности — нижний уровень пирамиды. Они базируются на физиологической нужде и ощу­щении недостатка самых элементарных благ, например на чув­стве голода или жажды, холода или жары и т.д. К этому уровню можно отнести потребности в пище, воде, воздухе, одежде, те­пле, сне, чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д. Соответст-

186 Глава 9. Аксиология (теория ценностей)

венно сами предметы потребности (пища, сон и т.д.) выступа­ют как первичные ценности.

II К первичным потребностям также относится нужда в за­щите и безопасности. На этих потребностях базируются ценно­сти неприкосновенности личной собственности, гарантиро­ванной занятости, уверенности в завтрашнем дне и т.д.

III. Социальные потребности основаны на стремлении к
принадлежности и причастности к какой-либо социальной
группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются
ценности привязанности, дружбы, любви.

IV.Потребности уважения основаны на желании человека в признании его личных достижений другими, на ценностях са­моутверждения, лидерства.

V. Потребности самовыражения ориентированы на духов­ные ценности - творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.

I «Пирамида потребностей» А. Маслоу успешно применяется в менедж­менте и маркетинге. Так, в менеджменте она показывает, что производи­тельность труда зависит не только от оплаты труда, но и от ряда конкрет­ных мер в организации работы. В маркетинге она позволяет сделать рек­ламу более действенной благодаря учету реальных нужд потребителя.

Маслоу полагал, что, во-первых, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить все те потребности, которые занимают уровень пирамиды под ними - от физиологических до потребностей в уважении. Например, творчество будет восприниматься чело­веком как нечто, обладающее высочайшей ценностью, только в том случае, если он не испытывает сильной нужды в пище, воде, отдыхе, если его жизни ничто не угрожает и т.д.; во - вто­рых', если полностью удовлетворены потребности какого-ли­бо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Схема потребностей верна для большей части людей, одна­ко и она имеет ряд исключений. Так, кто-то может полагать, что самовыражение гораздо ценнее любви и должно быть удов­летворено до нее; кто-то ради чувства сопричастности к группе готов отказаться от определенных гарантий безопасности (на­пример, подросток в криминальном коллективе); кто-то ради


§9.1. Основания ценностей

великой идеи, свой страны или своих близких готов пожертво­вать жизнью или свободой. Ценностный выбор также может по-разному проявлять себя в зависимости от пола, возраста, профессии, социального положения и т.п. Это происходит по­тому, что ценности определяются не только потребностями и нуждами человека, они также связаны с его интересами.

Интересом называют конкретную причину действий, опреде­ляющую социальное поведение. Разные социальные группы име­ют свои интересы, например различны интересы у рабочих и владельцев завода, мужчин и женщин, молодежи и пенсионе­ров; поэтому отличаются и их ценности, хотя потребности у большинства людей одинаковы. Так, для молодежи более важ­ны инновационные ценности, для пенсионеров — традицион­ные, для предпринимателей — материальные, для людей искус­ства — духовные. У каждого человека есть и свои личные интере­сы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях, в частности одни и те же объекты, например музыкальное произ­ведение или коллекция почтовых марок, у кого-то не вызовут никаких эмоций, а кто-то, напротив, посчитает их большой ценностью.

Уинстону Черчиллю (1874—1965) приписывают такие слова, подчеркива­ющие разницу в интересах молодежи и людей зрелого возраста: «Кто в двадцать лет не был революционером, у того нет души, а кто в сорок лет не стал консерватором, у того нет головы».

Интересы, а вслед за ними и ценности, могут быть индиви­дуальными и групповыми. Их также можно разделять по направ­ленности на экономические, политические, духовные и т.д.

Многие ценности человек получает по наследству от тех традиций, в которых он был воспитан.

Традиции представляют собой социальное и культурное насле­дие, сохраняемое и передаваемое из поколения в поколение. Как нормы, обычаи, ритуалы, традиция сохраняет и передаст собственно ценности. Традиции бывают политические и рели­гиозные, профессиональные и корпоративные, традиции школ, университетов, общественных организаций, нацио­нальные (например, французские или русские) и т.д.



Глава 9. Аксиология (теория ценностей)

§ 9.2. Витальные и культурные ценности




Социальная онтология и гносеология - student2.ru Некоторые исследователи говорят о разной степени значи­мости ценностей в различных культурных традициях - запад­ных (3), мусульманских (М), африканских (А). Значимость ценностей для этих культур показана в табл. 9.1 (I место соот­ветствует самой высокой значимости)1:

Таблица 9.1. Значимость ценностей для разных культур

Ценность I место II место III место Несущест­венно
И ндивидуальность А - М
Скромность - AM -
Пунктуальность - М А
Уважение к старшим AM - -
Равенство женщин - А М
Деньги ЗА М - -
Мощь, сила А М  

Ряд исследователей отмечает существенные различия меж­ду традиционными ценностями русской культуры и культуры западной:

Ценности западной культуры: о уважение к закону, правосонание; о индивидуализм, персона­лизм; О личная свобода и незави­симость; о рационализм; о активность, лидерство; о польза; о инновация, прогресс.

Ценности русской культуры:

о вера в высшую справедли­вость;

о коллективность, собор­ность;

о патриотизм, государствен­ность;

о вера, религиозность;

о единство, сплоченность;

о правда;

о традиционнос<

Наши рекомендации